Китайские автомобильные компании на российском рынке: особенности проникновения и закрепления
- Авторы: Волгина Н.А.1, Луговская Е.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 32, № 2 (2024): ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Страницы: 303-323
- Раздел: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324284
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2024-32-2-303-323
- EDN: https://elibrary.ru/IINYRK
- ID: 324284
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение экономических санкций против России привело к массовому уходу западных компаний с российского рынка, что создало благоприятные возможности для расширения деятельности китайских автомобильных компаний. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности деятельности китайских автопроизводителей как давно присутствующих на российском рынке, так и впервые выходящих на него. По оценкам авторов, на конец 2022 г. на российском рынке присутствовали 38 китайских компаний, что составило около 60 % от всех функционирующих китайских автопроизводителей. в результате проведенного исследования была предложена авторская классификация китайских компаний на российском рынке по способу выхода на рынок, которая включает в себя «серый» экспорт, косвенный экспорт через дилеров и дистрибьюторов, собственный сбытовой филиал, прямые инвестиции, портфельные инвестиции. авторы приходят к выводу, что косвенный экспорт, наряду с собственными сбытовыми филиалами, является наиболее распространенным способом выхода китайских автомобильных компаний на российский рынок. При этом прямые иностранные инвестиции выступают важнейшим методом закрепления китайских компаний на российском автомобильном рынке. такие компании, как Chery, Great Wall, Geely, являются лидерами среди китайских компаний по продажам в России: их совокупная доля составляет около 93 %, что означает высокую концентрацию продаж. к ключевым особенностям деятельности китайских компаний с прямыми иностранными инвестициями относятся наличие мощной дилерской сети, а также производство автомобилей китайских марок на совместных предприятиях (инвестиции brownfield), где ведущую роль играет российское предприятие «автотор». единственным исключением является компания Great Wall Motor, которая построила завод Haval в Туле «с нуля» (инвестиции greenfield). авторы высказывают предположение, что малые объемы китайских инвестиций в российскую автомобильную промышленность объясняются в том числе превалированием brownfield инвестиций над инвестициями greenfield. на основе проведенного исследования авторы полагают, что важнейшими факторами продвижения китайских автомобильных компаний в России выступят разворачивающиеся процессы цифровизации, а также растущий спрос на электромобили. При этом китайским автопроизводителям придется столкнуться с серьезной конкуренцией как со стороны российских, так и корейских компаний.
Об авторах
Наталья Анатольевна Волгина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: volgina_na@pfur.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Екатерина Михайловна Луговская
Российский университет дружбы народов
Email: 1032193395@pfur.ru
выпускница института мировой экономики и бизнеса экономического факультета Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
- Barabolina, A.I. (2008). World car manufacturers on the Chinese market in the initial period of reforms 1978–1993. Problems of Modern Economy, 3(27) (In Russ.).
- Hove, A. (2024). An Update on Chin’s EV Revolution. The Oxford Institute for Energy Studies. 1 February. 28 p.
- Kachamina, M.Yu. (2023). Russian car market and car industry under sanctions. In V.S. Syunev (Editor-in-chief), A.A. Malyshko (Responsible for the issue), Research work of students and young scientists: Proceedings of the 75th anniversary 75th All-Russian (with international participation) scientific conference of students and young scientists, Petrozavodsk. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University. 380–382. (In Russ.).
- Kostrov, V.V. (2024). The entry of Chinese car brands into the Russian market. Scientific Education, (1), 80–82. (In Russ.).
- Lugovskaya, E.M. (2023). Green transport in the context of sustainable development: the experience of China. In Economics and Innovations: Collection of articles of participants of the interuniversity scientific-practical conference, Moscow, 17 November 2022. Volume 2 (pp. 232–237). Moscow: Plekhanov Russian University of Economics. (In Russ.).
- Popova, L.V. (2023). Direct investments of the PRC in the Russian automotive sector in the framework of the global strategy of Chinese automakers. Russian-Chinese Studies, 7(4), 354–366. (In Russ.).
- Sazonov, S.L. (2020). Automotive complex of the People’s Republic of China: Imperatives of innovative development: In 2 books. Russian Academy of Sciences, Institute of Far East,
- Centre for Socio-Economic Studies of China. Book 1. Moscow: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. 400 p. (In Russ.).
- Usnyan, S.L. (2022). Sanctions against the automotive industry: consequences and prospects for Russia and Western automotive companies. Management of Economic Systems, 4(40), 16–19. (In Russ.).
- Volgina, N.A., & Wang, Y. (2023). The Impact and Role of Foreign Direct Investment in the Modernization of China’s Automotive Industry. In E.G. Popkova (Ed.), Sustainable Development Risks and Risk Management. Advances in Science, Technology & Innovation (pp. 257–262). Springer, Cham.
- Yang, Yang. (2014). Becoming the automotive industry in China. Transport business of Russia, 2, 69–71. (In Russ.).
Дополнительные файлы
