Символический (имиджевый) капитал городов Пермского края: семантический подход к оценке качества городской среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важную роль в развитии территории играет умение выявить ее уникальные черты и сформировать позитивный образ места. Семантический анализ урбанизированного пространства позволяет решить обозначенную проблему: обнаружить привлекательные и непривлекательные черты города и дать рекомендации по созданию уникального бренда территории. Исследование основано на результатах опроса студентов Пермских вузов, демонстрирующих их отношение к конкретному городу и представление об идеальном городском пространстве. Мнения респондентов распределялись по 3-х балльным шкалам диаметрально противоположных качественных характеристик городской среды, например: компактный - пространный, яркий - тусклый и т.д. Дополнительно проводилась оценка населением урбанизированных пространств Пермского края на основании когнитивного восприятия его другими органами чувств (категории «вкус», «цвет», «звук», «запах»). Семантический анализ позволил сформировать представление о городах Пермского края как относительно комфортных и позитивных, но недостаточно ярких, чистых, приветливых и озелененных. Выявлены и другие параметры среды городов, что позволило дать рекомендации по формированию благоприятного имиджа (бренда) городских поселений Пермского края. Тяготение населения к значительно озелененному, чистому и тихому городскому пространству демонстрирует тенденции экологизации и рурализации горожан. Семантический анализ позволяет дать субъективную оценку места и обозначить перспективы повышения его символического капитала, используя диаметрально противоположные характеристики территории. Позитивная черта методики в возможности ее применения к каждой территории.

Об авторах

Вячеслав Алексеевич Столбов

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Stolbov210857@mail.ru

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии

Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15, корп. 8

Екатерина Юрьевна Тежикова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: kattezh@gmail.com

магистр 1-го года обучения кафедры социально-экономической географии

Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15, корп. 8

Список литературы

  1. Bakaeva Zh.Ju. (2010). Fenomen informacii v semanticheskom aspekte: avtoref. dis. … d-ra fil. nauk [The phenomenon of information in the semantic aspect]. Cheboksary, 48. (In Russ.)
  2. Balabejkina O.A., Fajbusovich Je.L. (2018). Uroven’ urbanizirovannosti territorii Rossijskoj Federacii: regional’nyj razrez [Level of urbanization in the Russian Federation: regional section]. Geograficheskij vestnik, 1(44), 72-82. (In Russ.)
  3. Balina T.A., Gal’ceva A.N., Ovsjankina A.A. (2018). Kompleksnaja ocenka kachestva gorodskoj sredy: podhody k izucheniju [Integrated assessment of the quality of the urban environment: approaches to the study]. Sovremennyj gorod: vlast’, upravlenie, jekonomika: sbornik nauchnyh statej, VIII. Perm’: Perm. nac. issled. politehn. un-t Publ., 227 p. (In Russ.)
  4. Batov V.I., Zhbanov V.I., Radin V.N. (1977). Ocenka dorozhnyh znakov po semanticheskim priznakam [Evaluation of road signs on semantic signs]. Tehnicheskaja estetika, (3), 8-10. (In Russ.)
  5. Chernyh A.V., Kamenskih M.S., Subbotinoj A.A., Neganova S.V. (eds.) (2014). Narody Permskogo kraja: jetnicheskaja istorija i sovremennoe jetnokul’turnoe razvitie: slovar’-spravochnik [The peoples of the Perm region: ethnic history and contemporary ethnic and cultural development: dictionaryreference]. Saint Petersburg, 416. (In Russ.)
  6. Denisov A.V. (2008). Antichnye mifologicheskie opernye sjuzhety v kontekste kul’turypervoj poloviny XX veka - semanticheskij analiz: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedenija [Ancient mythological opera plots in the context of culture of the first half of the XX century - semantic analysis]. Saint Petersburg,36. (In Russ.)
  7. Davis S., Dann M. (2005). Brend-bilding: sozdanie biznesa, raskruchivajushhego brend [Brand building: creating a business that promotes the brand]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320. (In Russ.)
  8. Emel’janov V.V. (2014). Kalendar’ i hronopsihologija (o semanticheskoj oppozicii vesny i oseni v mesopotamskih tekstah) [Calendar and chronopsychology (on the semantic opposition of spring and autumn in Mesopotamian texts)]. Antropologicheskij forum, (22), 143-163. (In Russ.)
  9. Il’muhin V.N. (2014). Gorodskaja sreda kak faktor determinacii povedencheskih praktik: varianty sociologicheskoj konceptualizacii [Urban environment as a factor of determination of behavioral practices: variants of sociological conceptualization]. Vestnik RUDN. Seriya: Sociologija, (3), 87-98. (In Russ.)
  10. Nefedova E.A. (2008). Leksiko-semanticheskoe var’irovanie v prostranstve dialekta: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk [Lexical-semantic variation in the dialect space]. Moscow, 48. (In Russ.)
  11. Sharygin M.D. (2008). Sovremennye problem ekonomicheskoj i social’noj geografii [Modern problems of economic and social geography]. Perm’: Perm. un-t Publ., 427. (In Russ.)
  12. Shihnabieva T.Sh. (2008). Metodicheskie osnovy predstavlenija i kontrolja znanij v oblasti informatiki s ispol’zovaniem adaptivnyh semanticheskih modelej: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk [Methodical bases of knowledge representation and control in the field of Informatics with the use of adaptive semantic models]. Moscow, 387. (In Russ.)
  13. Snegirjova E.V. (2011). Ispol’zovanie regional’nyh i subregional’nyh turistskih resursov i problemy metodologii ih ocenki [The use of regional and sub-regional tourism resources and the problems of methodology]. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika, (4), 119-125. (In Russ.)
  14. Stolbov V.A. (2018). Sovremennyj gorod: vosprijatie, funkcii, interesy zhitelej [The modern city: the perceptions, functions and interests of the residents]. Sovremennyj gorod: vlast’, upravlenie, jekonomika: sbornik nauchnyh statej, VIII. Perm’: Perm. nac. issled. politehn. un-t Publ., 227. (In Russ.)
  15. Stolbov V.A., Sharygin M.D. (2009). Povedencheskaja geografija [Behavioral geography]. Perm’: Perm. gos. un-t Publ., 354. (In Russ.)
  16. Stolbov V.A., Sharygin M.D. (2016). Regional’nyj potencial i regional’nyj kapital: “vozmozhnoe” - “real’noe” - “neobhodimoe” [Regional capacity and regional capital: “possible” - “real” - “necessary”]. Jekonomika regiona, 12(4), 1014-1027. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».