Формирование образа России в школьных учебниках истории Казахстана как фактор влияния на межгосударственные отношения

Обложка
  • Авторы: Петрищева М.В.1,2
  • Учреждения:
    1. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»
    2. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
  • Выпуск: № 1 (2025)
  • Страницы: 1-19
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2409-868X/article/view/357507
  • DOI: https://doi.org/10.25136/2409-868X.2025.1.69747
  • EDN: https://elibrary.ru/CAATMJ
  • ID: 357507

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом данной научной статьи является образ России в школьном курсе истории Казахстана за 7 и 8 классы. В рамках развития гуманитарного сотрудничества сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база. Однако, внутренняя политика казахстанских властей, в частности в сфере школьного образования, противоречит официально выбранному курсу. Между тем школьное образование оказывает существенное влияние не только на формирование самосознания народа, но и на межгосударственные отношения в целом. Цель работы – проследить процесс формирования образа России в Казахстанских школьных учебниках и определить его характер. Для этого были взяты несколько учебников старого и нового поколения, проведен анализ того, как информация трансформировалась в зависимости от времени создания учебника. В качестве основного метода был использован сравнительно-исторический, с помощью которого были сопоставлены учебники разных поколений. Историко-системный метод позволил исследовать учебники истории в контексте международного гуманитарного сотрудничества. Впервые данная проблема была рассмотрена в таком объёме, с учётом влияний на гуманитарную сферу. Анализ учебников позволяет по-новому взглянуть на отношения между Россией и Казахстаном. Установлено, что за исключением некоторых позитивных оценок, которые встречаются в школьном курсе седьмого класса, в казахстанских учебниках образ России представлен в отрицательном ключе. Выявлено, что он со временем менялся исключительно в худшую сторону. Несмотря на официальные заявления Казахстана о том, что Россия чуть ли не один из важнейших партнёров, учащиеся в курсе школьной программы по истории получают негативные сведения о России. Такая тенденция школьного образования в Казахстане отрицательно влияет на отношения с Россией.

Об авторах

Мария Владимировна Петрищева

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»; Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Email: mariyapetrischeva@bk.ru
ORCID iD: 0009-0003-0092-8554
преподаватель; кафедра истории;аспирант; кафедра общеуниверситетская кафедра всеобщей и российской истории;

Список литературы

  1. Масанов Н., Савин И. Россия в казахских учебниках истории // Мир истории. 2004. № 1. С. 49-55. URL: http://www.history.krsu.edu.kg/index.php?id=211&limit=1&option=com_content&task=view&limitstart=1. (дата обращения: 15.11.2023)
  2. Филиппов А.В. Школьная История и общественное мнение в постсоветских странах // История и историческая память. 2015. № 12. С. 44-62 URL: https://clck.ru/37vikq (дата обращения: 09.01.2024).
  3. Савин, И. С. Россия в национальной истории Казахстана и Киргизии: общее и особенное в восприятии молодежи // Центральная Евразия. 2020. № 1(4). С. 27-50. doi: 10.31696/2618-7051-2020-1-27-50
  4. Ключарёва, В. В. От Казахской ССР до «независимого» Казахстана: учебник по истории как способ формирования национальной идентичности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 2(51). С. 96-102. doi: 10.37386/2413-4481-2022-2-96-10
  5. Жолдасбаев, С. История средневекового Казахстана: учебник для 7 класса / С. Жолдасбаев; Мин-во образования и науки Республики Казахстан. – Алматы: Атамұра, 2012. – 232 с. – ISBN 978-601-282-434-6.
  6. Бакина, Н. С. История Казахстана: учебник для 7 класса / Н. С. Бакина, Н. Т. Жанакова; Мин-во образования и науки Республики Казах-стан. – Алматы: Атамұра, 2017. – 240 с. – ISBN 978-601-306-723-0.
  7. Бабаев, Д. История Казахстана: учебник для 8 класса / Д. Бабаев; Мин-во народные образования Республики Казахстан. – Алматы: Рауан, 1992. – 173 с. – ISBN 5–625–01723–9.
  8. Касымбаев Ж. К. История Казахстана (XVIII в. – 1914 г.): Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. – 2-е изд., перераб., доп. – Алматы: Мектеп, 2012. – 256 с.: ил.
  9. Кабульдинов, З. Е. История Казахстана (ХVIII–ХIХ вв.): учебник для 8 класса / З. Е. Кабульдинов, Ж. Н. Калиев, А. Т. Бейсембаева; Мин-во образования и науки Республики Казахстан. – Алматы: Атамұра, 2018. – 208 с. – ISBN 978-601-331-164-7

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».