Электронная коммерция в Европейском союзе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Электронная коммерция стала ключевым фактором развития международной торговли, существенно упростив и ускорив процессы обмена товарами и услугами. Исследование посвящено оценке правовых механизмов регулирования данной сферы, анализу современного состояния электронной коммерции в Европейском союзе (ЕС). Цель исследования заключается в выявлении основных факторов и тенденций, определяющих дальнейшее развитие электронной коммерции в ЕС. Сформулированы задачи: проанализировать основные нормативно-правовые акты, регулирующие электронную коммерцию в ЕС, оценить современное состояние электронной коммерции в ЕС, выявить проблемы на пути развития электронной коммерции в ЕС. Методология исследования построена на комбинации методов: анализ нормативно-правовых актов ЕС, обзор научной литературы и статистических данных, а также сравнительный анализ подходов к регулированию электронной коммерции в различных юрисдикциях. Результаты исследования показали, что ЕС активно формирует комплексную правовую базу для регулирования электронной коммерции, направленную на гармонизацию правового пространства, защиту прав потребителей, регулирование деятельности крупных онлайн-платформ и обеспечение безопасности цифровой среды. Статистические данные свидетельствуют о динамичном росте электронной коммерции в ЕС. Отмечены проблемы, связанные с фрагментацией рынка, кибербезопасностью, логистическими сложностями и конкуренцией со стороны крупных международных компаний и платформ. С учетом современного уровня развития электронной коммерции в ЕС выделены факторы и тренды развития электронной коммерции в ЕС. Научная значимость исследования заключается в комплексном рассмотрении существующего опыта ЕС в регулировании электронной коммерции, анализе текущих тенденций и перспектив развития данной сферы. Результаты исследования могут быть полезны для разработчиков политики в области цифровой экономики, участников процесса формирования многосторонних соглашений, а также представителей бизнеса, заинтересованных в расширении на европейском рынке электронной коммерции.

Об авторах

Екатерина Генадьевна Время

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterina.vremya@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-9771-1429
SPIN-код: 8059-6860

младший научный сотрудник

117997, Российская Федерация, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23

Список литературы

  1. Akhmadzoda, N.S. (2021). Foreign experience of state regulation in the digital economy. World of Economics and Management, 21(1), 104–118. (In Russ.). https://doi.org/10.25205/2542-0429-2021-21-1-104-118 EDN: PGGHRK
  2. Arnett, S.G. (2024). The impact of trade digitalization on the trade policy of the European Union. Dissertation of Economic Sciences. Moscow.
  3. Biryukova, O.V., & Daniltsev, A.V. (2019). When cooperation fails: Global governance of digital trade. Bulletin of International Organizations, 14(1), 7–20. (In Russ.). https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-01-01 EDN: ZYGLEQ
  4. Golovenchik, M.G., & Golovenchik, G.G. (2023). Features of digital markets functioning. Digital Transformation, 29(2), 13–23. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2023-29-2-13-23 EDN: MMZZLR
  5. Dolgikh, E.A., & Pershina, T.A. (2022). Analysis of digital economy development in European countries. E-Management, 5(2), 83–90. (In Russ.). https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-83-90 EDN: HXLEAP
  6. Hörnle, J. (2009). Cross-border internet dispute resolution. Cambridge University Press.
  7. Kamasheva, A.I. (2022). E-commerce as a growth factor in the global economy. International Scientific and Technical Conference of Young Scientists at Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (BGТU), dedicated to the 300th Anniversary of the Russian Academy of Sciences, 367–371. (In Russ.). EDN: RRXANK
  8. Kubkina, Yu.S. (2014). Key trends in the development of e-commerce in the global economy and the economy of the Russian Federation. Economic Space, (2–2), 157–161. (In Russ.). EDN: SZAVHN
  9. Laptsenak, V.A. (2024). Digital transition and its legal aspects in implementing the European Union’s external competences. Theory and Practice of Social Development, (4), 191–196. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2024.4.24 EDN: BHQGLE
  10. Revinova, S.Y. (2017). Russian e-commerce trends and prospects. RUDN Journal of Economics, 25(4), 487–497. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-4-487-497 EDN: YTYAWX
  11. Roszko-Wójtowicz, E., Deep Sharma, G., Dańska-Borsiak, B., & Grzelak, M.M. (2024). Innovation-driven E-commerce growth in the EU: An empirical study of the propensity for online purchases and sustainable consumption. Sustainability, 16(4), 1563. https://doi.org/10.3390/su16041563
  12. Saveliev, A.I. (2016). E-commerce in Russia and abroad: legislation and practice. 3nd ed. Moscow: Statut. (In Russ.).
  13. Skare, M., Gavurova, B., & Rigelsky, M. (2023). Innovation activity and the outcomes of B2C, B2B, and B2G E-commerce in EU countries. Journal of Business Research, 163, 113874. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.113874
  14. Strelets, I.A., & Chebanov, S.V. (2020). Digitalization of world trade: Scale, forms, consequences, World Economy and International Relations, 64(1), 15–25. (In Russ.). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-15-25 EDN: MNMTXB
  15. Yankevich, E.M., & Khokhlova, K.A. (2021). Transformation of law in the context of digital technologies development. Current issues of state and law in comparative legal perspective, 260–262. (In Russ.). EDN: LYDPMI
  16. Zolochevsky, V.A. (2022). Principles of e-commerce. Innovation. Science. Education, (60), 35–42. (In Russ.). EDN: GMFAVR

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».