Практика реализации концепции открытых инноваций в России: государственный,региональный и корпоративный уровни

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Императивы нового времени бросают вызов традиционной инновационной системе в Российской Федерации, что вызывает необходимость в развитии концепции открытых инноваций. Цель статьи – анализ сравнительной характеристики реализации концепции открытых инноваций на государственном, региональном и корпоративном уровнях для выявления особенностей и барьеров, сдерживающих диффузию инноваций.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе статистических сборников с целью определения уровня практического применения открытых инноваций на различных уровнях. С помощью метода иерархического анализа и метода k-средних произведена кластеризация субъектов Российской Федерации по трем стратам в зависимости от степени кооперационных связей. Результаты корреляционного анализа позволили определить факторы, влияющие на развитие открытых инноваций.
Результаты исследования. Выявлена недостаточная поддержка реализации открытых инноваций на государственном и региональном уровнях, что негативно влияет на их результативность в корпоративном секторе. Определено, что открытые инновации в большей степени используются крупным бизнесом; однако организациями отмечается недостаток информации о разработках и трудности во взаимодействии с различными акторами. Данные выводы были продемонстрированы в анализе динамики регионов по использованию организациями научной кооперации. Выделены основные барьеры при реализации открытых инноваций.
Обсуждение и заключение. Сформированы общие направления национального развития открытых инноваций, которые могут способствовать стимулированию увеличения количества участников и их интереса к инновационной деятельности, расширению территориальных и отраслевых границ, а также инициации новых решений в традиционных технологиях. Результаты исследования могут быть полезны: на государственном уровне – представителям органов власти при формировании новых программ и платформ поддержки инновационного развития; на региональном – органам местного самоуправления при определении стратегии инновационного развития регионов; на корпоративном – субъектам бизнеса, промышленности и науки для развития инновативности и усиления кооперации между ними.

Полный текст

Вве­де­ние.

В реа­ли­ях но­во­го вре­ме­ни для Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции осо­бен­но ак­ту­аль­ной за­да­чей яв­ля­ет­ся ус­той­чи­вое эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие, ос­но­ван­ное на про­из­вод­стве вы­со­ко­ка­че­ствен­ной про­дук­ции в це­лях ус­ко­ре­ния им­пор­то­за­ме­ще­ния. Бе­зус­лов­но, од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров яв­ля­ет­ся ак­тив­ная ин­но­ва­ци­он­ная дея­тель­ность, обес­пе­чи­ваю­щая кон­ку­рент­ную по­зи­цию как на ми­ро­вом, так и на ре­гио­наль­ном ры­нках и вы­со­кий уро­вень бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния в ре­зуль­та­те непре­ры­вных вос­про­из­вод­ствен­ных про­цес­сов ка­пи­та­ла на ос­но­ве реа­ли­за­ции до­сти­же­ний на­уки на прак­ти­ке, а так­же внед­ре­ния ин­но­ва­ци­он­ных вы­со­ко­эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий.

В на­сто­я­щее вре­мя уро­вень ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти в Рос­сии зна­чи­тель­но ус­ту­па­ет уров­ню раз­ви­тых стран. В част­но­сти, это под­твер­жда­ют дан­ные рей­тин­га Global Innovation Index (GII) 2021 (Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция за­ни­ма­ет 45 ме­сто из 132)1. Ана­лиз фак­ти­че­ски до­стиг­ну­тых по­ка­за­те­лей реа­ли­за­ции Стра­те­гии ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия на пе­ри­од до 2020 г. так­же де­мон­стри­ру­ет, что за­пла­ни­ро­ван­но­го «ин­но­ва­ци­он­но­го про­ры­ва» не про­изо­шло2. В ус­ло­ви­ях сан­кци­он­но­го да­вле­ния дан­ная ре­аль­ность для эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся непри­ем­ле­мой, вслед­ствие че­го воз­ни­ка­ет ост­рая необ­хо­ди­мость по­ис­ка но­вых ре­ше­ний, реа­ли­за­ция ко­то­рых по­зво­лит зна­чи­тель­но по­вы­сить объ­ем и ка­че­ство ин­но­ва­ци­он­ных про­дук­тов и тех­но­ло­гий. Од­ним из та­ких на­прав­ле­ний, на­хо­дя­щих­ся в фо­ку­се мно­го­чис­лен­ных со­вре­мен­ных на­уч­ных и­зы­ска­ний, ста­но­вит­ся кон­цеп­ция от­кры­тых ин­но­ва­ций (ОИ), ак­тив­но реа­ли­зуе­мая ин­но­ва­ци­он­но-­раз­ви­ты­ми го­су­дар­ства­ми. Дан­ная кон­цеп­ция ба­зи­ру­ет­ся на том, что но­вые ре­ше­ния в ор­га­ни­за­ции раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в про­цес­се вза­и­мо­дей­ствия с раз­лич­ны­ми субъ­ек­та­ми, что в ко­неч­ном ито­ге при­во­дит к боль­ше­му чис­лу бе­не­фи­циа­ров, ко­то­рые по­лу­ча­ют эф­фект в ви­де до­сти­же­ния кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ, фи­нан­со­вой вы­го­ды или удов­лет­во­ре­ния ка­че­ствен­ных за­про­сов по­тре­би­те­лей к про­дук­ции. Бе­зус­лов­но, при­ме­не­ние кон­цеп­ции ОИ не яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ной «фор­му­лой ус­пе­ха» для всех ин­но­ва­ци­он­но-­актив­ных пре­дпри­я­тий, од­на­ко при­су­щие ей пре­иму­ще­ства ори­ен­ти­ру­ют на необ­хо­ди­мость раз­ви­тия ее при­клад­но­го ха­рак­те­ра и про­дви­же­ния в раз­лич­ных про­ек­тах.

Раз­ви­тие кон­цеп­ции ОИ в Рос­сии обус­лов­ле­но объ­ек­тив­ны­ми по­треб­но­стя­ми ре­аль­но­го сек­то­ра в со­кра­ще­нии сто­и­мо­сти и сро­ков раз­ра­бот­ки ин­но­ва­ци­он­ной про­дук­ции, а так­же обес­пе­че­ния ва­риа­тив­но­сти на­прав­ле­ний ее раз­ра­бот­ки. Фи­лиа­ция ин­но­ва­ци­он­ной си­сте­мы к ОИ по­зво­ля­ет рас­ши­рить ге­ог­ра­фию на­уч­ных раз­ра­бо­ток и об­мен сре­ди раз­лич­ных сек­то­ров эко­но­ми­ки и от­дель­ных тер­ри­то­рий, со­кра­тить раз­рыв меж­ду ин­но­ва­ци­он­но от­ста­лы­ми ре­гио­на­ми и ре­гио­на­ми-­ли­де­ра­ми, что по­ло­жи­тель­но ска­жет­ся на ин­тен­си­фи­ка­ции ин­но­ва­ци­он­ных про­цес­сов в Рос­сии [1].

На те­ку­щий мо­мент вре­ме­ни хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты де­мон­стри­ру­ют невы­со­кий уро­вень вов­ле­чен­но­сти в про­цесс ОИ, од­на­ко ут­вер­жде­ние, что в Рос­сии со­вер­шен­но не ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ды и ин­стру­мен­ты рас­смат­ри­вае­мой кон­цеп­ции бу­дет невер­ным. Так, им­пе­ра­ти­вы про­цес­сов раз­ви­тия в си­сте­ме дик­ту­ют необ­хо­ди­мость из­уче­ния ее ба­зо­вых па­ра­мет­ров, по­зво­ляю­щих бо­лее де­таль­но рас­смот­реть фронт для по­сле­дую­щих из­ме­не­ний. По­ста­нов­ка во­про­са о пер­воо­че­ред­но­сти ис­сле­до­ва­ния те­ку­ще­го со­сто­я­ния при­ме­не­ния от­кры­тых ин­но­ва­ций в Рос­сии оп­ре­де­ля­ет цель дан­ной ста­тьи  ана­лиз прак­ти­ки реа­ли­за­ции кон­цеп­ции от­кры­тых ин­но­ва­ций в Рос­сии на ос­но­ве го­су­дар­ствен­но­го, ре­гио­наль­но­го и кор­по­ра­тив­но­го уров­ней, вы­яв­ле­ние клю­че­вых ба­рье­ров, пре­пят­ству­ю­щих ак­ко­мо­да­ции от­кры­тых ин­но­ва­ций и фор­ми­ро­ва­ние об­щих ре­ко­мен­да­ций по их пре­одо­ле­нию.

Об­зор ли­те­ра­ту­ры.

Тео­рия ОИ бе­рет свое на­ча­ло в 1999 г. и про­дол­жа­ет непре­ры­вно раз­ви­вать­ся, учи­ты­вая пре­до­став­ляе­мые ею ши­ро­кие воз­мож­но­сти и пер­спек­ти­вы для сфе­ры ин­но­ва­ци­он­ной диф­фу­зии и транс­фе­ра тех­но­ло­гий. Ос­но­во­по­лож­ни­ком тео­рии ОИ при­ня­то счи­тать Г. Чес­бро, ко­то­рый ини­ции­ру­ет идею, что ком­па­нии дол­жны ис­поль­зо­вать це­ле­вые при­то­ки и от­то­ки зна­ний, что спо­соб­ству­ет ус­ко­ре­нию внед­ре­ния ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий, а так­же рас­ши­ре­нию ры­нков сбы­та [2].

Учи­ты­вая су­ще­ству­ю­щее по­ло­жи­тель­ное вли­я­ние мо­де­ли ОИ на эко­но­ми­ку, дан­ный воп­рос в на­сто­я­щее вре­мя ак­тив­но из­уча­ет­ся в ми­ро­вом на­уч­ном со­об­ще­стве. Наи­боль­шее ко­ли­че­ство ис­сле­до­ва­те­лей на­блю­да­ет­ся в та­ких стра­нах, как США, Гер­ма­ния, Швей­ца­рия, Ита­лия, Ки­тай и Ве­ли­коб­ри­та­ния. В за­ру­беж­ной на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре мож­но встре­тить раз­лич­ные ва­ри­ан­ты пре­дла­гае­мых мо­де­лей кон­цеп­ции ОИ при­ме­ни­тель­но к уни­вер­си­те­там [3], раз­лич­ным от­рас­лям и на ос­но­ве раз­лич­ных под­хо­дов: че­ты­рех­звен­ную мо­дель [4]; цик­ли­чес­кую мо­дель си­стем­ной ди­на­ми­ки пре­дпри­ни­ма­тель­ства [5]; мо­дель, под­ра­зу­ме­ваю­щую раз­лич­ные фор­мы уп­рав­ле­ния; мо­дель, от­ра­жаю­щую эта­пы и и­сточ­ни­ки по­ис­ка внеш­них ин­но­ва­ций; мо­де­ли, ос­но­ван­ные на раз­лич­ных ви­дах пар­тнерств и стра­те­ги­че­ских алья­нсов [6]. Кро­ме это­го, рас­смат­ри­ва­ет­ся внед­ре­ние ОИ в круп­ных ком­па­ни­ях, хол­дин­гах, ма­лых и сред­них пре­дпри­я­ти­ях [7].

В Рос­сии тео­рия ОИ на­ча­ла раз­ви­вать­ся по­зже, чем в дру­гих стра­нах (пер­вые пуб­ли­ка­ции в РИНЦ да­ти­ру­ют­ся 2005 г.). Пуб­ли­ка­ции рос­сий­ских уче­ных за­тра­ги­ва­ют во­про­сы ис­поль­зо­ва­ния ОИ в раз­лич­ных от­рас­лях [8; 9], а так­же рас­кры­ва­ют их уп­рав­лен­че­ские кон­струк­ты и осо­бен­но­сти в Рос­сии [10; 11]. Несмот­ря на ра­сту­щий ин­те­рес к исследуемой те­ма­ти­ке, еди­но­го мне­ния о су­щно­сти дан­но­го по­ня­тия в рос­сий­ской на­уке и прак­ти­ке еще не сфор­ми­ро­ва­но. Боль­шин­ство ав­то­ров рас­смат­ри­ва­ют ОИ как мо­дель уп­рав­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей [1214], дру­гие  при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния о том, что это ин­стру­мент для раз­ви­тия ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий [15]. Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что на за­ко­но­да­тель­ном уровне сфор­му­ли­ро­ва­ны за­да­чи по фор­ми­ро­ва­нию си­сте­мы ком­му­ни­ка­ций в об­ла­сти на­уки и ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти, ос­но­ван­ные на прин­ци­пах от­кры­то­сти и вза­и­мо­дей­ствия на­уки, биз­не­са, об­ще­ства и го­су­дар­ства3. Тем не ме­нее по­ня­тие «от­кры­тые ин­но­ва­ции» не иден­ти­фи­ци­ро­ва­но, так­же как и не пре­дстав­ле­но опи­са­ние спо­со­бов реа­ли­за­ции дан­ных за­дач. На­блю­дае­мый дис­со­нанс в тео­ре­ти­че­ских под­хо­дах в де­фи­ни­ции «от­кры­тые ин­но­ва­ции», не ме­ша­ет то­му, что мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли за­ни­ма­ют­ся во­про­са­ми раз­ви­тия дан­ной кон­цеп­ции в Рос­сии. Ав­то­ра­ми си­сте­ма­ти­зи­ро­ва­ны че­ты­ре под­хо­да, от­ра­жаю­щие со­вре­мен­ные тен­ден­ции раз­ви­тия ОИ:

‒ се­те­вые фор­мы ме­жор­га­ни­за­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ствия для реа­ли­за­ции ин­но­ва­ций [16];

‒ от­кры­тые ин­но­ва­ци­он­ные эко­си­сте­мы ин­но­ва­ций [17];

‒ ин­но­ва­ци­он­но-­про­извод­ствен­ные кла­сте­ры по тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу4;

‒ от­кры­тые тех­но­ло­ги­че­ские плат­фор­мы для реа­ли­за­ции со­вмест­ных ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток [18].

Раз­ли­чие дан­ных под­хо­дов к раз­ви­тию кон­цеп­ции не со­зда­ет про­ти­во­ре­чия во мне­ни­ях ис­сле­до­ва­те­лей от­но­си­тель­но ее пре­иму­ществ, на­при­мер при­вле­че­ние внеш­них ис­сле­до­ва­ний, что пре­дпо­ла­га­ет рас­ши­ре­ние ге­ог­ра­фи­че­ских и ин­сти­ту­цио­наль­ных гра­ниц внед­ре­ния ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток. Воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния объ­ек­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти дру­гих раз­ра­бот­чи­ков, при­вле­че­ние внеш­них пар­тне­ров и воз­мож­ность пе­ре­да­чи прав на объ­ек­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти рас­ши­ря­ет ко­ли­че­ство ва­ри­ан­тов раз­ра­бот­ки ин­но­ва­ци­он­ной про­дук­ции, по­вы­ша­ет точ­ность мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний и ин­те­ре­с це­ле­вой ау­ди­то­рии к ком­па­нии с по­мо­щью вза­и­мо­дей­ствия при раз­ра­бот­ке про­дук­ции. Все это спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию ис­поль­зуе­мых ре­ше­ний при реа­ли­за­ции ин­но­ва­ци­он­ной стра­те­гии ор­га­ни­за­ции. Несмот­ря на по­ло­жи­тель­ные экс­тер­на­лии от реа­ли­за­ции кон­цеп­ции ОИ, це­ле­со­об­раз­но ука­зать при­су­щие ей недо­стат­ки. К при­ме­ру, в ОИ воз­ра­ста­ет риск на­ру­ше­ния прав ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти, ве­лик риск от­се­ва жиз­нес­по­соб­ных ин­но­ва­ций, ко­то­рые не вы­год­ны для реа­ли­за­ции на дан­ное вре­мя [19].

Мож­но сде­лать вы­вод о том, что в оте­че­ствен­ной на­уке из­уче­ние про­блем ОИ яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но «мо­ло­дым» на­прав­ле­ни­ем, а за­тра­ги­вае­мые ас­пек­ты фраг­мен­тар­ны и не по­зво­ляют фор­ми­ро­вать ба­зу для эф­фек­тив­ной реа­ли­за­ции кон­цеп­ции. Со­от­вет­ствен­но, для оп­ре­де­ле­ния при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия сле­ду­ет обозначить сфе­ры, в ко­то­рых кон­цеп­ция на­хо­дит наи­бо­лее ча­стое при­ме­не­ние, ин­стру­мен­ты под­дер­жки, пре­до­став­ляю­щие необ­хо­ди­мые ре­зуль­та­ты, а так­же су­ще­ству­ю­щие ба­рье­ры рас­про­стра­не­ния тео­рии и прак­ти­ки от­кры­тых ин­но­ва­ций с це­лью их ни­ве­ли­ро­ва­ния. Та­ким об­ра­зом, это обус­лов­ли­ва­ет ак­ту­аль­ность проведенного нами ис­сле­до­ва­ния.

Ма­те­риа­лы и ме­то­ды.

Тео­ре­ти­че­ской ба­зой ис­сле­до­ва­ния яви­лись ра­бо­ты оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных уче­ных, по­свя­щен­ные раз­лич­ным ас­пек­там ОИ. На уровне го­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра про­ве­ден ана­лиз ма­те­риа­лов сбор­ни­ка «Ин­ди­ка­то­ры ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти 2022». Ис­сле­до­ва­ния прак­ти­ки го­су­дар­ствен­ной под­дер­жки ОИ ос­но­вы­ва­лись на ана­ли­зе: про­грамм под­дер­жки На­цио­наль­ной тех­но­ло­ги­че­ской ини­циа­ти­вы, циф­ро­вой плат­фор­мы На­цио­наль­ной ас­со­циа­ции транс­фе­ра тех­но­ло­гий (НАТТ), про­ек­та «Плат­фор­ма GenerationS»5.

Ре­гио­наль­ная прак­ти­ка рас­смат­ри­ва­лась с точ­ки зре­ния инфра­струк­тур­ных ре­ше­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем «Кар­ты кла­сте­ров Рос­сии» НИУ ВШЭ и На­цио­наль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но-­ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра по мо­ни­то­рин­гу ин­но­ва­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры на­уч­но-­тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти и ре­гио­наль­ных ин­но­ва­ци­он­ных си­стем (НИ­АЦ МИИ­РИС). Для бо­лее под­роб­но­го ана­ли­за ре­зуль­та­тив­но­сти ре­гио­наль­ной прак­ти­ки под­дер­жки ОИ ис­поль­зо­ва­ны по­ка­за­те­ли рей­тин­га ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции НИУ ВШЭ. Про­ве­де­на кла­сте­ри­за­ция субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции по при­зна­ку до­ли ор­га­ни­за­ций, уча­ство­вав­ших в на­уч­ной коо­пе­ра­ции за 2015, 2017 и 2020 гг. Ис­поль­зуя ие­рар­хи­че­ский ана­лиз (по ме­то­ду У­ор­да), субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции рас­пре­де­ле­ны на три кла­сте­ра, да­лее применялся ме­тод k-­сред­них (рас­че­ты про­из­во­ди­лись в про­грам­ме Wolfram Mathematica). Ре­гио­ны с вы­со­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми на­уч­ной коо­пе­ра­ции ана­ли­зи­ро­ва­лись на пре­дмет вли­яющих фак­то­ров с по­мо­щью ме­то­да рас­че­та кор­ре­ля­ции.

Для ото­бра­же­ния кор­по­ра­тив­ной прак­ти­ки реа­ли­за­ции ОИ ис­поль­зовались ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния о внед­ре­нии ин­стру­мен­тов ОИ в кор­по­ра­ци­ях, про­ве­ден­но­го Фон­дом раз­ви­тия ин­тер­нет-­ини­циа­тив. В ис­сле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 24 круп­ные рос­сий­ские и меж­ду­на­род­ные ком­па­нии раз­лич­ных сфер биз­не­са: бан­ков­ский сек­тор, про­вай­де­ры циф­ро­вых ус­луг, сер­вис и те­ле­ком­му­ни­ка­ции, про­дук­то­вые и FMCG-­ри­тей­ле­ры и про­чие ком­па­нии.

Про­бле­ма­ти­ка в реа­ли­за­ции ОИ бы­ла рас­смот­ре­на ис­хо­дя из дан­ных ана­ли­ти­ки ры­нков вы­со­ких тех­но­ло­гий кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии O2Consulting, а так­же ком­плекс­но­го мо­ни­то­рин­га си­сте­мы оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ин­но­ва­ци­й на пре­дпри­я­ти­ях, пре­дстав­лен­но­го ас­со­циа­ци­ей ин­но­ва­ци­он­ных ре­гио­нов Рос­сии.

Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния.

В рам­ках ана­ли­за на го­су­дар­ствен­ном уровне рас­смот­рим про­грам­мы под­дер­жки На­цио­наль­ной тех­но­ло­ги­че­ской ини­циа­ти­вы (НТИ): «Тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв НТИ», «Инфра­струк­ту­ра НТИ», «Спин-­офф НТИ», «Экс­порт НТИ», цель ко­то­рых  раз­ви­тие но­вых и под­дер­жка су­ще­ству­ю­щих ком­па­ний по реа­ли­за­ции про­ры­вных тех­но­ло­гий и со­зда­ние но­вых ры­нков на фе­де­раль­ном и ми­ро­вом уровне. В агент­стве стра­те­ги­че­ских ини­циа­тив, яв­ляю­щем­ся мо­де­ра­то­ром свя­зей в НТИ, дей­ству­ет кра­уд-­плат­фор­ма в рам­ках фо­ру­ма «Силь­ные идеи для но­во­го вре­ме­ни». На дан­ной плат­фор­ме при­вле­ка­ют­ся экс­пер­ты, пре­дпри­ни­ма­те­ли, пре­дста­ви­те­ли на­уки и об­ще­ства, все пре­дло­же­ния яв­ля­ют­ся от­кры­ты­ми, что по­зво­ля­ет их об­су­дить, най­ти еди­но­мы­шлен­ни­ков или жиз­нес­по­соб­ную идею для реа­ли­за­ции. Так, кон­цеп­ция фо­ру­ма под­ра­зу­ме­ва­ет от­кры­тость идей, но воп­рос вы­зы­ва­ет его ог­ра­ни­чен­ное вре­мя ра­бо­ты.

Осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лить циф­ро­вой плат­фор­ме На­цио­наль­ной ас­со­циа­ции транс­фе­ра тех­но­ло­гий (НАТТ), ра­бо­та ко­то­рой на­прав­ле­на на сни­же­ние за­трат биз­не­са при вы­стра­и­ва­нии це­по­чек на­уч­но-­тех­но­ло­ги­че­ской коо­пе­ра­ции и по­вы­ше­ние объ­емов по­треб­ле­ния ин­но­ва­ций ре­аль­ным сек­то­ром эко­но­ми­ки. НАТТ объ­еди­ня­ет в се­бе 65 ор­га­ни­за­ций, сре­ди ко­то­рых есть пре­дста­ви­те­ли биз­не­са, на­уки и ин­сти­ту­тов раз­ви­тия. В рам­ках дан­ной плат­фор­мы дей­ству­ют два ви­да со­труд­ни­че­ства: 1) за­про­сы пре­дло­же­ний от биз­не­са для ре­ше­ния кон­крет­ной за­да­чи с опи­са­ни­ем про­бле­мы и сро­ком при­ема пре­дло­же­ний и внеш­ние ин­но­ва­ции  в оп­ре­де­лен­ном тех­но­ло­ги­чес­ком на­прав­ле­нии, без сро­ка при­ема пре­дло­же­ний; 2) пре­дло­же­ния от на­уч­но­го сек­то­ра раз­лич­ных ста­дий го­тов­но­сти от идей (TRL 1) до се­рий­но­го про­из­вод­ства (TRL 9)6. Ин­фор­ма­ция о прак­ти­ке ус­пеш­но­го вза­и­мо­дей­ствия не пре­дстав­ле­на.

Та­ким об­ра­зом, на го­су­дар­ствен­ном уровне при­сут­ству­ют от­дель­ные ин­стру­мен­ты раз­ви­тия ОИ, од­на­ко воз­ни­ка­ет воп­рос об их ре­зуль­та­тив­но­сти. В этом кон­тек­сте об­ра­тим­ся к дан­ным ста­ти­сти­че­ской от­чет­но­сти, рас­кры­ваю­щей ди­на­ми­ку коо­пе­ра­ции и со­труд­ни­че­ства ор­га­ни­за­ций Рос­сии (табл. 1).

 

Таблица 1.  Динамика показателей совместных проектов по выполнению исследований и разработок и приобретению и передаче новых технологий организациями Российской Федерации (2015, 2017, 2020 гг.) 7

Table 1.  Dynamics of indicators on joint research and development projects and acquisition and transfer of new technologies by organizations of the Russian Federation (2015, 2017, 2020)

По­ка­за­тель / Indicator

2015

2017

2020

Ор­га­ни­за­ции, уча­ство­вав­шие в со­вмест­ных про­ек­тах / Organizations participating in joint projects, %

35,2

30,0

17,0

Ко­ли­че­ство со­вмест­ных про­ек­тов / Number of joint projects

21 783

21 733

41 247

Ор­га­ни­за­ции, при­об­ре­тав­шие но­вые тех­но­ло­гии / Organizations that acquired new technologies, %

26,7

22,7

н. д. /
not data

Ор­га­ни­за­ции, пе­ре­да­вав­шие но­вые тех­но­ло­гии / Organizations that transferred new technologies, %

7,1

5,9

н. д. /
not data

 

Ис­хо­дя из дан­ных таб­ли­цы 1, про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция сни­же­ния до­ли ор­га­ни­за­ций, уча­ству­ю­щих в со­вмест­ных про­ек­тах по вы­пол­не­нию исследований и разработок, при­об­ре­те­ние и про­да­жа но­вых тех­но­ло­гий так­же сни­жа­ет­ся. На фоне это­го ин­те­рес­ным фак­том яв­ля­ет­ся зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние чис­ла со­вмест­ных про­ек­тов, что мо­жет быть свя­за­но с тем, что ор­га­ни­за­ции, име­ю­щие ус­пеш­ный опыт коо­пе­ра­ции, уве­ли­чи­ва­ют ко­ли­че­ство про­ек­тов, что под­твер­жда­ет­ся дан­ны­ми о ти­пах коо­пе­ра­ци­он­ных свя­зей. Пар­тне­ры по коо­пе­ра­ции пре­дстав­ле­ны на ри­сун­ке 1.

При ана­ли­зе ре­гио­наль­ных форм под­дер­жки раз­ви­тия ОИ необ­хо­ди­мо об­ра­тить­ся к ин­сти­ту­там ин­но­ва­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры. Так, их ос­нов­ной ча­стью в ре­гио­нах Рос­сии яв­ля­ют­ся тер­ри­то­рии опе­ре­жаю­ще­го со­ци­аль­но-­эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, биз­нес-­ин­ку­ба­то­ры, тех­но­пар­ки и ин­ду­стри­аль­ные па­рки. Сре­ди объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры мож­но вы­де­лить кла­сте­ры. Од­на­ко тер­ри­то­ри­аль­ная и от­рас­ле­вая ог­ра­ни­чен­ность про­ти­во­ре­чит мно­гим док­три­нам ОИ, что не по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать кла­сте­ры как по­лно­цен­ный объ­ект по их раз­ви­тию.

 

 
 

Рис.  1.  Рас­пре­де­ле­ние ор­га­ни­за­ций, уча­ство­вав­ших в со­вмест­ных про­ек­тах
по вы­пол­не­нию ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток, по ти­пам пар­тне­ров, 2020 г., %8

 

Fig.  1.  Distribution of organizations involved in joint research and development projects
by type of partners, 2020, %

 

Бо­лее от­ве­чают тре­бо­ва­ни­ям меж­ре­гио­наль­ные кла­сте­ры, од­на­ко их ко­ли­че­ство на тер­ри­то­рии Рос­сии ми­ни­маль­но («Ком­по­зи­ты без гра­ниц», «Фар­мДо­ли­на» и др.)9. Спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ре­гио­наль­ных инфра­струк­тур­ных ин­сти­ту­тов, пре­дстав­ляю­щих ин­те­ре­сы участ­ни­ков про­цес­са ге­не­ри­ро­ва­ния ин­но­ва­ци­он­ных идей в ви­де от­кры­той си­сте­мы, вы­яв­ле­но не бы­ло.

В рам­ках ис­сле­до­ва­ния про­из­ве­де­на кла­сте­ри­за­ция ре­гио­нов по при­зна­ку «до­ля ор­га­ни­за­ций, учав­ство­вав­ших в на­уч­ной коо­пе­ра­ции». Для это­го был осу­ще­ствлен пре­два­ри­тель­ный ана­лиз по ме­то­ду У­ор­да, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го сфор­ми­ро­ва­но 3 кла­сте­ра по сле­дую­щим стра­там: субъ­ек­ты с вы­со­кой (пер­вый кла­стер), сред­ней (вто­рой кла­стер) и низ­кой (тре­тий кла­стер) сте­пе­нью ис­поль­зо­ва­ния коо­пе­ра­ци­он­ных свя­зей за пе­ри­од 2015, 2017 и 2020 гг. (ге­те­ро­ген­ность пре­дстав­лен­ных пе­рио­дов обус­лов­ле­на тем, что ав­то­ра­ми бы­ли ис­поль­зо­ва­ны по­след­ние из пре­дстав­лен­ных дан­ных рей­тин­га ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции). Да­лее применялся ме­тод k-­сред­них. Рас­чет ста­ти­сти­че­ской зна­чи­мо­сти кла­сте­ри­за­ции про­во­дил­ся по дис­пер­си­он­но­му ана­ли­зу, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го для всех кла­сте­ров р < 0,05, что трак­ту­ет­ся как под­твер­жде­ние ста­ти­сти­че­ской зна­чи­мо­сти. Ре­зуль­та­ты кла­сте­ри­за­ции и гра­ни­цы кла­сте­ров пре­дстав­ле­ны в таб­ли­це 2.

 

Таблица 2.  Данные о кооперационной активности организаций субъектов Российской Федерации (2015, 2017, 2020 гг.)10

Table 2. Data on the cooperative activity of organizations of the subjects of the Russian Federation (2015, 2017, 2020)

Субъект Федерации / Subject of the Russian Federation

Кластер, 2015 г. / Cluster 2015*

Кооперация организаций, 2015 г. / Cooperation of organizations, 2015

Кластер, 2017 г. / Cluster 2017**

Кооперация организаций, 2017 г. / Cooperation of organizations, 2017

Кластер, 2020 г. / Cluster 2020***

Кооперация организаций, 2020 г. / Cooperation of organizations, 2020

1

2

3

4

5

6

7

Центральный федеральный округ / Central Federal District

Белгородская область / Belgorod Region

II

0,214

II

0,265

II

0,268

Брянская область / Bryansk Region

I

0,415

II

0,247

III

0,141

Владимирская область / Vladimir Region

I

0,509

II

0,398

II

0,370

Воронежская область / Voronezh Region

II

0,213

II

0,313

II

0,207

Ивановская область / Ivanovo Region

III

0,10

III

0,199

III

0,111

Калужская область / Kaluga Region

I

0,427

I

0,477

I

0,428

Костромская область / Kostroma Region

II

0,231

III

0,051

III

0,050

Курская область / Kursk Region

III

0,112

III

0,075

III

0,044

Липецкая область / Lipetsk Region

II

0,28

II

0,234

II

0,263

г. Москва / Moscow

I

1,00

I

0,949

I

1,00

Московская область / Moscow Region

II

0,244

I

0,515

II

0,407

Орловская область / Orel Region

II

0,254

III

0,125

I

0,531

Рязанская область / Ryazan Region

II

0,40

II

0,267

II

0,253

Смоленская область / Smolensk Region

II

0,289

II

0,258

II

0,22

Тамбовская область / Tambov Region

II

0,337

III

0,190

II

0,196

Тверская область /
Tver Region

II

0,217

II

0,374

II

0,292

Тульская область /
Tula Region

I

0,737

II

0,455

II

0,345

Ярославская область / Yaroslavl Region

I

0,537

I

0,537

I

0,455

Северо-Западный федеральный округ / North-Western Federal District

Архангельская область / Arkhangelsk Region

II

0,238

III

0,193

II

0,182

Вологодская область / Vologda Region

II

0,346

II

0,261

II

0,204

Калининградская область / Kaliningrad Region

II

0,21

II

0,225

III

0,137

Ленинградская область / Leningrad Region

II

0,392

II

0,356

II

0,315

Мурманская область / Murmansk Region

II

0,297

II

0,282

II

0,28

Ненецкий автономный округ / Nenets Autonomous Area

III

0

III

0

III

0

Новгородская область / Novgorod Region

II

0,254

II

0,412

I

0,49

Псковская область / Pskov Region

III

0,115

III

0,178

III

0,129

Республика Карелия / Republic of Karelia

II

0,207

II

0,323

I

0,494

Республика Коми / Komi Republic

III

0,04

III

0,134

II

0,181

г. Санкт-Петербург /
St. Petersburg

I

0,618

I

0,835

I

0,827

Южный федеральный округ / Southern Federal District

Астраханская область / Astrakhan Region

III

0,056

III

0,157

III

0,163

Волгоградская область / Volgograd Region

II

0,216

III

0,155

III

0,127

Краснодарский край / Krasnodar Territory

II

0,222

III

0,152

III

0,082

Республика Адыгея / Republic of Adygeya

II

0,290

III

0,077

III

0,111

Республика Калмыкия / Republic of Kalmykia

III

0

III

0,092

III

0,082

Республика Крым / Republic of Crimea

II

0,209

III

0,147

III

0,120

Ростовская область / Rostov Region

II

0,314

II

0,344

II

0,299

г. Севастополь / Sevastopol

III

0

II

0,352

II

0,195

Северо-Кавказский федеральный округ / North Caucasus Federal District

Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarian Republic

III

0,094

II

0,344

II

0,372

Карачаево-Черкесская Республика / Karachayevo-Circassian Republic

III

0

III

0,195

III

0,075

Республика Дагестан / Republic of Daghestan

II

0,318

II

0,251

III

0,037

Республика Ингушетия / Republic of Ingushetia

III

0

III

0

III

0

Республика Северная Осетия  Алания / Republic of North Ossetia  Alania

II

0,126

III

0,089

III

0,079

Ставропольский край / Stavropol Territory

II

0,205

III

0,169

II

0,255

Чеченская Республика / Chechen Republic

III

0

III

0,026

III

0,021

Приволжский федеральный округ / Volga Federal District

Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

I

0,512

I

0,568

I

0,513

Кировская область / Kirov Region

II

0,255

II

0,228

II

0,210

Оренбургская область / Orenburg Region

II

0,347

II

0,227

II

0,187

Пензенская область / Penza Region

II

0,205

III

0,136

II

0,282

Пермский край / Perm Territory

I

0,592

II

0,388

II

0,333

Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan

I

0,533

II

0,305

II

0,272

Республика Марий Эл / Republic of Mari El

II

0,213

III

0,106

III

0,120

Республика Мордовия / Republic of Mordovia

I

0,728

II

0,353

II

0,250

Республика Татарстан / Republic of Tatarstan

I

0,806

I

0,732

II

0,399

Самарская область / Samara Region

II

0,283

III

0,192

II

0,199

Саратовская область / Saratov Region

II

0,403

II

0,237

II

0,224

Удмуртская Республика / Udmurtian Republic

I

0,459

II

0,288

II

0,281

Ульяновская область / Ulyanovsk Region

II

0,293

III

0,196

II

0,190

Чувашская Республика / Chuvash Republic

I

0,678

I

0,508

I

0,495

Уральский федеральный округ / Ural Federal District

Курганская область / Kurgan Region

II

0,348

III

0,175

II

0,184

Свердловская область / Sverdlovsk Region

I

0,645

I

0,549

I

0,503

Тюменская область / Tyumen Region

III

0,121

II

0,40

II

0,350

Ханты-Мансийский автономный округ  Югра / Khanty-Mansi Autonomous Area  Yugra

III

0,109

III

0,076

III

0,099

Челябинская область / Chelyabinsk Region

I

0,670

I

0,494

I

0,464

Ямало-Ненецкий автономный округ / Yamal-Nenets Autonomous Area

I

0,551

II

0,316

I

0,453

Сибирский федеральный округ / Siberian Federal District

Алтайский край / Altai Territory

II

0,270

III

0,205

II

0,267

Иркутская область / Irkutsk Region

I

0,438

II

0,283

II

0,253

Кемеровская область / Kemerovo Region

II

0,265

II

0,264

III

0,166

Красноярский край / Krasnoyarsk Territory

I

0,539

I

0,471

II

0,379

Новосибирская область / Novosibirsk Region

II

0,248

II

0,398

II

0,335

Омская область / Omsk Region

I

0,480

II

0,295

II

0,255

Республика Алтай / Republic of Altai

I

0,469

III

0,188

II

0,254

Республика Тыва / Republic of Tuva

II

0,352

III

0,130

III

0

Республика Хакасия / Republic of Khakassia

III

0

III

0,147

III

0,136

Томская область / Tomsk Region

I

0,505

I

1

I

0,983

Дальневосточный федеральный округ / Far Eastern Federal District

Амурская область / Amur Region

III

0,071

III

0,172

III

0,093

Еврейская автономная область / Jewish Autonomous Region

III

0

III

0,092

III

0

Забайкальский край / Trans-Baikal Territory

III

0,104

III

0,141

III

0,064

Камчатский край / Kamchatka Territory

II

0,323

II

0,238

II

0,3

Магаданская область / Magadan Region

III

0,116

III

0,199

III

0,126

Приморский край / Primorye Territory

II

0,197

II

0,255

II

0,232

Республика Бурятия / Республика Бурятия

III

0

II

0,334

II

0,274

Республика Саха (Якутия) / Republic of Sakha (Yakutia)

II

0,167

II

0,262

II

0,213

Сахалинская область / Sakhalin Region

III

0

III

0,142

III

0,099

Хабаровский край / Khabarovsk Territory

I

0,49

I

0,538

II

0,224

Чукотский автономный округ/ Chukotka Autonomous Area

III

0

III

0,131

III

0

При­ме­ча­ния.  *  2015 г.: I кла­стер  10,415; II кла­стер  0,4030,126; III  кла­стер 0,1210; **  2017 г.: I кла­стер  10,471; II кла­стер  0,4550,225; III кла­стер  0,2050. ***  2020 г.: I кла­стер  10,428; II кла­стер  0,4070,181; III кла­стер  0,1660. / Notes. *  2015: I cluster  10.415; II cluster  0.4030.126; III cluster  0.1210; **  2017: I cluster  10.471; II cluster  0.4550.225; III cluster  0.2050; ***  2020: I cluster  10.428; II cluster  0.4070.181; III cluster  0.1660.

 

Уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства ор­га­ни­за­ций, уча­ство­вав­ших в со­вмест­ных про­ек­тах по вы­пол­не­нию ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток в 2020 г. про­де­мон­стри­ро­ва­ли 22 субъ­ек­та Фе­де­ра­ции. От­ри­ца­тель­ную ди­на­ми­ку на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да на­блю­де­ний показали 29 ре­гио­нов, од­на­ко наи­бо­лее «слож­ной» си­туа­ци­ей яв­ля­ет­ся «по­те­ря ин­те­ре­са» к на­уч­ной коо­пе­ра­ции, что под­твер­жда­ет­ся ди­на­ми­кой «рост сни­же­ние» в 2017 и 2020 гг. у 32 субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, а аб­со­лют­ное от­сут­ствие ак­тив­но­сти вы­яв­ле­но толь­ко у Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га и Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия. Кро­ме это­го, на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная абер­ра­ция по­ка­за­те­лей, это под­твер­жда­ют дан­ные рас­че­тов сред­нек­вад­ра­ти­че­ско­го от­кло­не­ния (в 2015 г.  0,276, в 2017 г.  0,471, в 2020 г.  0,372). Ви­зу­аль­ное изо­бра­же­ние кла­сте­ри­за­ции ре­гио­нов по при­зна­ку «ис­поль­зо­ва­ние коо­пе­ра­ци­он­ных свя­зей меж­ду ор­га­ни­за­ция­ми» за 2020 г. пре­дстав­ле­но на ри­сун­ке 2.

 

 
 

Рис.  2.  Кла­сте­ри­за­ция ре­гио­нов по при­зна­ку «ис­поль­зо­ва­ние коо­пе­ра­ци­он­ных свя­зей меж­ду ор­га­ни­за­ция­ми», 2020 г.11

 

Fig.  2.  Clustering of regions on the basis of “use of cooperative ties between organizations”, 2020

 

Для ана­ли­за фак­то­ров, вли­яющих на раз­ви­тие ОИ в ре­гио­наль­ном сек­то­ре, бы­ли рас­смот­ре­ны неко­то­рые из субин­дек­сов, рас­счи­тан­ных в рей­тин­ге ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции: фи­нан­си­ро­ва­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток (Х1); кад­ры на­уки (Х2); ре­зуль­та­тив­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток (Х3); за­тра­ты на тех­но­ло­ги­че­ские ин­но­ва­ции (Х4); экс­порт зна­ний (Х5); ор­га­ни­за­ци­он­ное обес­пе­че­ние ин­но­ва­ци­он­ной по­ли­ти­ки ре­гио­на (Х6). Ре­зуль­та­тив­ный по­ка­за­тель  до­ля ор­га­ни­за­ций, учув­ство­вав­ших в на­уч­ной коо­пе­ра­ции (Y). Рас­че­ты про­из­ве­де­ны для трид­ца­ти ре­гио­нов, име­ю­щих наи­бо­лее вы­со­кий уро­вень на­уч­ной коо­пе­ра­ции пре­дпри­я­тий в 2020 и 2017 гг. (для рас­че­та кор­ре­ля­ции за 2015 г. в и­сточ­ни­ках не ука­зан весь ком­плекс дан­ных) (табл. 3).

 

Таблица  3.  Ре­зуль­та­ты рас­че­та кор­ре­ля­ци­и12

Table  3.  Results of correlation calculation

Фак­то­ры / Factors

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

rYXi

2020 г. / 2020 year

0,189041

0,597968

0,643126

0,229677

0,434231

-0,04219

rYXi

2017 г. / 2017 year

0,366148

0,647086

0,643569

0,436224

0,66481

0,063869

 

 

На раз­ви­тие ОИ в рас­смат­ри­вае­мых ре­гио­нах наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ют сле­дую­щие фак­то­ры: 1) ре­зуль­та­тив­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток; 2) уро­вень экс­пор­та зна­ний; 3) кад­ро­вое обес­пе­че­ние на­уки. Ре­гио­ны с вы­со­ким уров­нем че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла в об­ла­сти на­уки яв­ля­ют­ся бо­лее ак­тив­ны­ми в сфе­ре ОИ. При этом фак­то­ры за­трат на тех­но­ло­ги­че­ские ин­но­ва­ции и фи­нан­си­ро­ва­ние на­уч­ных раз­ра­бо­ток име­ют невы­со­кие зна­че­ния, что мож­но рас­це­нить как под­твер­жде­ние то­го, что уро­вень за­трат на ин­но­ва­ции не ока­зы­ва­ет су­ще­ствен­но­го вли­я­ния на коо­пе­ра­цию.

Прак­ти­ка ОИ в кор­по­ра­тив­ном сек­то­ре под­твер­жда­ет ре­зуль­та­ты кор­ре­ля­ци­он­ных рас­че­тов в том, что ор­га­ни­за­ции в ос­нов­ном ис­поль­зу­ют соб­ствен­ные си­лы при вза­и­мо­дей­ствии с раз­лич­ны­ми ак­то­ра­ми. К при­ме­ру, ор­га­ни­за­ции ак­тив­но со­труд­ни­ча­ют со стартапа­ми (об этом сви­де­тель­ству­ют 92 % оп­ро­шен­ных ком­па­ний) и ис­поль­зу­ют та­кие ин­стру­мен­ты, как про­грам­мы за­пус­ка пи­лот­ных про­ек­тов, биз­нес-­ак­се­ле­ра­то­ры, кор­по­ра­тив­ные вен­чур­ные фон­ды. Толь­ко 8 % ком­па­ний ис­поль­зу­ют в ра­бо­те тех­но­пар­ки и ре­гио­наль­ные ин­но­ва­ци­он­ные пло­щад­ки для про­ве­де­ния ис­пы­та­ний на про­из­вод­ствен­ном обо­ру­до­ва­нии и в ре­аль­ной инфра­струк­ту­ре. Аб­со­лют­но все рес­пон­ден­ты при­ме­ня­ют ин­стру­мен­ты ска­у­тин­га на ры­нке ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий и ре­ше­ний. Инстру­мен­ты по­ис­ка в ин­тер­нет-­про­стран­стве (лен­динг, со­ци­аль­ные се­ти) уже ис­поль­зу­ют или пла­ни­ру­ют 46 % ком­па­ний, 38 % про­во­дят или спон­си­ру­ют ме­ро­при­я­тия, це­лью ко­то­рых яв­ля­ет­ся об­мен ин­но­ва­ци­он­ным опы­том. Пор­та­лы от­кры­тых за­про­сов, где биз­нес-­за­каз­чи­ки фор­му­ли­ру­ют по­треб­но­сти, а стар­та­пы име­ют воз­мож­ность от­клик­нуть­ся на них, не поль­зу­ют­ся спро­сом в Рос­сии (дан­ные пор­та­лы име­ют толь­ко 12 % оп­ро­шен­ных ком­па­ний). Кол­ла­бо­ра­ции с дру­ги­ми ком­па­ния­ми за­дей­ству­ют толь­ко 21 % рес­пон­ден­тов. Лишь 25 % кор­по­ра­ций от­ме­ча­ют эф­фек­тив­ность по­ис­ка ин­но­ва­ций на ре­гио­наль­ных ры­нках или сре­ди ино­стран­ных ис­точников13.

Та­ким об­ра­зом, кор­по­ра­тив­ная прак­ти­ка ОИ со­сре­до­то­че­на в ос­нов­ном в круп­ных ком­па­ни­ях, ко­то­рые пре­дпо­чи­та­ют быть не ис­точ­ни­ка­ми ин­но­ва­ци­он­ных идей и тех­но­ло­гий, а их по­тре­би­те­ля­ми. Го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия по мо­де­ли внед­ре­ния ин­но­ва­ций схо­жи с част­ны­ми, они так­же яв­ля­ют­ся по­тре­би­те­ля­ми ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток, од­на­ко ис­поль­зу­ют для это­го уни­вер­си­те­ты и НИИ.

На ос­но­ве ана­ли­за тео­рии и прак­ти­ки реа­ли­за­ции ОИ в оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ке, а так­же ана­ли­ти­ки ры­нков вы­со­ких тех­но­ло­гий14 и дан­ных ком­плекс­но­го мо­ни­то­рин­га си­сте­мы оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ин­но­ва­ци­й на пре­дпри­я­ти­ях15, ав­то­ра­ми обо­бщен и пре­дстав­лен пе­ре­чень ос­нов­ных про­блем, пре­пят­ству­ю­щих реа­ли­за­ции ОИ в Рос­сии на всех уров­нях. Так, ба­рье­ра­ми слу­жат:

 на го­су­дар­ствен­ном уровне: недо­ста­точ­ный уро­вень на­ло­го­вых и та­мо­жен­ных льгот; низ­кая ме­то­ди­че­ская под­дер­жка биз­не­са; недо­ста­точ­ная раз­ви­тость нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы, за­щи­щаю­щей ав­то­ров ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти; низ­кое раз­ви­тие ин­сти­ту­цио­наль­ной сре­ды;

 на ре­гио­наль­ном уровне: недо­ста­точ­ное фи­нан­си­ро­ва­ние; ад­ми­нист­ра­тив­ные ба­рье­ры; низ­кая под­дер­жка эко­си­сте­мы ОИ;

 на уровне кор­по­ра­тив­но­го сек­то­ра: труд­но­сти в под­бо­ре пар­тне­ров; слож­но­сти в ин­тег­ра­ции ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток; ри­ски шпи­о­на­жа и непра­во­мер­ное ис­поль­зо­ва­ние объ­ек­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти; дли­тель­ность кор­по­ра­тив­ных про­цес­сов по­ис­ка внед­ре­ний и фи­нан­си­ро­ва­ния ин­но­ва­ций; нераз­ви­тость кор­по­ра­тив­ной ин­но­ва­ци­он­ной куль­ту­ры; от­сут­ствие ин­фор­ма­ции о раз­ра­бот­ках в на­уч­ном сек­то­ре, по­ку­па­те­лях ин­но­ва­ций и спо­со­бах вза­и­мо­дей­ствия.

Об­суж­де­ние и за­клю­че­ние.

Пре­дстав­лен­ные ре­зуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о том, что в боль­шин­стве ре­гио­нов Рос­сии на­блю­да­ет­ся низ­кий уро­вень ко­опе­ра­ций ор­га­ни­за­ций с раз­лич­ны­ми ак­то­ра­ми, а так­же зна­чи­тель­ное сни­же­ние ко­ли­че­ства ор­га­ни­за­ций с коо­пе­ра­ци­он­ны­ми свя­зя­ми, что мо­жет сви­де­тель­ство­вать об их от­ри­ца­тель­ном опы­те при­ме­не­ния ОИ. Под «вы­со­ким уров­нем раз­ви­тия ОИ» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся со­труд­ни­че­ство всех субъ­ек­тов в рам­ках (меж)от­рас­ле­во­го вза­и­мо­дей­ствия, од­на­ко сре­ди субъ­ек­тов ре­гио­наль­ной ин­но­ва­ци­он­ной инфра­струк­ту­ры мо­ти­ва­ция и под­дер­жка дан­но­го вза­и­мо­дей­ствия на­хо­дит­ся «не в фо­ку­се». При этом кон­цеп­ции ОИ при­дер­жи­ва­ет­ся боль­шин­ство круп­ных рос­сий­ских ком­па­ний, ис­поль­зуя соб­ствен­ный опыт и по­тен­ци­ал. Сре­ди субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са ­ча­сто воз­ни­ка­ет непо­ни­ма­ние спо­со­бов по­ис­ка и бе­зо­пас­ной ор­га­ни­за­ции со­труд­ни­че­ства.

Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют вы­де­лить сле­дую­щие на­прав­ле­ния раз­ви­тия кон­цеп­ции ОИ:

‒ вне­се­ние из­ме­не­ний в го­су­дар­ствен­ные ин­стру­мен­ты на­ло­го­вой, фи­нан­со­вой и со­ци­аль­ной мо­ти­ва­ции субъ­ек­тов ОИ, на­прав­лен­ных на сти­му­ли­ро­ва­ние ин­те­ре­са к со­труд­ни­че­ству;

‒ со­вер­шен­ство­ва­ние пра­во­вой ба­зы, за­щи­щаю­щей объ­ек­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и фи­нан­со­вых рас­че­тов для обес­пе­че­ния бе­зо­пас­но­го транс­фер­та тех­но­ло­гий;

‒ со­вер­шен­ство­ва­ние су­ще­ству­ю­щих ин­стру­мен­тов (циф­ро­вые плат­фор­мы, ха­ка­то­ны и пр.) в це­лях обес­пе­че­ния сво­бод­но­го до­сту­па субъ­ек­там, рас­ши­ряя ге­ог­ра­фи­че­ские, тер­ри­то­ри­аль­ные и ме­жот­рас­ле­вые ба­рье­ры;

‒ со­зда­ние спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ре­гио­наль­ных цен­тров под­дер­жки ОИ, ока­зы­ваю­щих кон­сал­тин­го­вые ус­лу­ги в раз­лич­ных сфе­рах с це­лью раз­ра­бот­ки и реа­ли­за­ции ин­но­ва­ци­он­ных идей.

Пре­дло­жен­ные на­прав­ле­ния бу­дут спо­соб­ство­вать сти­му­ли­ро­ва­нию уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства участ­ни­ков ин­но­ва­ци­он­но­го про­цес­са и их ин­те­ре­са к ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти, ини­циа­ции но­вых ре­ше­ний в тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и со­кра­ще­нии фи­нан­со­вых за­трат ор­га­ни­за­ций на раз­ра­бот­ку соб­ствен­ных тех­но­ло­гий. Дан­ные ме­ры на­прав­ле­ны на по­вы­ше­ние ин­но­ва­ци­он­ной ак­тив­но­сти Рос­сии, по­зво­ляю­щей уве­ли­чить рост на­цио­наль­но­го до­хо­да, ин­ве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность стра­ны и кон­ку­рен­тос­по­соб­ность про­дук­ции на ми­ро­вых ры­нках.

 

 

1 Global Innovation Index [Элек­трон­ный ре­сурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org (да­та об­ра­ще­ния: 15.10.2022).

2 Со­глас­но ин­фор­ма­ции о вы­пол­не­нии ос­нов­ных по­ка­за­те­лей Стра­те­гии ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на пе­ри­од до 2020 г.

3 О Стра­те­гии на­уч­но-­тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции : Указ Пре­зи­ден­та Рос. Фе­де­ра­ции от 1 дек. 2016 г. № 642.

4 Смородинская Н. В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. M. : ИЭ РАН, 2015. 344 с.

5 Рос­сий­ская вен­чур­ная ком­па­ния [Элек­трон­ный ре­сурс]. URL: https://rvc.ru (да­та об­ра­ще­ния: 15.10.2022).

6 Со­глас­но дан­ным на­цио­наль­ной ас­со­циа­ции транс­фе­ра тех­но­ло­гий на 14 ок­тяб­ря 2022 г.

7 Таблица составлена авторами на основе данных: Индикаторы инновационной деятельности: 2022: стат. сб. / В. В. Власова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 292 с.

8 Ри­су­нок со­став­лен ав­то­ра­ми на ос­но­ве дан­ных: Ин­ди­ка­то­ры ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти: 2022: стат. сб. С. 171.

9 Со­глас­но дан­ным НИ­АЦ МИИ­РИС (https://www.miiris.ru) и Кар­ты кла­сте­ров Рос­сии (https://map.cluster.hse.ru).

10 Таблица рассчитана авторами на основе: Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 05.09.2022).

11 Ри­су­нок со­став­лен ав­то­ра­ми на ос­но­ве дан­ных: Рей­тинг ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Вы­пуск 7 / В. Л. Абаш­кин [и др.]; под ред. Л. М. Гох­бер­га; Нац. ис­след. ун-т «Вы­сшая шко­ла эко­но­ми­ки». М. : НИУ ВШЭ, 2021.  274 с. Ви­зуа­ли­зи­ро­ва­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем про­грам­мы Datawrapper.

12 Таблица рассчитана авторами на основе: Рейтинг инновационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 05.09.2022).

13 Исследование рынка корпоративных инноваций, проведенное Фондом развития интернет инициатив (ФРИИ).

14 Аналитики рынков высоких технологий консалтинговой компании O2Consulting.

15 Комплексный мониторинг системы оценки эффективности инноваций на предприятиях: оценка трансфера технологий и возможностей региональной политики за 2020 г.

 

×

Об авторах

Анастасия Владимировна Васина

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

Email: nasty530@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3340-2554
Scopus Author ID: 57205547703
ResearcherId: U-7550-2018

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого управления и экономической безопасности

Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

Оксана Николаевна Киселева

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana@briik.ru
ORCID iD: 0000-0003-2741-2753
Scopus Author ID: 57217105407
ResearcherId: AAY-5782-2021

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры отраслевого управления и экономической безопасности

Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

Ольга Владимировна Сысоева

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

Email: ovzaytseva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2181-3241
Scopus Author ID: 57205378260
ResearcherId: M-8472-2016

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого управления и экономической безопасности

Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

Список литературы

  1. Updating the Open Innovation Concept Based on Ecosystem Approach: Regional Aspects /O. N. Kiseleva [et al.] // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2022.Vol. 8, no 2. https://doi.org/10.3390/joitmc8020103
  2. Chesbrough H. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology.Boston, MA : Harvard Business School Press, 2003. 230 p. URL: https://books.google.es/books?id=OeLIH89YiMcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения:10.10.2022).
  3. Lach S., Schankerman M. Incentives and Invention in Universities // The RAND Journal of Economics.2008. Vol. 39, issue 2. Pp. 403–433. https://doi.org/10.1111/j.0741-6261.2008.00020.x
  4. Yun J. J., Liu Z. Micro-and Macro-Dynamics of Open Innovation with a Quadruple-Helix Model// Sustainability. 2019. Vol. 11, no. 12. https://doi.org/10.3390/su11123301
  5. Yun J. J., Won D., Park K. Entrepreneurial Cyclical Dynamics of Open Innovation // Journal of Evolutionary Economics. 2018. Vol. 28. Pp. 1151–1174. https://doi.org/10.1007/s00191-018-0596-y
  6. Laursen K., Salter A. The Paradox of Openness: Appropriability, External Search and Collaboration// Research Policy. 2014. Vol. 43, issue 5. Pp. 867–878. https://doi.org/10.1016/j.respol.2013.10.004
  7. Felin T., Zenger T. Open or Closed Innovation? Problem Solving and the Governance Choice //Research Policy. 2014. Vol. 43, issue 5. Pp. 914–925 http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2156951
  8. Кудрявцева С. С. Технологическая готовность промышленности к открытым инновациям // Экономика промышленности. 2020. Т. 13, № 1. С. 48–58. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-1-48-58
  9. Орлова Л. С. Развитие концепции открытых инноваций и эмпирические исследования ее применения // Инновации и инвестиции. 2020. № 1. С. 12–17. URL: http://innovazia.ru/upload/iblock/e86/№1 2020 ИиИ.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
  10. Школьник И. С. Воздействие распространения концепции открытых инноваций на эффективность корпоративных НИОКР // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 8-1.С. 280–286. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-economy-2019-8/27-shkolnik.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
  11. Тихонов В. В. Моделирование процесса трансфера технологий в рамках концепции открытых инноваций // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2022. № 3.С. 6–14. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_3_6
  12. Строева О. А., Сибирская Е. В. Модель управления – открытые инновации // Инновации.2010. № 7 (141). С. 100–102. EDN: PDEXIL
  13. Данильчик Т. Л. К вопросу о концепции открытых инноваций // Экономика. Профессия.Бизнес. 2017. Т. 2, № 2. С. 28–31. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/1956 (дата обращения:12.10.2022).
  14. Марков А. К. Стратегия открытых инноваций в практике компаний // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 3. С. 20–26. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/000452F86 (дата обращения: 14.10.2022).
  15. Петий И. И., Рубин М. С. Опыт открытых инноваций на основе методики G3-ID в России // Инновации. 2010. № 7 (141). С. 6–9. EDN: PDEXAT
  16. Галкин Д. Г. Закрытые и открытые инновации: межфирменное взаимодействие в сфере интеллектуальной собственности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-3. С. 115–118. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10984
  17. Рудская И. А., Крыжко Д. А. Организация взаимодействия между участниками открытой инновационной экосистемы бизнеса // Вестник Академии знаний. 2021. № 44(3). С. 185–189.https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-11236
  18. Реализация концепции открытых инноваций в регионах на базе платформенного подхода / С. Н. Яшин [и др.] // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 11. С. 2803–2810. https://doi.org/10.18334/ce.14.11.111139
  19. Saunders K., Radicic D. Managing the Knowledge for Innovation in Eastern European Firms:Open or Closed Innovation? // Journal of Science and Technology Policy Management. 2022. https://doi.org/10.1108/JSTPM-07-2021-0096

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Р и с. 1. Распределение организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, по типам партнеров, 2020 г., %

Скачать (81KB)
3. Р и с. 2. Кластеризация регионов по признаку «использование кооперационных связей между организациями », 2020 г.11

Скачать (111KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».