ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Авторы: Родионов М.А.1,2, Гришко С.В.2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Московский государственный технический университет гражданской авиации
- Выпуск: № 9 (2025)
- Страницы: 132-137
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2411-0450/article/view/355589
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-9-132-137
- ID: 355589
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются инициативы Российской Федерации в области международного регулирования использования информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются принципы и подходы, возможные направления сотрудничества в данной области. Раскрываются вопросы создания в рамках Организации Объединенных Наций постоянно действующей переговорной площадки по международной информационной безопасности.
Полный текст
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в развитии всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Они стали неотъемлемой частью глобальной инфраструктуры, обеспечивающей связь, обмен данными и доступ к информации в любой точке мира. При этом практика внедрения ИКТ, без увязки с обеспечением информационной безопасности (ИБ), существенно повышает вероятность проявления угроз в киберпространстве. Эти проблемы выходят за рамки национальных границ, требуют согласованных усилий государств и обществ в их решении. В связи с этим необходимость международного сотрудничества в области ИКТ становится все более критически значимой. Россия, как одна из ведущих мировых держав, активно участвует в формировании международных норм и стандартов в сфере ИБ. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью обеспечения стабильного развития государств в условиях технологического прогресса в области ИКТ и противодействия возникающим при этом угрозам в информационной сфере.
В статье исследуется деятельность Российской Федерации по созданию при ООН постоянно действующей переговорной площадки по международной информационной безопасности (МИБ) – «Всемирного механизма по достижениям в области ИКТ в контексте международной безопасности и продвижению ответственного поведения государств в использовании ИКТ», а также изучение перспектив функционирования упомянутого выше Всемирного механизма (ВМ), его влияния на МИБ.
В современном киберпространство имеется множество угроз, которые требуют скоординированных действий на международном уровне (табл. 1).
Таблица 1. Примеры угроз в киберпространстве
Угроза | Описание |
Преступления против конфиденциальности | Нарушения, связанные с незаконным сбором и использованием персональных данных |
Кибершпионаж | Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации (корпоративной или государственной) |
Кибератаки на критическую инфраструктуру | Нарушение работы систем жизнеобеспечения: энергетики, транспорта, здравоохранения и др. |
Кибертерроризм и идеологически мотивированные атаки | Использование цифровых инструментов для воздействия на конкретного человека, общество в целом, бизнес и государство |
Распространение дезинформации | Создание фейковых новостей для манипуляции общественным сознанием |
Киберпреступления с использованием социальной инженерии | Манипуляции над людьми в целях получения доступа к данным |
Отрицательные последствия вредоносного применения ИКТ могут иметь критические последствия, в том числе на геополитическом уровне. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние ИБ, является наращивание рядом государств возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Нарушения и противоправные действия в информационной среде несут серьезную угрозу для экономической, политической и социальной стабильности и развития стран. Кибертерроризм направлен на разрушение критической инфраструктуры (энергетика, транспорт и здравоохранение) и с каждым днем становится все более актуальной проблемой. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры. Таким образом, создание новой постоянно действующей переговорной площадки по международной информационной безопасности укрепит сотрудничество России с другими государствами в области МИБ в целях формирования международного правового режима использования ИКТ.
Российская Федерация активно использует переговорные площадки ООН для продвижения разного рода инициатив, направленных на объединение усилий по обеспечению МИБ. Так, еще в конце прошлого века одной из важных инициатив в области МИБ стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюция A/RES/53/70 от 1998 года: «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» [1]. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/54/49 от 1999 года международным сообществом была признана угроза негативного воздействия информационных технологий не только на гражданскую, но и на военную сферы [2]. Также в 1999 году нашей страной был разработан и внесен на обсуждение проект документа: «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности». Этот проект предусматривал закрепление общих правил поведения государств в информационном пространстве. Данная инициатива была подвергнута критике со стороны США и их союзников, которые посчитали ее попыткой страны, проигравшей холодную войну, выйти из патовой для нее ситуации. Следует отметить исключительную значимость вопросов МИБ применительно к деятельности военно-политического руководства различных государств, особенно в условиях мировой финансово-экономической рецессии [3]. Из-за расхождения мнений США и России по вопросам обеспечения кибербезопасности и ответственного поведения государств в цифровой среде наша страна инициировала создание специализированной межправительственной экспертной площадки по вопросам безопасности в киберпространстве. В 2001 году была принята резолюция ООН А/RES/56/19 о создании Группы правительственных экспертов государств-членов ООН [4]. Однако эта деятельность вновь столкнулась с неконструктивной позицией западных стран во главе с США.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/73/27 от 2018 года, предложенная Россией, закрепила порядок поведения государств в области применения ИКТ [5]. В связи со стремлением США сохранить лидерство в цифровой среде, разногласия в области обеспечения МИБ показали необходимость создания совершенно новой международной площадки для решения вопросов правового регулирования использования государствами ИКТ, противодействия возрастающим киберугрозам.
В 2019 году в рамках ООН начала свою деятельность Рабочая группа открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности, полномочия которой истекли в июле 2025 г. [6]. Главным результатом ее деятельности стало принятие итогового доклада, одобрившего запуск в 2026 г. на смену РГОС постоянно действующей переговорной площадки по международной информационной безопасности – Всемирного механизма по достижениям в области информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности и продвижению ответственного поведения государств в использовании ИКТ. В своей деятельности РГОС удалось достичь понимания вызовов в сфере МИБ, согласовать инструменты сотрудничества в рамках подгрупп будущего механизма по наращиванию потенциала и общим вопросам. Закреплена главенствующая роль государств и строго совещательный статус неправительственных организаций. Также был выработан ряд мер, направленных на преодоление цифрового разрыва между государствами.
Участие в заседаниях международных организаций, таких как ООН, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в саммитах Россия – Африка [7], демонстрирует приверженность Российской Федерации принципам укрепления доверия между странами в киберпространстве. Значимой площадкой для обсуждения вопросов ИБ выступает Содружество Независимых Государств (СНГ). В октябре 2019 г. государствами-участниками подписана «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств-участников СНГ» [8]. Важной инициативой России в рамках завершившей свою деятельности РГОС является продвижение «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», которые устанавливают четкие нормы ответственного поведения в цифровой сфере.
К числу основных принципов, которыми руководствуется Российская Федерации при продвижении международных инициатив в области ИБ и правового регулирования в области применения ИКТ, являются: главенствующая роль международного права; обеспечение суверенитета государств в цифровой сфере; предотвращение использования технологий в военных целях, без соблюдения норм международного гуманитарного права; справедливое и равноправное сотрудничество всех заинтересованных сторон; поддержка новых форматов сотрудничества и др. Роль Российской Федерации в формировании ВМ проявляется в ее вкладе в разработку международных норм и стандартов, а также активном сотрудничестве с другими государствами и организациями, например, Международным союзом электросвязи, для борьбы с киберпреступностью и продвижения ответственного поведения в цифровой сфере. В обобщенном виде примеры успешного сотрудничества по обеспечению безопасности в области использования ИКТ приведены в таблице 2.
Российская Федерация поддерживает инициативы, направленные на создание механизмов взаимного контроля и предотвращения конфликтов в киберпространстве, а также разработку универсальных стандартов кибербезопасности, введение международных органов для расследования киберинцидентов и установление четких правил ответственности за такие нарушения. Роль России в разработке и реализации норм ответственного поведения в сфере использования ИКТ заключается в продвижении инициатив, направленных на предотвращение использования технологий в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государств. Российская Федерация также способствует созданию международных механизмов для мониторинга и контроля соблюдения норм безопасности в киберпространстве.
Таблица 2. Примеры двустороннего и международного сотрудничества России в области использования ИКТ
Двустороннее сотрудничество | ||||
Страна | Наименование соглашения | Дата подписания | ||
Бразилия | Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной и коммуникационной безопасности | 14 мая 2010 г. | ||
Беларусь | Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения МИБ | 25 декабря 2013 г. | ||
Куба | Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения МИБ | 11 июля 2014 г. | ||
Китай | Соглашение о сотрудничестве в области МИБ | 8 мая 2015 г. | ||
Индия | Соглашение о сотрудничестве в сфере использования ИКТ | 15 октября 2016 г. | ||
ЮАР | Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ | 4 сентября 2017 г. | ||
Международное сотрудничество | ||||
Форма сотрудничества | Участники | Результаты деятельности | ||
Инициативы РФ в рамках ООН | Страны-члены ООН | 1. 2015 г. – «Правила поведения в области МИБ» [9]; 2. декабрь 2023 г. – Генеральной Ассамблеей ООН принята юбилейная резолюция, в которой признана значимость результатов работы за 25 лет в области МИБ; 3. 2023 г. – внесена на рассмотрение конвенция о правилах ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве; 4. 2024 г. – Конвенция ООН против киберпреступности [10] | ||
Сотрудничество в рамках БРИКС (совместные проекты по кибербезопасности) | Страны-члены БРИКС | 6 июля 2025 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) подписана Декларация «Укрепление сотрудничества Глобального Юга для более инклюзивного и устойчивого управления» [11] | ||
Второй саммит Россия – Африка | Приняли участие делегации 48 из 54 стран Африки | 28 июля 2023 г. принята декларация «О сотрудничестве в области обеспечения МИБ» | ||
Совместные учения по кибер-безопасности | Россия, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Пакистан, Вьетнам | В июне 2022 г. в России прошли Международные киберучения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в результате хакерских атак | ||
Создание платформ для обмена информацией | Международные организации и частный сектор | 1. Взаимодействие с международным союзом электросвязи (ITU). 2.Двусторонние соглашения о сотрудничестве. 3. В 2009 г. подписано соглашение между правительствами государств-членов ШОС «О сотрудничестве в области обеспечения МИБ» [12]. | ||
Примеры инициатив России и других стран по обеспечению ответственного использования ИКТ включают: создание национальных стратегий кибербезопасности, развитие сотрудничества между странами в области обмена информацией о киберугрозах, проведение совместных учений и тренировок. Следует отметить совместное заявление президентов России и США в 2013 г. о взаимодействии по предотвращению киберинцидентов; разработку в ООН методик для сбора, обработки и хранения доказательств, имеющих отношение к преступному и террористическому использованию ИКТ и т.п.
Эти инициативы положительно сказываются на укреплении МИБ и развитии доверия между государствами. Влияние таких мер на глобальную безопасность заключается в снижении рисков кибератак, предотвращении конфликтов в цифровой среде и создании условий для устойчивого развития.
Перспектива деятельности постоянно действующей переговорной площадки имеет стратегическое значение для обеспечения международной информационной безопасности. ВМ направлен на продвижение норм, правил и принципов, которые будут способствовать ответственному использованию ИКТ.
Создание ВМ представляет собой многогранный процесс, требующий скоординированных действий всех заинтересованных сторон. Важным аспектом функционирования ВМ является взаимодействие Российской Федерации и США в области МИБ. Взаимоотношения между государствами имеют периоды сближения и расхождения мнений. В целом, США стремятся к сохранению превосходства в информационной области, возможности не быть связанными какими-то договорными ограничениями в военном использовании ИКТ.
Россия, как активный участник международного сообщества, продолжает продвигать инициативы, которые направлены на укрепление доверия между государствами в цифровой среде, на предотвращение конфликтов в киберпространстве и на обеспечение устойчивого экономического, социального и политического развития государств в современных реалиях. Применительно к рассматриваем в статье вопросам следует отметить особую значимость вопросов антикризисного менеджмента и эффективного управления стремительно обостряющимися информационными рисками. Здесь целесообразно применять при необходимой адаптации как существующие подходы в различных сферах, например, представленные в работах [13] и [14], так и создавать новые инновационные методологии и инструментарии.
В целом, подходы, которыми руководствуется и которые отстаивает Российская Федерация на международной арене в области ИКТ и МИБ имеют стратегическое значение для обеспечения безопасного и стабильного цифрового будущего как страны, так и всего международного сообщества. В будущем многополярном мире информационные технологии должны служить инструментом обеспечения безопасности и прогресса, а не источником угроз.
Об авторах
М. А. Родионов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный технический университет гражданской авиации
Автор, ответственный за переписку.
Email: stepik23rus@gmail.com
д-р военных наук, канд. тех. наук, профессор
Россия, Россия, г. МоскваС. В. Гришко
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Email: stepik23rus@gmail.com
магистрант
Россия, Россия, г. МоскваСписок литературы
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 года. «Достиже-ния в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.un.org/ru/A/RES/53/70.
- Родионов М.А. Политические элиты в условиях мирового финансово-экономического кри-зиса / М.А. Родионов, Т.А. Волкова // Социально-гуманитарные знания. – 2016. – № 2. – С. 90-103. – EDN WDYACN.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/73/27 от 1 декабря 1999 года. «Достиже-ния в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.un.org/ru/A/RES/54/49.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/56/19 от 29 ноября 2001 года. «Достиже-ния в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ifap.ru/ofdocs/un/5619.pdf.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/73/27 от 5 декабря 2018 года. «Достиже-ния в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.un.org/ru/A/RES/73/27.
- Министерство иностранных дел Российской Федерации. Международная информационная безопасность. Сообщение для СМИ «О завершении деятельности Рабочей группы открытого со-става ООН по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/2036185/.
- Декларация второго саммита Россия – Африка о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. URL: http://kremlin.ru/supplement/5975 (дата обращения: 17.09.2024).
- Решение Совета глав правительства СНГ от 25 октября 2019 г. «О Стратегии обеспечения информационной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/73391721 /?ysclid=mfnvn6s88n195844393.
- Министерство иностранных дел Российской Федерации. Заявление «Об инициативе стран-членов ШОС «Правила поведения в области обеспечения международной информационной без-опасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/1582268/?ysclid=mfnvy6d84781111594.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против киберпреступности; укрепление международного сотрудничества в борьбе с определенными преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных систем, и в обмене доказательствами в электронной форме, относящимися к серьезным преступлениям (принята резолюцией 79/243 Генеральной Ассамблеей ООН от 24 декабря 2024 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: https://www.un.org/ru/documents/treaty/A-RES-79-243?ysclid=mfnxzqvvza142593998.
- БРИКС. Декларация Рио-де-Жанейро «Укрепление сотрудничества Глобального Юга для более инклюзивного и устойчивого управления». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/gvTArkWauqwuryk9xzLt3HuuI7EBmqrC.pdf.
- Министерство иностранных дел Российской Федерации. Многосторонние договоры. Со-глашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации о сотрудниче-стве в области обеспечения международной информационной безопасности. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/multilateral_contract/50243/.
- Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикри-зисном менеджменте / М.А. Родионов // Научный вестник Московского государственного тех-нического университета гражданской авиации. – 2008. – № 131. – С. 126-130. – EDN KVVEMB.
- Родионов М.А. Информационные аспекты антикризисного авиатранспортного риск-менеджмента // Управление финансовыми рисками. – 2020. – № 2 (62). – С. 120-128.
Дополнительные файлы



