INVESTIGATION OF THE EFFECTIVENESS OF REFORMING THE MANAGEMENT STRUCTURES OF ECONOMIC SYSTEMS
- Авторлар: Gerasimov B.N.1
-
Мекемелер:
- Samara University of Public Administration «International Market Institute»
- Шығарылым: № 10
- Беттер: 82-87
- Бөлім: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-0450/article/view/353850
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-10-82-87
- ID: 353850
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The study and assessment of the state of the structure of economic systems of the "organization" type in Russia allows us to determine the level of efficiency at various stages of its existence. Methodological tools for measuring their expected and actual effectiveness have become the basis for creating models for building and reforming process management structures of economic systems at various levels. Within the framework of modeling, methods of economic justification of structural transformations based on indicators of quality and efficiency of process management in the economic and social environment were considered.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Эффективное функционирование экономических систем различного масштаба и назначения в условиях реформирования в основном связано с полнотой и глубиной знания состава, структур и содержания процессного управления. В рамках исследования были определены ключевые этапы подготовки, проектирования и внедрения нововведений в структуру процессного управления экономических систем (ЭС) типа «организация» [1, 2, 15].
При моделировании процесса управления ЭС становится актуальным использование онтологического подхода к представлению символики науки управления для формирования, продвижения атрибутов теоретического, методологического и технологического назначения в практику [3, 13, 18]:
- определение и закрепление системного понятийно-категориального аппарата в процессном и функциональном управлении;
- обеспечение компетентности. согласования и взаимопонимания специалистов, участвующих в построении и обосновании объектов управления;
- распространение принципов и тезауруса процессного управления на феномены функционирования операционной и управленческой деятельности ЭС.
Таким образом, для эффективного моделирования информационных процессов в управленческой сфере необходимо создание и использование структурированного представления атрибутивных знаний и умений, а также унифицированной терминологии процессного управления на всех уровнях деятельности специалистов [4, 12, 17].
Опыт эксплуатации экономических систем в различных отраслях демонстрирует, что фактическая экономическая выгода часто не соответствует ожиданиям. Это объясняется тем, что факторы, определяющие экономические показатели и их значимость существенно связаны с конкретной областью применения решаемых задач и других переменных в ЭС.
Для понимания оснований этих различий нужно продолжительное исследование содержания процессов управления и данных, генерируемых экспертной системой. Однако на начальном этапе внедрения системы поддержки принятия решений в рамках ЭС сложно определить ключевые факторы управления и оценку потенциального влияния изменений на её структуру и состав [11, 14].
Актуальной задачей является исследование и разработка классификатора источников экономической эффективности. Существующие методики её оценки не обеспечивают учета всех факторов, влияющих на эффективность ЭС, и не позволяют проводить комплексный анализ показателей на основе единого подхода до, в процессе и после внедрения изменений или инноваций.
Прогнозирование экономического эффекта от построения или реформирования ЭС сопряжено со значительными трудностями. Оценка носит приблизительный характер из-за неопределенности будущих экономических показателей и влияния внешних факторов. Применение метода экспертных оценок является оптимальным решением, позволяющим получить приемлемый прогноз, не претендующим на высокую точность.
Технико-экономическое обоснование сталкивается с проблемой определения источников экономической эффективности и их связи со структурными элементами ЭС и количественной оценки [16].
Повышение экономической эффективности любой современной ЭС связано с использованием существующего потенциала в управлении операциями, а также введения новых атрибутов процессного управления в ЭС, формирование и поддержание которых определяет появление источников эффективности.
Источники эффективности – это совокупность средств реализации скрытых резервов операционной деятельности в рамках ЭС на основе функциональных задач управления (ФЗУ) в рамках ЭС.
Исследование работ [8, 14] позволило установить назначение и содержание эффективности процессного управления в ЭС и её влияние на показатели хозяйственной деятельности.
Основные источники эффективности ЭС:
- ускорение информационных потоков, в т.ч. оперативная и точечная обработка и передача информации между всеми службами ЭС;
- непрерывный контроль, учет, регулирование состояния атрибутов, постоянный мониторинг деятельности атрибутов подпроцессов и задач управления на основе актуализации и своевременности доставки данных;
- выявление отклонений параметров, регистрация ошибок и задержек операций и причин их возникновения;
- формулирование противоречий в деятельности и коммуникациях, разработка предложений по устранению ситуационных несоответствий;
- актуальное координирование потоков данных, своевременное недостатков взаимодействия между атрибутами процессного управления;
- стандартизация атрибутов процессного управления, унификация документов, признаков и показателей параметров;
- благоприятный социальный климат в ЭС, творческая атмосфера, повышение уровня атрибутов менеджмента и культуры;
- экономия фонда оплаты труда управленцев за счет повышения производительности труда благодаря автоматизации и цифровизации;
- снижение логистических затрат за счет оптимизации складских и транспортных операций.
Оценка влияния структурирования ЭС на операционную деятельность начинается с анализа производительности труда, взаимозаменяемости и компетентности специалистов. Эффективность ЭС оценивается показателями функционирования подпроцессов управления и их атрибутов, а также уровнем достижения запланированных показателей эффективности [7].
Для исследования процессного управления в операционной деятельности по работам [5, 7] были выбраны несколько стадий разработки и внедрения ЭС и были выделены виды обоснования проектных решений и факторы (источники) эффективности процессного управления для определения их содержания и методического обеспечения, которые представлены в таблице 1.
Разработана модель экономического исследования процессного управления, которая показывает методические и структурные особенности формирования показателей эффективности по стадиям реформирования процессного управления в рамках ЭС и его составных частей (рис. 1).
Таблица 1. Факторы экономической эффективности по стадиям развития процессного управления в рамках ЭС
Стадия | Вид обоснования | Факторы экономической эффективности |
Формирование инновационных идей для развития структуры ЭС | Оценка полезности идей развития процессного управления экспертами | Наличие улучшенных атрибутов, определение преимуществ в реализации операционных и управленческих задач, наличие прототипов для оценки и сравнения идей |
Задание на реформирование структуры ЭС с участием новых структур | Оценка целесообразности введения новых структур процессного управления и их содержания | Упорядочение состава и содержания структуры, рациональное разбиение на конечные элементы, включение в реформирование комплекса наиболее эффективных задач, полнота содержания атрибутов задач |
Методологическое и технологическое обеспечение проектных решений реформирования структуры ЭС | Определение ожидаемой эффективности применения инструментов структур процессного управления | Выбор рациональных проектных решений, совершенствование содержания атрибутов, ресурсное обеспечение проектных решений, наличие четких критериев качества и эффективности реализации проектных решений |
Внедрение проектных решений в операционные и управленческие атрибуты процессов ЭС | Определение ожидаемой эффективности структурированного процессного управления | Повышение быстродействия и точности реализации проектных решений, полнота процедур, входной и выходной информации, снижение себестоимости выполнения задач, повышение производительности управленческого труда |
Эксплуатация новых структур процессов в рамках функционирования ЭС | Определение фактической эффективности структурированного процессного управления | Внедрение технологий решения задач, определения методологических инструментов поддержки технологий решения задач, методика измерения динамики экономических показателей нововведений |

Рис. 1. Модель экономического исследования процессного управления в ЭС
В работе [6] представлены модели, выполненные на базе современных методологических инструментов реформирования структуры процессного управления ЭС с использованием в качестве базовых структурных инструментов в виде атрибутов подпроцессов управления, а также концепцией приоритета операционной деятельности. Определим ключевые экономические показатели, на которые ориентируется процессное управление для решения управленческих задач в социально-экономической сфере.
Основные экономические показатели, которые являются ценностными ориентирами (приоритетами) процессного управления в социальных и экономических средах и помогают оценить, насколько эффективно процессное управление способствует достижению целей и задач ЭС, как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.
Ключевыми экономическими показатели процессного управления являются рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, прибыль продаж, производительность труда, снижение издержек, оборачиваемость активов, экономия времени выполнения задач управления, увеличение доли рынка, возврат инвестиций, стоимость жизненного цикла клиента.
В контексте социального эффекта, выделим следующие показатели: количество благополучателей, улучшение качества жизни, социальная отдача на инвестиции, повышение уровня занятости.
Выбор конкретных показателей зависит от целей и задач ЭС, а также от специфики ее деятельности [8, 10]. Процессное управление должно быть направлено на достижение оптимального баланса между экономическими и социальными показателями, обеспечивая устойчивое развитие и создание ценности для всех заинтересованных сторон.
Основные условия успешного внедрения процессного управления в рамках функционирования ЭС по работе [9]:
- четкое определение целей и задач для понимания результатов, которые необходимо достичь;
- выбор подходящих показателей, которые наиболее точно отражают эффективность процессов и соответствуют целям;
- регулярное измерение и анализ показателей, для которых собираются данные для последующего выявления проблемных мест и оценивать эффективность принятых мер;
- постоянно совершенствование атрибутов подпроцессов управления и ФЗУ для оптимизации их состава и содержания;
- вовлечение сотрудников в процесс улучшения атрибутов ФЗУ, учет их мнения и предоставлений процессных атрибутов;
- использование современных технологий решения ФЗУ для значительного упрощения и автоматизации процессное управление при адекватной адаптации.
Эффективность процессного управления, независимо от его масштабов в рамках ЭС, определяется производительностью и компетентностью специалистов и формируется на всех этапах преобразования предметов или информации, что сказывается на результатах деятельности ЭС в целом.
На ранних этапах реформирования процессного применяется метод экспертной оценки, так как более точные методы не дают желаемых результатов на данном этапе из-за неопределенности и недоступности для применения достоверных исходных данных.
На сегодняшний день не было разработано удовлетворительных экспертных методов для соотнесения показателей конечных результатов деятельности ЭС (объем производства, выручка, прибыль, рентабельность и т.д.) с параметрами (атрибуты, их количество и содержание, взаимодействие между ними).
Поэтому уровень нормативного состояния ЭС оценивается исходя из ее архитектуры (число уровней иерархии, диапазон управления, полнота и содержание технологий решения ФЗУ и т.д.) или по текущим затратам на их использование. В преобразованиях от входа к выходу.
Влияние различных параметров процессного управления на эффективность деятельности системы может быть проверено с помощью статистического анализа на основе поиска и введения комплексного критерия качества работы ЭС, который далее будет оцениваться с помощью экспертных методов.
Число частных показателей экономической эффективности исследования, построения и функционирования ЭС должно быть ограниченным, так как, когда их много, сложно производить аналитику их ожидаемой и фактической результативности. Детализация состава и содержания оценки экономической эффективности ЭС на всех стадиях проектирования, внедрения и эксплуатации.
Использование показателей качества атрибутов нормативного состояния и технологий решения ФЗУ обеспечивают вариативность, противоречивость и сопоставимость результативности функционирования и развития ЭС.
В зависимости от уровня удовлетворенности фактическими результатами осуществляется сравнение показателей ожиданий и реальных результатов построения и реформирования ЭС для последующего принятия управленческих решений для их корректировки.
В случае отрицательного результата осуществляется корректировка проектных решений. Модель экономического обоснования реформирования структуры ЭС разработана с использованием соответствующих методологических инструментов, которые постоянно апробируются на практике.
Комплексный анализ экономических показателей и применение методологического инструментария для оценки плановых и фактических результатов реализации подпроцессов управления в рамках ЭС обеспечивает возможность не только оперативного решения текущих задач и достижения стратегических целей, но и выявления потенциала для реализации инновационных инициатив.
Процессное управление является продуктивным инструментом повышения эффективности функционирования ЭС в целом в социально-экономической сфере. Ориентация на ключевые экономические и социальные показатели позволит оптимизировать процессные атрибуты ЭС, снизить издержки производства и управления, повысить производительность труда, постоянно улучшать качество продукции или услуг и создавать ожидаемые ценности и результаты для всех заинтересованных сторон.
Авторлар туралы
B. Gerasimov
Samara University of Public Administration «International Market Institute»
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: boris0945@mail.ru
Doctor of Economic Sciences, Professor
Ресей, Russia, SamaraӘдебиет тізімі
- Альховский Д.Я. Развитие методов оценки эффективности управления инновационным потенциалом региональных экономических систем: дис. канд. экон. наук. – Самара, 2023. – 178 с.
- Бурдина А.А., Нехрест-Бобкова А.А. Механизм оценки эффективности инновационных проектов на основе нейроcетевых технологий // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2020. – №2. – С. 44-50.
- Астафьева Н.С. Исследование и разработка изменений в управлении экономикой инфор-мации организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2022. – № 2. – С. 125-136.
- Астафьева Н.С. Моделирование реформирования процесса управления информацией эко-номических систем // Управление и экономика, исследования, разработки. – Пенза: ПГАУ, 2025. – С. 129-149.
- Герасимов Б.Н. Проектирование экономических систем. – Самара: СИБиУ, 2014. – 383 с.
- Герасимов Б.Н. Методология построения структуры экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2024. – № 1. – С. 4-15.
- Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. – 2011. – № 1. – С. 10-19.
- Герасимов Б.Н. Формирование и исследование содержания процессного управления экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2024. – № 2. – С. 4-16.
- Герасимов Б.Н. Методология исследования содержания и применения атрибутов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2023. – № 4. – С. 35-48.
- Герасимов К.Б. Формирование и развитие факторов влияния на инновационный потенциал организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2022. – № 1. – С. 110-119.
- Гораева Т.Ю., Шамина Л.К. Методика мониторинга и оценки инновационной деятельности организация // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2015. – № 3(221). – С. 198-210.
- Карпова Т.П. Построение процесса управления развитием специалистов экономических систем // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С. 40-66.
- Карпова Т.П. Исследование и оценка состояния процесса управления персоналом органи-заций конкурентов // Управление и экономика: исследования и разработки. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С. 94-108.
- Лукашов Н.В., Незавитина А.О. Методология оценки внедрения технологической инновации с учетом экологических и экономических эффектов // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 4. – С. 7-14.
- Нестеров В.Н., Сунгатуллина Л.Б. Методические подходы к оценке инновационной деятельности // Дайджест-финансы. – 2024. – Т. 29. – № 3(271). – С. 244-264.
- Пинский А.И. Методический подход к оценке результативности инновационной деятельности организаций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т. 13. – № 6-1. – С. 720-727.
- Пронин А.Ю. Оценка коммерческого потенциала результата инновационной деятельности в современных экономических условиях // Стратегии бизнеса. – 2023. – Т. 11, №2. – С. 52-56.
- Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A Manifesto for business revolution. – N.Y.: Harper Business, 1993. – 223 р.
Қосымша файлдар
