Повышение туристской привлекательности российских регионов на основе кластеризации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основной целью исследования является рассмотрение повышения туристской привлекательности российских регионов на основе использования кластерного подхода с учетом формирования персонализированных технологий сервиса. Для выполнения поставленной цели приводится определение структурных компонентов туристских кластеров региона с учетом специфики предоставления туристских, рекреационных услуг, видов и факторов интеграционных процессов системы организации туристских кластеров. Результатом исследования является определение макроэкономического туристского кластера, позволяющего путем объединения последовательно или параллельно производимых технологических процессов профильных специализированных предприятий туристской территории или трансграничных территорий осуществлять создание, продвижение и предоставление кластерного турпродукта с учетом потребительских предпочтений. Макроэкономический туристский кластер отражает экономическую парадигму туристско-рекреационного комплекса, включающую системность, синергизм и институционализм, а также другие признаки организации функционирования комплексообразующих структур в туристской индустрии. В ходе исследования были уточнены виды и факторы интеграционных процессов системы организации туристских кластеров, проведено обоснование содержания системы стратегического планирования макроэкономических туристских кластеров, приведена оценка состояния российского рынка туристских услуг с учетом формирования персонифицированных технологий сервиса в условиях кластеризации, определены научно-прикладные аспекты диагностики и мониторинга функционирования туристских кластеров в условиях ограничения использования финансовых ресурсов, предложены рекомендации по важнейшим проблемам использования ресурсного обеспечения, ориентированных на максимальное предпочтение интересов и потребностей туристов в современный период развития кластеризации в туристской индустрии, а также развития интеграционно-производственных, координационных отношений деятельности профильных предприятий туристских кластеров. Отмечаются процессы, сдерживающие динамичное развитие кластерообразования в туристской индустрии, к которым следует отнести отсутствие организации по взаимодействию органов исполнительной власти трансграничных регионов, ограниченные возможности применения адаптированной методологической базы, позволяющей использовать кластерные технологии, недостаток подготовленных управленческих кадров и специалистов по вопросам формирования и использования туристских кластеров трансграничных регионов.

Об авторах

Елена Сергеевна Богомолова

Российский университет дружбы народов

Email: bogomolova-es@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-5547-1967

доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и сервиса Высшей школы управления

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Вера Викторовна Ламбрехт

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lamvera@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0009-2575-3598

cтарший преподаватель кафедры иностранных языков Высшей школы управления

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Aleksandrova, A.Yu., & Vladimirov, Yu.L. (2016) The features of the creation of tourist clusters in Russia (on the example of the Vologda region). Modern problems of service and tourism, (1), 47–58. (In Russ.).
  2. Benner, М. (2013). Towards a policy to promote tourism clusters. MPRA Paper 43924, University Library of Munich, Germany. Р. 43–58
  3. Bogomolova, E.S. (2021). Assessment of the economic potential of the tourist and recreational complex of the region. Moscow: RUSAINS, 188 p. (In Russ.).
  4. Borsch, L.M., & Polskaya, S.I. (2021). Features of the cluster approach in the recreational sector of the region in the context of digital development using the example of the Republic of Crimea. Scientific Bulletin: finance, banks, investments, 1(54), 198–211. (In Russ.). https://doi.org/10.37279/2312-5330-2021-1-198-213
  5. Cavalheiro, M., Joia L., & Mayer, В. (2021). Smart tourism destinations: (Mis) aligning touristic destinations and smart city initiatives. https://doi.org/10.1590/1807-7692bar2021190132
  6. Chernetsova, G.M., & Gomzikov, N.V. (2019). Experience in the formation of tourist clusters in the regions of the Russian Federation. Effective economic management: problems and prospects: collection of proceedings of the IV All-Russian scientific and practical conference, 351–355. (In Russ.).
  7. Chhetri, A., Arrowsmith, C., Chhetri, P., & Corcoran, J. (2013) Mapping Spatial Tourism and Hospitality Employment Clusters: An Application of Spatial Autocorrelation. Tourism Analysis, 18(5), 559–573. http://dx.doi.org/10.3727/108354213X13782245307830
  8. Da Cunha, S.K., & Da Cunha, J.C. (2005). Tourism cluster competitiveness and sustainability: Proposal for a systemic model to measure the impact of tourism on local development. https://doi.org/10.1590/S1807-76922005000200005
  9. Danilenko, N.N., & Rubcova, N.V. (2014). Comparative analysis of tourism clusters in the regions of the Baikal region: the role of cooperation as a development factor. Economy of the region, (2), 115–122. (In Russ.).
  10. Koshcheev, D.A, & Isopeskum, D.A. (2022). Designing of tourist clusters (system-agglomeration approach. Moscow. (In Russ.).
  11. Kostenko, O.V. (2016). Methodological approaches to building a cluster development strategy. Russian Entrepreneurship, 17(16), 1945–1958.
  12. Lebedinskaya, Y.S. (2015). Regional tourist cluster: the concept and specific features. Scientific review, 12, 360–364. (In Russ.).
  13. Mirzekhanova, Z.G. (2015). Cluster approach in tourism development (on the example of the Khabarovsk region. Science and tourism: strategies of cooperation, (4), 87–95. (In Russ.).
  14. Molchanova, V. (2016). Cluster approach in the innovative development of regions of recreational and tourism specialization. Collection of materials from the XVII International Scientific and Practical Conference. Innovation management: theory, methodology, practice. (In Russ.).
  15. Nagornaya, M.S., & Shevtsova, V.V. (2019). Foreign experience of the cluster management model in the field of tourism. Management in modern systems, 1(21), 7–13 (In Russ.).
  16. Naramski, M., & Herman, K. (2022) The transformation process of a former industrial plant into an industrial heritage tourist site as open innovation, 8, 1–14. https://doi.org/10.3390/joitmc8020074
  17. Porter, M. (1998). Clusters and the New Economics of Competition, 1–32
  18. Porter, M.E. (2010). Competition: Updated and Expanded Edition. Moscow, 591 p. (In Russ.).
  19. Prokhorov, A.U. & Ergunova, O.T. (2012). Marketing mechanism for attracting investments in clusters. Management of economic systems: electronic scientific journal, 7, 22–25. (In Russ.).
  20. Perles-Ribes, J.F., Rodríguez-Sánchez, I., & Ramón-Rodríguez, A.B. (2015). Is a cluster a necessary condition for success? The case of Benidorm. https://doi.org/10.1080/13683500.2015.1043247
  21. Rudchenko, V.N., & Rudchenko, V.N. (2016). Clusters in tourism: features of classification, formation process and assessment methods. Society. Wednesday. Development, 4(41), 12–18. (In Russ.).
  22. Shepelev, I.G., & Markova, Y.A. (2012). Tourist and recreational clusters as a mechanism for innovative improvement of the system of strategic management of regional development. Modern studies of social problems (electronic scientific journal), 3(11). (In Russ.).
  23. Zhilenko, V.Y., & Udalykh, S.K. (2014). Cluster approach as a tool for the development of rural tourism in the Russian Federation. Scientific result. Business and service technologies, 7, 88–91. (In Russ.).
  24. Ziyadin, S.T. (2014). Features of the cluster approach to building marketing of a travel company. International Journal of Applied and Basic Research, 7, 88–91. (In Russ.).
  25. Zobova, E.V., Moreva, S.N., & Kosenkova, Y.Y. (2017). Development of tourist and recreational clusters: Russian and foreign experience. Socio-economic phenomena and processes, 12(6). (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».