Пространственная дифференциация активности инорегиональных покупателей на рынке жилья Московского региона

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Жилищное строительство в Московской агломерации тесно связано с миграцией населения России в столичный регион. Покупка жилой недвижимости является одним из каналов миграции на постоянное место жительства (ПМЖ). Приобретение иногородними покупателями на первичном рынке Московского столичного региона (МСР) до 2,5 млн м2 недвижимости обеспечивает жильем около 100 тыс. чел. мигрантов в год, или около 40 % чистого миграционного притока. На инорегиональных покупателей приходится 17 % сделок на первичном рынке жилья Москвы и 23 % в Подмосковье. Активность покупателей на рынке жилья МСР обладает пространственной дифференциацией по регионам России, которую определяют факторы природной ренты, агломерационного эффекта, статусной ренты в крупных городах, расстояния от МСР. Региональная принадлежность покупателей определяется по адресам их первоначальной регистрации. Фактор природной ренты проявляется в высокой доле (6,4 %) покупателей жилья в Москве из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (ХМАО и ЯНАО), почти вчетверо превышающий их долю в населении. Фактор расстояния приводит к превышению в 2,1 раза доли покупателей жилья в Москве из регионов-соседей 1-го порядка над их долей в населении. Региональная дифференциация покупателей жилья во многом определяется конкуренцией за человеческий капитал не только между регионами в целом, но и между крупными городами и региональными центрами. Именно в них проявляется действие агломерационного эффекта. Наибольшая активность на рынке жилья Москвы характерна для жителей из городов с численностью населения 250-500 тыс. чел., Московской области - с численностью населения 100-250 тыс. чел. Доля покупателей из городов-миллионников (17,7 %) незначительно превышает их долю в населении. Малые города и сельская местность обладают слабой покупательской активностью на рынке жилья. Таким образом, развитие альтернативных Москве центров притяжения на национальном уровне связано с изменением миграционных стимулов для жителей городов с населением 100-500 тыс. чел.

Об авторах

Николай Константинович Куричев

Институт географии Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: nk.kurichev@gmail.com

кандидат географических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт географии Российской академии наук».

Российская Федерация, 119017, Москва, Старомонетный пер., 29

Екатерина Константиновна Куричева

Екатерина Константиновна

Email: kuricheva@gmail.com

старший аналитик, консалтинговое бюро «Стрелка».

Российская Федерация, 119072, Москва, Берсеневская наб., д. 6, стр. 3

Список литературы

  1. Kurichev N.K., Kuricheva E.K. (2018). Vzaimosvyaz’ zhilishchnogo stroitel’stva v Moskovskoi aglomeratsii i migratsiya naseleniya v stolichnyi region [Interrelation of housing construction in the Moscow agglomeration and migration to the capital region]. Izv. Ros. akad. nauk. Seriya Geograficheskaya. No. 1. Pp. 5—20. (In Russ.)
  2. Makhrova A.G. (2006). Rynok zhil’ya i rasselenie v Moskovskom regione [Housing market and the settlement pattern in Moscow region]. Demoscope Weekly. No. 247—248. http://polit.ru/ article/2006/06/02/demoscope247 (accessed: 16.09.2017). (In Russ.)
  3. Makhrova A.G., Sternik G.M. (2005). Tendentsii i faktory razvitiya rynka zhil’ya v Moskovskoi oblasti [Trends and factors of housing market development in Moscow oblast]. Regional’nye Issledovaniya. No. 2(6). Pp. 50—62. (In Russ.)
  4. Regiony Rossii. Osnovnye sotsialno-ekonomicheskie pokazateli gorodov. 2016. Stat. sb [Regions of Russia. Main socioeconomic indicators of cities. 2016. Statistical Handbook]. Moscow: Rosstat Publ. 442 p.
  5. Bloze G. (2009). Interregional migration and housing structure in an East European transition country: A view of Lithuania 2001–2008. Baltic Journal of Economics. Vol. 9. No. 2. Pp. 47—66.
  6. Coleman A., Landon-Lane J. (2007). Housing markets and migration in New Zealand, 1962—2006. Reserve Bank of New Zealand. No. DP2007/12.
  7. Garriga C. et al. (2014). Rural-Urban Migration, Structural Transformation, and Housing Markets in China. Federal Reserve Bank of St. Louis. Working Paper Series. No. 2014—028.
  8. Gyourko J., Mayer C., Sinai T. (2013). Superstar cities. American Economic Journal: Economic Policy. Vol. 5. No. 4. Pp. 167—199.
  9. Hilber C.A.L., Rouw endal J., Vermeulen W. (2014). Local economic conditions and the nature of new housing supply. SERC Discussion paper 164.
  10. Kashnitsky I., Gunko M. (2016). Spatial variation of in-migration to Moscow: testing the effect of housing market. Cities. Vol. 59. Pp. 30—39.
  11. Saiz A. (2007). Immigration and housing rents in American cities. Journal of urban economics. Vol. 61. No. 2. Pp. 345—371.
  12. Vermeulen W., van Ommeren J. (2006). Housing supply and the interaction of regional population and employment. CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis. No. 65.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».