Оценка эффективности бюджетного финансирования инновационных российских университетов
- Авторы: Ковельский В.В.1, Ростова Е.П.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 31, № 2 (2023): ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
- Страницы: 330-349
- Раздел: ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/324336
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-2-330-349
- EDN: https://elibrary.ru/AEORPI
- ID: 324336
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследована эффективность государственного финансирования инновационных университетов РФ, участвовавших в проекте «5-100» и имеющих статус национальных исследовательских университетов. Анализ расходования денег налогоплательщиков во все времена являлся одним из важных элементов федерального учета и контроля любого государства. Сам проект «5-100» явился важной вехой в развитии университетов России и повышения их конкурентоспособности на международном рынке. Конечно же, как и любой значимый проект со значительным финансированием, «5-100» во все годы своего существования вызывал самые различные эмоции, от полного восторга до полного неприятия. Одним из элементов негативной риторики было вложение федеральных средств для развития научной составляющей университетов. Однако в ходе многочисленных проверок значимых нарушений выявлено не было и результаты проекта были признаны удовлетворительными. Вместе с тем авторам было интересно исследовать более глубокие пласты проекта «5-100», в частности связь между территориальными составляющими и рядом важнейших показателей, таких как, например, публикационная активность, доход от научных исследований и других. На основе анализа статистических данных выявлена неоднородность соотношения результатов НИОКР и объемов бюджетного финансирования вузов, показано влияние территориального фактора на исследуемые показатели. Рассматриваемые в исследовании вузы на основании анализа восьми показателей, характеризующих публикационную активность сотрудников вузов и объемы финансирования НИОКР, разделены на три кластера без учета территориального признака. Проведенный анализ позволил в том числе выявить неравномерное распределение бюджетного финансирования НИР. Авторы объясняют данный эффект территориальными особенностями вузов, когда региональные вузы получают меньшее финансирование по сравнению с вузами ЦФО и С-ЗФО. При этом не все вузы ЦФО и С-ЗФО отличаются высоким количеством публикаций в отечественных и зарубежных информационно-аналитических системах научного цитирования. Вместе с тем даже при распределении средств, которое могло бы быть более эффективным, значимость проекта «5-100» для развития системы высшего образования все же велика и текущие важнейшие проекты Минобрнауки, такие как «Приоритет - 2030», продолжают лучшее, что было в проекте «5-100».
Об авторах
Виктор Владиславович Ковельский
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: kovelskiy.vv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-6792-2101
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры математических методов в экономике
Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34Елена Павловна Ростова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: rostova.ep@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-6432-6590
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры математических методов в экономике
Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34Список литературы
- Abdullah, M.A., & Rusdarti, R. (2017). The Impact of Government Expenditure on Economic Growth in Indonesia, Malaysia and Singapore. Journal of Economic Education, 6(1), 11–18.
- Artem’eva, A.A., Artem’eva, R.A. & Rudenko, N.V. (2018). Analysis of the implementation of the project 5–100. In Sphere of knowledge in matters of culture, science and education. Сollection of scientific papers. Kazan. ( pp. 149–153). (In Russ.).
- Bannykh, G.A. & Kostina, S.N. (2019). Implementation of cluster policy with the participation of universities as a factor in the development of the territory. Russian regions in the focus of change. Collection of reports of the XIII International Conference, 25–33. (In Russ.).
- Buyse, T., Heylen, F., & Schoonackers, R. (2020). On the impact of public policies and wage formation on business investment in research and development. Economic Modelling, 88, 188–199. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2019.09.022
- Coccia, M. (2018). What is the optimal rate of R&D investment to maximize productivity Growth? Technological Forecasting & Social Change, (76), 433–446. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2008.02.008
- Gordashnikova, O.Yu. (2018). Results of cluster analysis of factors influencing the competitiveness of the university. Economic security and innovation management. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 182–185. (In Russ.).
- Grishakina, E.G. (2021). Project 5–100: results of implementation, contribution to the development of the system of higher education and science / Grishakina E.G., Trostyanskaya I.B., Smirnova A.V., Parkacheva V.L., Polikhina N.A., Filippov B.Yu. Moscow: Federal State Autonomous Scientific Institution “Center for Sociological Research”. (In Russ.).
- Győrffy, B., Nagy., A.M., & Herman, P. (2018). Factors influencing the scientific performance of Momentum grant holders: an evaluation of the first 117 research groups. Scientometrics, (117), 409–426. https://doi.org/10.1007/s11192-018-2852-1
- Ilina, I., Zharova, E., Borodin, A., & Burlankov, S. (2016). Assessing the effectiveness of public investment in research and development by federal executive bodies in Russia. Olsztyn Economic Journal, 11(4), 399–410.
- Ketikidis, P., & Solomon, A. (2018). Co-Producing Knowledge, Innovation and Growth Through University-Industry Collaboration-Lessons from Experience. Industry and Higher Education, 32(4), 211–212. https://doi.org/10.1177/0950422218786772
- Kharchenko, V.N. (2017). Innovative activity and innovative potential of a private university. In Problems of interaction between civil society, government and business. Collection of scientific articles based on materials of the IX International Scientific and Practical Forum, 191–197.
- Kharchenko, V.N. (2017). Requests for changes in the competencies of a university graduate. Actual problems of the development of transport communications (Aviatrans-2017). Materials of the International scientific-practical conference, 90–98. (In Russ.).
- Kharchenko, V.N. (2018). Methodology for the development of competitive clusters in the field of education. Modern competition, 12(2), 126–131. (In Russ.).
- Kosyakov, D., & Gusko, A. (2019). Research assessment and evaluation in Russian fundamental science. Procedia Computer Science, (146), 11–19.
- Kotova, N.A. (2020). Innovative and educational environment of the university: analysis of the essence and structural components. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 25(184), 15–24. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-15-24 (In Russ.).
- Mikhaylov, A.S., & Peker, I.Yu. (2019). Spatial distribution of the intellectual capital of Russia. Higher Education in Russia, 28(6), 28–39.
- National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. (2016). Optimizing the Nation’s Investment in Academic Research: A New Regulatory Framework for the 21st Century. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/21824. https://doi.org/10.17226/21824
- Nekrep, A., Strašek, S., & Boršič, D. (2018). Productivity and Economic Growth in the European Union: Impact of Investment in Research and Development. Našegospodarstvo (Our economy), 64(1), 18–27. https://doi.org/10.2478/ngoe-2018-0003
- Pisár, P., Šipikal, M., Jahoda, R., & Špaček, D. (2018). Performance Based Funding of Universities: Czech Republic and Slovakia. Performance-Based Budgeting in the Public Sector, 237–254.
- Pisár, P., & Varga, M. (2018). Public Support for Higher Education Institutions from EU Structural Funds and its Evaluation: Case Study of Slovakia. NISPAcee. Journal of Public Administration and Policy, 11(2), 103–127. https://doi.org/10.2478/nispa-2018-0015
- Pushnykh, V.A., Gulius, N.S. & Yatkina, E.Yu. (2021). Influence of corporate culture on the performance of universities in the project “5–100”. Higher education in Russia, 30(7), 31–39. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-31-39 (In Russ.).
- Surova, N.Yu. (2019). Integrated education as the basis of a cluster approach for the digital transformation of the socio-economic system of Russia. Bulletin of the Academy, (1), 50–55. (In Russ.).
- Surova, N.Yu. (2022) Possibilities of the federal project “Personnel for the Digital Economy” for the training of a new generation. Bulletin of the Academy, (3), 59–64. (In Russ.).
- Wang, E.C. (2010). Determinants of R&D investment: The Extreme-Bounds-Analysis approach applied to 26 OECD countries. Research Policy, 39(1), 103–116 https://doi.org/10.1016/j.respol.2009.11.010
- Wang, E.C. (2007). R&D efficiency and economic performance: A cross-country analysis using the stochastic frontier approach. Journal of Policy Modeling, 29(2), 345–360. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2006.12.005
Дополнительные файлы
