Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации
- Авторы: Габдрахманов Н.К.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 27, № 1 (2019)
- Страницы: 7-17
- Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2329/article/view/342885
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17
- ID: 342885
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются эффект концентрации студентов в системе высшего образования регионов Российской Федерации и методические подходы к его оценке. Вопросы доступности и неравенства в высшем образовании все чаше ставятся на повестку рядом исследователей. Исторически сложилось, что университеты расположены в крупных городах, новые университеты также следуют данному примеру, тем самым усиливая эффект концентрации. Политика Минобрнауки и Рособрнадзора, направленная на борьбу с низкокачественными программами и вузами привела к усилению концентрации вузов в крупных городах. Этот факт подтверждают рассчитанные индексы Тейла, Херфиндаля - Хиршмана и коэффициент вариации. Таким образом, можно говорить о формировании университетских оазисов и пустынь. Согласно проведенному исследованию более половины территории Российской Федерации составляет образовательную (университетскую) пустыню.
Об авторах
Нияз Камилевич Габдрахманов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ngabdrahmanov@hse.ru
кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ «Высшая школа экономики».
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Список литературы
- Abbott W.F., Schmid C.F. (1975). University Prestige and First-Time Undergraduate Migration in the United States. Sociology of Education, 48(2), 168-185. doi: 10.2307/2112474
- Agasisti T., Dal Bianco A. (2007). Determinants of College Student Migration in Italy: Empirical Evidence from a Gravity Approach. Rochester, NY: Social Science Research Network, 8(2), 72-93. doi: 10.2139/ssrn.2097348
- Ciriaci D. (2014). Does University Quality Influence the Interregional Mobility of Students and Graduates? The Case of Ital y. Regional Studies , 48 (10), 1592-1608. doi: 10.1080/00343404.2013.821569
- Cooke T.J., Boyle P. (2011). The Migration of High School Graduates to College. Educational Evaluation and Policy Analysis, 33(2), 202-221. doi: 10.3102/0162373711399092
- Faggian A., McCann P. (2009). Universities, Agglomerations and Graduate Human Capital Mobility. Tijdschrift voor economische en sociale geografie , 100 (2), 210-223. doi: 10.1111/j.1467-9663.2009.00530.x
- Faggian A., McCann P., Sheppard S. (2007). Human capital, higher education and graduate migration: an analysis of Scottish and Welsh students. Urban Studies, 44(13), 2511-2528. doi: 10.1080/00420980701667177
- Findlay A.M. (2011). An Assessment of Supply and Demand-Side Theorizations of International Student Mobility. International Migration, 49(2), 162-190. doi: 10.1111/j.1468-2435.2010.00643.x
- Karachurina L.B., Mkrtchyan N.V. (2016). Mezhregional’naya migraciya v Rossii: vozrastnye osobennosti [Interregional Migration in Russia: Age Peculiarities]. Demograficheskoe obozrenie, (4), 47-65. (In Russ.)
- Katrovskij A.P. (1999). Uchebnaya migraciya v vuzy Rossii: faktory i motivaciya [Academic Migration to Russian Universities: Factors and Motivation]. Migraciya i urbanizaciya v SNG i Baltii v 90-e gody [Migration and urbanization in the CIS and the Baltic States in the 90s.] Moscow: Council on Migration of CIS countries, Center for Demography and Human Ecology, 269-276. (In Russ.)
- Klyachko T.L. (2016). Vysshee obrazovanie: bol’she, luchshe ili deshevle? [Higher education: more, better or cheaper?]. Demoskop Weekly, 669-670. (In Russ.)
- Knapp T.A., White N.E., Wolaver A.M. (2013). The Returns to Migration: The Influence of Education and Migration Type. Growth and Change, 44(4), 589-607. doi: 10.1111/grow.12022
- Kolomak E.A. (2014). Prostranstvennaya koncentraciya ehkonomicheskoj aktivnosti v Rossii [Spatial concentration of economic activity in Russia]. Prostranstvennaya ehkonomika, (4), 82-99. (In Russ.)
- Mkrtchyan N.V. Chislennost’ naseleniya kak byudzhetoobrazuyushchij pokazatel’ v regionah i municipal’nyh obrazovaniyah Rossii [Population as a budget-forming indicator in the regions and municipalities of Russia]. Demoskop. http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0581/analit05.php (accessed: 05.12.2018). (In Russ.)
- Mulder C.H., Clark W.A.V. (2013). Leaving Home for College and Gaining Independence. Environ Plan A, 34(6), 981-999. doi: 10.1068/a34149
- Leshukov O.V., Evseeva D.G., Gromov A.D., Platonova D.P. (2017). Ocenka vklada regional’nyh system vysshego obrazovaniya v social’no-ehkonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Evaluation of the contribution of regional higher education systems to the socio-economic development of Russian regions]. Moscow: NIU VSHEH [HSE] Publ., 30. (In Russ.)
- Prahov I.A. (2017). Determinanty ozhidaemoj otdachi ot vysshego obrazovaniya v Moskve [Determinants of expected returns from higher education in Moscow]. Voprosy obrazovaniya, (1), 25-57. (In Russ.)
- Raghuram P. (2013). Theorising the Spaces of Student Migration. Population, Space and Place, 19(2), 138-154. doi: 10.1002/psp.1747
- Rozovski G. Universitet. Rukovodstvo dlya vladel’ca. 2-e izd. [University. Owner’s Manual. 2nd ed.]. Moscow: Vysshaya shkola ehkonomiki Publ., 328. (In Russ.)
- Smith D.P., Rerat P., Sage J. (2014). Youth Migration and Spaces of Education. Children’s Geographies, 12(1), 1-8. doi: 10.1080/14733285.2013.871801
Дополнительные файлы

