Китайская авиапромышленность: эволюция от последователя к конкуренту на глобальном аэрокосмическом рынке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Китайская авиапромышленность прошла долгий путь развития от первоначальных попыток лицензионного сборочного производства самолетов в 1930-х гг. до формирования мощного научно-промышленного комплекса, способного разрабатывать и производить широкий спектр авиационной техники мирового уровня. Создание крупных авиакорпораций AVIC и COMAC в начале 2000-х гг. позволило повысить эффективность отрасли и приступить к разработке собственных образцов гражданской и военной авиатехники. Запуск проекта C919 демонстрирует, что Китай способен соревноваться с Boeing и Airbus на рынке региональных самолетов. За последнее десятилетие Китай добился значительных успехов в освоении передовых технологий и наукоемких направлений авиастроения. Активно внедряются 3D-печать, производство композитных материалов, радиоэлектроника и авионика, включая системы радиоэлектронной борьбы. Продемонстрирован прогресс в создании авиационных двигателей, получивших коммерческое применение на первом китайском пассажирском самолете. В то же время перед китайским авиапромом сохраняются технологические вызовы, такие как необходимость создания конкурентоспособных авиадвигателей. Тем не менее, с учетом имеющихся темпов развития, можно прогнозировать дальнейший рост влияния КНР на глобальном рынке гражданской и военной авиатехники. Цель исследования заключается во всестороннем изучении текущего состояния и перспектив китайской авиационной промышленности и оценка ее конкурентоспособности по сравнению с Airbus и Boeing. Анализ отрасли показал, что китайская авиапромышленность за короткий исторический период смогла преодолеть технологическое отставание и выйти на уровень мировых лидеров в ряде направлений. Современный Китай обладает мощным научно-промышленным потенциалом для создания конкурентоспособной авиационной техники, в том числе гражданских пассажирских самолетов на внутренний и международный рынки. Дальнейшее развитие передовых технологий, включая стелс, гиперзвук и электроавиацию, открывает перспективы выведения китайской авиапромышленности на новый уровень в будущем.

Об авторах

Марина Сергеевна Решетникова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: reshetnikova-ms@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-2779-5838

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-математического моделирования

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Иван Алексеевич Кочергин

Российский университет дружбы народов

Email: 1032211531@rudn.ru
студент, экономический факультет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Сергей Сергеевич Швец

Российский университет дружбы народов

Email: sergey.99.official@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3468-2180

аспирант, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Barton, C. (2016). China’s Growing Airlines and Aviation Industry. China’s Economic Dilemmas in the 1990s, 469-481
  2. Cao, S., & Shi, Z. (2023, June). Application and Prospect of 3D Printing Technology in Aerospace. In 2023 International Conference on Mechatronics, IoT and Industrial Informatics (ICMIII) (pp. 66-69). IEEE. https:10.1109/ICMIII58949.2023.00019
  3. Carriço, A. (2011). The aviation industry corporation of China (AVIC) and the research and development programme of the J-20. JANUS. NET e-journal of International Relations, 96-109
  4. Changxi, L. (2016). Public Opinion, Central Decision-making Dominance and Policy Changes: A Case Study of China’s Large Aircraft Industry. China: An International Journal, 14(1), 35-55
  5. Chen, Y., Zhang, J., Li, Z., Zhang, H., Chen, J., Yang, W., & Li, Y. (2023). Manufacturing Technology of Lightweight Fiber-Reinforced Composite Structures in aerospace: current situation and toward intellectualization. Aerospace, 10(3), 206. https://doi.org/10.3390/aerospace10030206
  6. Chow, C.K., W., & Tsui, W.H.K. (2017). Organizational learning, operating costs and airline consolidation policy in the Chinese airline industry. Journal of Air Transport Management, 63, 108-118.
  7. Eriksson, S. (2010). China’s aircraft industry: collaboration and technology transfer-the case of Airbus. International Journal of Technology Transfer and Commercialisation, 9(4), 306-325.
  8. Heymann, H. (1975). China’s Approach to Technology Acquisition: Part 1.: the Aircraft Industry (p. 0089). Santa Monica, CA: Rand Corporation.
  9. Hirsh, M. (2023). The Transnational Origins of China’s Aviation Infrastructure. The China Quarterly, 255, 663-678. doi: 10.1017/S0305741023000991.
  10. Hu, Y., Dai, L., Fuellhart, K., & Witlox, F. (2024). Examining competition among airline regarding route portfolios at domestic hubs under government regulation: The case of China’s aviation market. Journal of Air Transport Management, 116, 102567. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2024.102567
  11. Long, J.J., Corbett, T., & Shats, D. (2024). Organization and Structure of the Aviation Industry Corporation of China (AVIC). China Aerospace Studies Institute
  12. McGuire, S. (2011). The changing landscape of the aircraft industry. Chatham House
  13. Meng, H., Dong, Q., Zhao, C., Ma, X., & Dong, D. (2023, July). A Research on the Intelligent Flight Deck Development Trend for the Civil Aircraft. In International Conference on Aerospace System Science and Engineering (pp. 111-124). Singapore: Springer Nature Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-97-0550-4_9
  14. Mohanty, D.R. (2000). The dragon flying high? Examining China’s aerospace industry: The Maoist era. Strategic Analysis, 23(12), 2057-2075.
  15. Niosi, J., & Zhegu, M. (2010). Multinational corporations, value chains and knowledge spillovers in the global aircraft industry. Institutions and Economies, 109-141.
  16. Plotnikov, A.N. (2007). Reform of China’s aviation industry. All-Russian economic journal EKO, 8, 129-139. (In Russ.).
  17. Sarıgül, S.S., & Coşkun, S. (2022). Effects of innovation strategies in the aviation industry. Uluslararası Yönetim Akademisi Dergisi, 5(2), 365-380. https://doi.org/10.33712/mana.1111467
  18. Siengchin, S. (2023). A review on lightweight materials for defence applications: A present and future developments. Defence Technology. https://doi.org/10.1016/j.dt.2023.02.025
  19. Stekler, H.O. (2023). The structure and performance of the aerospace industry. Univ. of California Press
  20. Su, X. (2023, September). Research on Development of Warning Principle and Display Analysis of Large Aircraft. In China Aeronautical Science and Technology Conference (pp. 62-73). Singapore: Springer Nature Singapore. https://doi.org/10.1007/978-98199-8867-9_7
  21. Szepan, M. (2012). Changing the rules of the game: the commercial aircraft industry in China. Harvard Asia Quarterly, 14. SPRING/SUMMER, XIV(1 & 2).
  22. Tyroler-Cooper, S., & Peet, A. (2013). The Chinese aviation industry: Techno-hybrid patterns of development in the C919 program. In China’s Emergence as a Defense Technological Power (pp. 89-110). Routledge.
  23. Wang, D. (2023). China’s hidden tech revolution: how Beijing threatens US Dominance. Foreign Aff., 102, 65.
  24. Zhang, J., Lin, G., Vaidya, U., & Wang, H. (2023). Past, present and future prospective of global carbon fibre composite developments and applications. Composites Part B: Engineering, 250, 110463. https://doi.org/10.1016/j.compositesb.2022.110463
  25. Zhang, Q., Yang, H., Wang, Q., & Zhang, A. (2014). Market power and its determinants in the Chinese airline industry. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 64, 1-13
  26. Zhou, Z., Zhou, X., Qi, H., Guo, W., & Qian, L. Lda-Based Approach for Online Public Opinion Analysis on the Megaproject of C919 Aircraft from a Life Cycle Perspective. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4348784

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».