ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Авторы: Бокова Л.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 274-292
- Раздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2337/article/view/324469
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-2-274-292
- ID: 324469
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи, состоящей из четырех частей, в том, что в ней рассматриваются правовые аспекты использования информационных технологий в образовании, а также их безопасность, являющаяся правовой основой для регулирования данных отношений. Между тем следует отметить, что в последние десятилетия в научных работах по юриспруденции данной проблематике уделено недостаточное внимание. Тем не менее, в правовых исследованиях до сих пор не исследованы юридические конструкции понятий «интернет-зависимость», «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровая инфраструктура» и др. Цель исследования заключается: 1) в определении актуальных направлений совершенствования законодательства об информационной безопасности образовательной среды; 2) в обосновании точки зрения, согласно которой необходимо создавать и внедрять программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и осуществлять профилактику интернетзависимости; 3) описать особенности понимания термина «безопасность образовательной среды». В процессе исследования был применен широкий методологический спектр, куда вошли: 1) диалектический и идеалистический методы, относящиеся к общефилософским); 2) входящие в состав общенаучных методов - синтез и анализ, сравнение, аналогия, дедукция и индукция; 3) а также специальные методы - логический, формально-юридический, нормативно-догматический; 4) кроме того, был использован метод интерпретации, с применением проблемнотеоретической реконструкции. В работе проведен анализ основных нормативных документов, которые используются для реализации цифровой образовательной среды. Основными результатами достижения цели исследования стали предложения по: 1) введению в научный оборот правоведения понятия «безопасность образовательной среды»; 2) актуальным законотворческим инициативам в рассматриваемой сфере. Теоретическая значимость исследования. В работе рассмотрены правоотношения сложившиеся в сфере использования информационных технологий в образовании, предложено авторское определение правового режима создания современной и безопасной информационной образовательной среды. Автором сформулированы приоритетные направления совершенствования указанной деятельности. Указанные результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании науки информационного права.
Об авторах
Людмила Николаевна Бокова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ludmila@bokova.top
Статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, соискатель кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита
119991, г. Москва, Российская Федерация, Ленинские горы, д. 1, стр. 13Список литературы
- Alekseev, S.S. (1989) Obshchie dozvoleniya i obshchie zaprety v sovetskom prave [General permissions and general prohibitions in Soviet law]. Moscow, Yuridicheskaya literaturа Publ. (in Russian).
- Bakhrakh, D.N., Rossinskii, B.V., Starilov, Yu.N. (2008) Administrativnoe pravo. [Administrative law]. Uchebnik [Textbook]. 3-e izdanie, peresmotrennoe i dopolnennoe [3rd edition, revised and supplemented]. Moscow. Norma Publ. (in Russian).
- Bobylev, S.N., Grigoryev, L.M. (eds.) (2018) Chelovek i innovatsii. Doklad Analiticheskogo tsentra pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii o chelovecheskom razvitii v Rossiiskoi Federatsii [Man and innovation. Report of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation on human development in the Russian Federation]. Moscow, LLC “4T Design” Publ., available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf (Accessed 28 October 2019). (in Russian).
- Isakov, V.B. (1985) Problemy` teorii yuridicheskix faktov [Problems of the theory of legal facts]. Dis…d-ra yurid. nauk [Dis ... dr. jur. sciences]. Sverdlovsk. (in Russian).
- Kanyanina, T.I., Krupoderova, E.P., Stepanova, S.Yu. (2017) Internet-proekt: ot idei do realizatsii. Metodicheskoe posobie [Internet project: from idea to implementation. Toolkit]. Nizhny Novgorod. NIRO Publ. (in Russian).
- Kruchinina, G.A. (2003) Metod proektov v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya. V sbornike: Problemy teorii i praktiki podgotovki sovremennogo spetsialista. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov [Project method in the conditions of informatization of education. In the collection: Problems of theory and practice of training a modern specialist]. Pod red. M.A. Vakulinoi. Nizhegorodskii gosudarstvennyi lingvisticheskii universitet im. N.A. Dobrolyubova [Interuniversity collection of scientific papers. Ed. M.A. Vakulina. Nizhny Novgorod State Linguistic University named after ON THE. Dobrolyubova]. Nizhny Novgorod. 113–115. (in Russian).
- Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R. (2015) Internet-proekt kak sredstvo motivacii obuchayushhixsya k polucheniyu obrazovaniya v oblasti IT [Internet project as a means of motivating students to get an IT education]. In the World of Scientific Discoveries. V Mire Nauchnykh Otkrytiy. Vol. 71 Issue 11.1. 604–608. (in Russian).
- Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R. (2018) Internet-servisy dlya postroeniya personal'noi tsifrovoi sredy sovremennogo uchitelya [Internet services for building a personal digital environment of a modern teacher]. Problems of modern teacher education. Collection of scientific papers: Yalta: RIO GPA. 61–4. 176-179. (in Russian).
- Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R. (2016) Organizatsiya vneurochnoi proektnoi deyatel'nosti obuchayushchikhsya s pomoshch'yu setevykh servisov [Organization of extracurricular project activities for students using network services]. Experiment and innovation at school. (3). 66–70. (in Russian).
- Matuzov, N.I., Malko, A.V. (1996) Legal Regimes: Questions of Theory and Practice. Pravovedenie. (1). 16–29. (in Russian).
- Slepukhin, A.V. (2014) Usage of personal educational environment in the process of individualization of mixed learning of students. Pedagogical Education in Russia. (11). 195–205. (in Russian).
- Stepanova, S.Yu. (2017) Sostavlyayushchie uspeshnosti internet-proekta [The components of the success of the Internet project]. V sbornike: Sovremennye obrazovatel'nye Webtekhnologii v sisteme shkol'noi i professional'noi podgotovki sbornik statei uchastnikov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [In the collection: Modern educational Web-technologies in the system of school and vocational training collection of articles by participants of the International scientific and practical conference]. 95–98. (in Russian).
Дополнительные файлы

