Современное состояние и перспективы развития морских портов Китая

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С экономической точки зрения порты способствуют всестороннему развитию городов и могут оказывать всестороннее стимулирующее воздействие на экономику внутренних районов. Являясь узлом, соединяющим различные виды транспорта, такие как железные дороги, автомагистрали, авиация и трубопроводы, порты являются незаменимым компонентом транспортной сети государства. В ходе поэтапного совершенствования транспортной системы Китайской Народной Республики (КНР) портовая отрасль страны активно поддерживается национальной политикой. Вместе с тем порты являются воротами для внешней торговли страны или региона. Эффективность работы портов напрямую связана с эффективностью внешнеэкономического сотрудничества. Кроме того, развитие портов тесно связано с экономической безопасностью страны. Порты инициируют социально-экономический рост региона, служат центром социальной деятельности. Порты также являются основным источником занятости, поскольку в портах занято большое количество рабочих. Становление Китая как великой морской державы на наших глазах становится свершившимся фактом. В условиях глубоких изменений во внутренней и международной макросреде портовая отрасль КНР ускоряет темпы трансформации и модернизации, придерживаясь новых концепций развития и обеспечивая решительную поддержку экономического развития государства. В исследовании раскрывается современное лидерство Китая в мировой портовой отрасли, сформировавшееся в жесткой конкурентной борьбе крупнейших портов Восточной Азии. Изучены этапы развития портов КНР и роль плановой экономики в этом процессе, современная структура портового хозяйства КНР и ведущих портов страны. Рассматриваются новые тенденции и перспективы развития как континентальных, так и зарубежных портов КНР. Анализируется место КНР в современной мировой портовой отрасли, проводится определение этапов развития портов КНР и роли плановой экономики в этом процессе, исследование современной структуры портового хозяйства КНР и ведущих портов страны, выявление новых тенденций и перспектив развития континентальных и зарубежных портов КНР, рассматриваются ключевые тенденции и проблемы, лежащие в основе последних изменений в портовой системе Китая. До настоящего времени в отечественной библиографии не было комплексного исследования, дающего общее представление о роли портового хозяйства в развитии экономики КНР и лидерстве Китая в портовой и судоходной отраслях мира. Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел.

Об авторах

Нелли Кимовна Семенова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: semenovanelli-2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7872-8972

кандидат политических наук, старший научный сотрудник

Российская Федерация, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12

Список литературы

  1. Akimov, A.V. (2020). Asian maritime transport in Asia: a brief statistical essay. Eastern Analytics, 3, 15–27. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2020-03-015-027
  2. Aritua, B., Cheng, L., Liere, R., & Leijer, H. (2020). Blue Routes for a New Era: Developing Inland Waterways Transportation in China (English). International Development in Focus Washington. D.C.: World Bank Group. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1584-3
  3. Bevelikova, N.M., & Petrovsky, V.E. (2021). “The Maritime Silk Road of the XXI century”: ideas and reality. China in world and regional politics. History and modernity. Vol. 26, no. 26, 151–163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2618-6888-2021-26-151-163
  4. Brooks, M.R., Cullinane K.P.B., & Pallis, A.A. (2017). Revisiting Port Governance and Port Reform: A Multi-country Examination. Research in Transportation Business and Management, 22, 1–10. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2017.02.005
  5. Dirko, S.V., & Tikhomirova, V.S. (2020). Competitive position of the Chinese ports as infrastructure facilities of maritime transport. Transport and logistics: current issues, design solutions and innovative achievements. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Krasnoyarsk, 45–48.
  6. Fedorov, L.S., & Ovchinnikov, P.N. (2011). State Strategic Management for the Development of Seaports of the People’s Republic of China. Transport Massanger, (10), 16–22. (In Russ.).
  7. Fugazza, M., & Hoffmann, N.D.J. (2017). Liner shipping connectivity as determinant of trade. Journal of Shipping and Trade, 2(1), 1–18. https://doi.org/10.1186/s41072-017-0019-5
  8. Ghiasy, R., Fei Su, & Saalman, L. (2018). The 21st century Maritime Silk Road. Security implications and ways forward for the European Union. Stockholm: SIPRI. 50 p.
  9. Huo, W., Zhang, W., & Chen, P.S.L. (2018). Recent development of Chinese port cooperation strategies. Research in transportation business, & management, 26, 67–75. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2018.01.002
  10. Jiang, B., Li J., & Mao, X. (2012). Container Ports Multimodal Transport in China from the View of Low Carbon. Asian J. Shipping Logist, 28, 321–343. https://doi.org/10.1016/j.ajsl.2013.01.003
  11. Khalatyan, S.G., & Boyko, O.N. (2020). Features of the work of ports in China: logistical aspects. Science and education: topical issues, achievements and innovations. Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference, 76–78. (In Russ.).
  12. Khodova, S.S., & Vershinina, V.A. (2015). The history of the formation of free ports in China. International Journal of Applied and Basic Research, (8–3), 592–597. (In Russ.).
  13. Kochetova, K.V., Popova, Yu.I., & Levchenko, T.A. (2019). The state of China’s port infrastructure and its contribution to the development of the world transport infrastructure. Topical issues of modern economy, (4), 436–441.
  14. Komissina, I.N. (2017). The Maritime Silk Road of the XXI century — China’s global geopolitical project. Problems of National Strategy, 1(40), 60–81. (In Russ.).
  15. Korchagina, E.V., Topina, E.A., & Yadykin, V.K. (2020). Chinese sea ports as the key elements of foreign trade infrastructure. Digital Economy and Industry 4.0: Foresight Russia. Proceedings of the scientific and practical conference with foreign participation. Peter the Great St. Saint Petersburg: POLYTECH-PRESS. 95–99. https://doi.org/10.18720/IEP/2020.1/9
  16. Larin, V.L., & Pestsov, S.K. (2020). The formation of China as a great maritime power. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 13(3), 27–46. (In Russ.). https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-3-2
  17. Lirn, T., Jim Wu Y., & Chen, Y.J. (2013). Green performance criteria for sustainable ports in Asia. International Journal of Physical Distribution, & Logistics, Management, 43(5/6), 427–451. https://doi.org/10.1108/IJPDLM-04-2012-0134
  18. Merinova, A.S. (2020). Development of Free Trade Ports in China. Polytransport systems. Materials of the XI International Scientific and Technical Conference (November 12–13, 2020), pp. 19–23. Novosibirsk: SSUPS Publishing House.
  19. Metelkin, P.V., & Ovchinnikov, P.N. (2014). Experience in the development of China’s seaports. Transport Massanger, 3, 42–44. (In Russ.).
  20. Mozias, P.M. (2013). China’s marine economy: trends and problems of development. Society and the State in China. 2013, 43(2), 424–456. (In Russ.).
  21. Notteboom, T., & Yang, Z. (2017). Port governance in China since 2004: Institutional layering and the growing impact of broader policies. Research in Transportation Business and Management, 22, 184–200. https://doi.org/10.1016/j.rtbm.2016.09.002
  22. Notteboom, T.E., & Haralambides, H.E. (2020). Port management and governance in a postCOVID-19 era: quo vadis. Maritime Economics, & Logistics, 22(3), 329–352. https://doi.org/10.1057/s41278-020-00162-7
  23. Semenova, N.K., & Aristova, L.B. (2020). Port of Shanghai: Factors of development. Eastern Analytics, (3), 154–178. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2020-03-154-178
  24. Syachin, V.G., & Epstein, V.A. (2020). Sea port complexes as a key link in the functioning of the transport system of the People’s Republic of China. Modern Oriental Studies, 2(5), 99–113. (In Russ.).
  25. Yuzeev, E.A. (2018). Prospects for the development of China’s seaport infrastructure. Breakthrough economic reforms in conditions of risk and uncertainty. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. Tyumen, January 17, 2018, part 2, pp. 217–222. Sterlitamak: AMI. 247 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».