Особенности опыта Казахстана и Беларуси по реализации концепции единого органа предварительного следствия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формулирование и рассмотрение вопросов о совершенствовании следственного аппарата России находятся в зоне постоянного внимания представителей юридической науки. Действующая по настоящее время государственная концепция и построенная на ее основе практическая модель следственного аппарата страны требуют существенного совершенствования в целях разрешения имеющихся проблем организационного и процессуального характера. Цель исследования - выявить и проанализировать этапы построения, положительные и отрицательные стороны организации и деятельности самостоятельных органов предварительного следствия в зарубежных странах, а также проследить генезис и тенденции их развития; сформулировать на основе полученных результатов предложения по совершенствованию следственного аппарата страны на базе Следственного комитета России. Для достижения поставленной цели исследуется опыт организации единых и независимых органов предварительного следствия в странах бывшего СССР и Запада. Все результаты и выводы научной работы были получены с помощью общенаучных методов научного исследования: диалектического, логического, системного, а также частнонаучных и специальных: сравнительно-правового, формально-юридического, статистического, толкования и ряда других. Автор приходит к выводу о том, что организация и деятельность следственных комитетов России и Беларуси в основном схожи, но присутствуют некоторые позиции, которые существенно различаются. Отрицательный опыт построения единого и независимого следственного комитета имеется в Республике Казахстан. Общей причиной его явилось недостаточное внимание к созданию такого ведомства со стороны руководства страны. Так, совмещение оперативно-розыскной, следственной, экспертной функций, дознания и статистики, а также передача части важных и неотъемлемых полномочий органов прокуратуры при создании такого правоохранительного органа недопустимы.

Об авторах

Никита Владимирович Бабич

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: babich_nv@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-5043-1720

кандидат юридических наук, ассистент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности, Юридический институт

Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bagmet, A.M. & Tsvetkov, U.A. (2015) Strong investigation and its opponents. Lex Russica. 101(4), 60-70. (in Russian).
  2. Berlyavsky, L.G. & Raschetov, V.A. (2013) Formation of investigative committees in the space of the former USSR. History of State and Law. (12), 50-54. (in Russian).
  3. Berlyavsky, L.G. & Raschetov, V.A. (2017) Independent investigative bodies in the post-Soviet space: a comparative study. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 1 (62), 114-121. (in Russian).
  4. Branchel, I. (2008) Preliminary investigation: its role and place in the law enforcement system. Justice of Belarus. (9), 27-30. (in Russian).
  5. Frolov, V.V. & Batov, V.A. (2018) The role and place of the Investigative Committee of the Russian Federation in the framework of the theory of separation of powers. Pravda i zakon. 2 (4), 24-29. (in Russian).
  6. Gavrilov, B.Ya. (2008) Modern criminal policy of Russia: figures and facts. Moscow, Velbi Publ., Prospekt Publ. (in Russian).
  7. Golovko, L.V. (2011) Kazakhstan: de-Sovietization of the criminal process. Article 1 Refusal from the stage of initiating a criminal case. Criminal Judicial Proceeding. (4), 11-13. (in Russian).
  8. Golovko, L.V. (2012) Police reform in the context of modernization of preliminary proceedings in the Russian criminal process. In: Criminal justice: connection of times. Selected materials of the international scientific conference. Saint Petersburg 6-8 October 2010. Moscow, Aktion-Media Publ. pp. 24-31. (in Russian).
  9. Goncharov, D.Yu. (2002) Independence of the investigator: to be or not to be? Journal of Russian Law. (9), 104-110. (in Russian).
  10. Kogamov, M.Ch. (1998) Preliminary investigation of criminal cases in the Republic of Kazakhstan: state, organization, prospects. Almaty, Ayan Edet Publ. (in Russian).
  11. Kogamov, M.Ch. (2009) Reforming law enforcement agencies and justice in criminal cases (fragmentary analysis of the retrospective and prospects for development in the period 1991-2008). Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan. (2), 78-88. (in Russian).
  12. Kolbachev, E.B., et al. (2012) The theory of branch markets: textbook. Kolbacheva E.B., Shtapova I.S. (eds.). Rostov-on-Don, Phoenix Publ. (in Russian).
  13. Maltsev, L.S. (2011) Creation of the Investigative Committee of the Republic of Belarus as the implementation of the conceptual foundations of the national security of the state in modern conditions. Belaruskaya dumka. (9), 3-9. (in Russian).
  14. Noskevich, I.D. (2017) Establishing and restructuring of the criminal investigative authority of the Republic of Belarus. Journal of the Belarusian State University. Law. (2), 88-94. (in Russian).
  15. Yakubovich, N.A., Konakh, E.I., Mikhailova, T.I., Voskresensky, V.V. & Prokudina, L.A. (1995) Unfounded accusation and rehabilitation in the criminal process: method. allowance. Radchenko O.Ya. (еd.). Moscow, Research Institute for Strengthening Law and Order under the RF GP. (in Russian).
  16. Soloviev, N.G. (2000) Reform of the investigative apparatus: from the redistribution of jurisdiction to the modernization of the Criminal Code. Russian Justice. (12), 2-5. (in Russian).
  17. Shayakhmetova, A.G. (2010) Prospects for the development of law enforcement agencies and the judicial system in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 4 (20), 78-84. (in Russian).
  18. Shved, A. (2012) Legal regulation of activities and prerequisites for the formation of the Investigative Committee of the Republic of Belarus. Justice of Belarus. (11), 21-23. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».