Безопасность движения на железных дорогах СССР: технические решения в эпоху индустриализации (1930-е гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования является высокая аварийность на железнодорожном транспорте СССР в 1930-е гг. и меры, предпринятые для её снижения. Объектом исследования выступают административные, политические и технические решения, направленные на обеспечение безопасности движения поездов. Автор подробно рассматривает причины транспортных происшествий, вызванные как человеческим фактором, так и техническим состоянием подвижного состава и инфраструктуры. Особое внимание уделяется мерам государства по снижению влияния человеческого фактора, включая организационные преобразования и нормативное регулирование. В центре анализа находятся конкретные примеры аварий и крушений, зафиксированные в архивных источниках, которые иллюстрируют проблемные аспекты эксплуатации железнодорожной техники. Рассматриваются процессы создания и внедрения новых технических средств, сыгравших ключевую роль в развитии отрасли. Методологическую основу исследования составил комплексный анализ архивных документов, статистических данных и описаний транспортных происшествий, что позволило выявить причины аварийности и оценить эффективность мер. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении взаимодействия научно-технического прогресса, административных решений и организационных мер в процессе обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Особым вкладом автора является выявление связи между повышением уровня технического оснащения, совершенствованием инфраструктуры и развитием нормативной базы. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что научно-технический прогресс 1930-х гг. стал важным этапом в развитии железнодорожной отрасли, обеспечив повышение её надежности и эффективности. Советская система обеспечения безопасности, несмотря на сложность реализации, доказала свою результативность благодаря многогранности и взаимосвязанности принятых мер. Комплексный подход, включавший организационные изменения, технические разработки, нормативное регулирование и строгий контроль за исполнением, стал ключевым фактором снижения аварийности и создания условий для устойчивого развития отрасли.

Об авторах

Арина Сергеевна Полякова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Email: polyackova.ar@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0009-3342-5420
аспирант; Гуманитарный институт;

Список литературы

  1. Коновалюк О.И. Железные дороги России: транспортные происшествия (XIX–XX в.) / О.И. Коновалюк. – М.: "Лицей", 2005. – 352 с.
  2. Каргин Д.И. Начало сигнального дела на наших ж. д. : [доклад XVIII Совещательному съезду начальников служб связи и электротехники путей сообщения, в октябре 1922 г., в Москве] / Д.И. Каргин. – М. : Транспечать, 1922. – 84 с.
  3. Виргинский В.С. История техники железнодорожного транспорта / В.С. Виргинский. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1938. – 216 с.
  4. Смирнов С. Изобретатели тормозов / С. Смирнов. – М.: Трансжелдориздат, 1950. – 140 с.
  5. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845–1955 гг.) – 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Раков. – М.: Транспорт, 1995. – 570 с.
  6. Кричевский С.О. Железнодорожный транспорт в важнейших документах / С.О. Кричевский. – М.: Трансжелдориздат, 1940. – 278 с.
  7. Аксёненко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н.Е. Аксёненко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин. – М.: Транспорт, 2001. – 335 с.
  8. Зауэр А.Ф. Происшествия на железных дорогах, их причины и меры предупреждения / А.Ф. Зауэр. – М., 1932. – 12 с. 9.
  9. Стахановско-кривоносовское движение – залог нового мощного подъема социалистического хозяйства. Речь тов. Л.М. Кагановича 15 ноября с.г. на первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев // Тихоокеанская звезда. – 20 ноября 1935 г. № 267(3140). – С. 2-4.
  10. Суслов А.Б., Шилова И.С. Саботажник стахановского движения как "враг народа" // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 10(36). – С. 184-187. EDN: RBINCD
  11. Володин С.Ф., Володина Т.А. Советская историография о стахановском движении // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. – 2021. – № 2(6). – С. 45-61. doi: 10.22405/2712-8407-2021-2-45 EDN: VEIOJN
  12. Шильников Н., Корнеев А., Вольфсон Л. Развитие железных дорог СССР / Н. Шильников, А. Корнеев, Л. Вольфсон. – М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1939. – 180 с.
  13. Развитие советской экономики / под ред. А.А. Арутиняна и Б.Л. Маркуса. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. – 666 с.
  14. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР за 1933 г. № 1-74. Отдел первый. – М., 1948.
  15. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. – СПб., 1997. – 416 с.
  16. Воронина О.Н. Развитие конструкций железнодорожных рельсов, их стыковых соединений и технологий обработки: дисс. … канд. тех. наук: 07.00.10. МГУПС (МИИТ), 2014. – 228 с. EDN: SVBCMF
  17. Рождение автосцепки / Ю. Долгушин // Техника – молодежи. – Выпуск №4. – Апрель 1934 г. – С. 11-16.
  18. Сороко В.И., Кайнов В.М., Казиев Г.Д. Автоматика, телемеханика, связь и вычислительная техника на железных дорогах России в 2 т. Т.1 / В.И. Сороко, В.М. Кайнов, Г.Д. Казиев. – М.: НПФ "ПЛАНЕТА", 2009. – 737 с.
  19. Полякова А.С. Историческая эволюция правил технической эксплуатации железных дорог России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2024. – Т. 14, № 4. – С. 170-184. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-4-170-184. EDN: HENVGU
  20. Правила технической эксплуатации железных дорог союза ССР. – Москва: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1937. – 131 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».