Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона
- Авторы: Щипцова А.В.1, Поверинов И.Е.1, Ильина Е.А.2
-
Учреждения:
- Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
- Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
- Выпуск: Том 30, № 2 (2022)
- Страницы: 359-382
- Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ
- Статья получена: 31.10.2025
- Статья одобрена: 31.10.2025
- Статья опубликована: 30.06.2022
- URL: https://journal-vniispk.ru/2413-1407/article/view/349146
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.119.030.202202.359-382
- ID: 349146
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Ключевым барьером в период цифровизации экономики является нехватка квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для разработки, внедрения и использования цифровых технологий. Авторы анализируют современный этап цифровой трансформации экономики России и зарубежных стран, роль университетов в этом процессе, рассматривая в тесной связи понятия информационной политики и стратегии цифровой трансформации университета, предлагают подходы к формированию политики университета в области информационных технологий с целью развития цифровых навыков человеческих ресурсов. Цель статьи – по материалам проведенного исследования определить способы эффективной интеграции университетов в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы были отобраны исследования и результаты опросов по тематике исследования, а также ключевые правовые акты и документы, определяющие и регламентирующие процессы цифровой трансформации экономики в России. В ходе исследования использовался метод анализа для сравнения показателей цифровой грамотности граждан в период цифровой трансформации экономики, для определения и обобщения мер государственной и региональной политики в области образования, роли и опыта участия университетов в процессе преодоления барьеров на пути цифровой трансформации экономики и социальной сферы.
Результаты исследования. Определены барьеры на пути цифровой трансформации экономики, среди которых лидирует проблема кадрового дефицита и, как следствие, подготовки кадров. Выявлено, что индикатором готовности университета к цифровой трансформации может стать эффективность политики университета в области информационных технологий.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты относятся к изменениям внутренней образовательной среды, а также содержания и формата образования и вносят вклад в развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики страны, стратегического планирования развития регионов, образовательного менеджмента. Материалы статьи могут быть полезны руководителям образовательных организаций высшего образования при формировании стратегии цифровой трансформации в аспекте трех миссий: образовательной, научной, воспитательной.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Одной из национальных целей, поставленных Президентом России, является цифровая трансформация1. В настоящее время в 13 ключевых отраслях экономики и социальной сферы идет процесс разработки стратегий и программ цифровой трансформации. Очевидно, что успешная реализация данных стратегий и программ возможна только при условии обеспечения кадрами, обладающими необходимыми компетенциями в области разработки и внедрения цифровых технологий. По данным опроса DT Global Business Consulting Gmbh 118 российских фирм из разных отраслей бизнеса, «компании в России при проведении цифровой трансформации сталкиваются с целым рядом проблем. Две основные проблемы… это нехватка кадровых ресурсов и недостаток знаний и понимания того, что необходимо для цифровой трансформации»2.
Внедрение цифровых технологий неизбежно повлияет на рынок труда: значительно сократится количество рабочих мест в реальном секторе экономики, исчезнет половина профессий, к 2025 г. высвободится 10–30 % рабочих мест, связанных с регламентированными процессами. В то же время появятся новые профессии, необходимые цифровой экономике. Наиболее востребованными станут нейротехнологии и искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, робототехника, квантовые технологии, блокчейн и т. д.3.
Вузам страны определена важная роль в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации в рамках программы «Приоритет-2030»4, в том числе «укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы. В современных условиях социально-экономического развития высшая школа должна работать в опережающем режиме на основе тесной связи образования, науки и производства» [1].
Исследование направлено на решение проблемы подготовки и развития кадров в условиях цифровизации экономики страны. Актуальность работы обусловлена противоречием между поставленными национальными целями, задачами Российской Федерации и наличием барьеров, с которыми сталкиваются регионы в период цифровой трансформации. Чтобы готовить высококвалифицированные компетентные кадры под современные запросы рынка труда в условиях цифровой экономики, университет должен следовать современным трендам цифровой трансформации на основе четкой выработанной стратегии как в сфере цифровой трансформации собственных бизнес-процессов, так и в сфере формирования нового содержания образования. В связи с этим основой для эффективной реализации стратегии цифровой трансформации университета является его ИТ-политика как комплексная система целей, задач, мер и действий, направленных на эффективную интеграцию подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих цифровыми компетенциями, и проведения междисциплинарных научных исследований и разработок в области цифровых технологий для развития цифровой экономики.
Существует множество определений «цифровой трансформации»; к тому же это понятие эволюционирует параллельно с развитием информационных технологий. Аналитические отчеты, посвященные цифровой трансформации, позволяют выделить основные направления цифровой трансформации, среди которых: работа с инновациями, управление на основе данных, цифровизация бизнес-процессов, управление клиентским опытом, цифровая инфраструктура (цифровые технологии), управление ценностью продуктов и услуг, цифровая культура и развитие компетенций5.
Таким образом, целью статьи является аналитическое обобщение мер государственной политики в образовании и в сфере информационных технологий (ИТ), роли и опыта участия университетов в процессе преодоления барьеров на пути цифровой трансформации и определение задач ИТ-политики университета, обеспечивающих решение проблемы подготовки кадров для цифровой экономики.
Обзор литературы
Процессы цифровой трансформации отраслей экономики рассматриваются в разных аспектах отечественными и зарубежными исследователями. Так, многие работы ученых посвящены проблемам и барьерам на пути цифровой трансформации экономики [2–11]. Многие авторы в своих исследованиях уделяют внимание роли и подходам университетов и высшего образования к реализации целей цифровой трансформации регионов6 [12–20].
Обзор материалов позволяет выделить характерные для экономики России и зарубежных стран проблемы цифровой трансформации: нехватка квалифицированных кадров, в том числе педагогических, обладающих необходимыми цифровыми компетенциями и цифровой культурой; отсутствие моделей комплексной цифровой трансформации высшей школы; негибкость нормативно-правовых инструментов, регламентирующих процессы подготовки и воспроизводства ИТ-кадров по отношению к непрерывному развитию цифровой технологической среды; неактуальность содержания образования в области формирования цифровых компетенций, методов и технологий обучения; неэффективные механизмы взаимодействия вузов и работодателей, а также низкая вовлеченность работодателей в регионах в процесс подготовки ИТ-кадров. Вышеназванные проблемы тесно взаимосвязаны, и решение каждой из них неизбежно влияет на решение остальных проблем.
Примечательно, что представители научного сообщества России и зарубежных стран сходятся в определении процесса цифровой трансформации вузов как целостного преобразования вуза в социальном, организационном и технологическом аспектах, отмечают и исследуют в своих работах принципы и задачи руководства в условиях цифровой трансформации: каталогизацию административных, образовательных и научных сервисов; управление инфраструктурой; глубокий реинжиниринг и автоматизацию всех основных и вспомогательных бизнес-процессов; создание центров цифровых компетенций; управление изменениями [10; 11; 13; 15; 18–20]. Особо подчеркивается и тот факт, что цифровая трансформация должна быть интегрирована в учебные программы и собственные научно-исследовательские проекты вузов в области цифровой трансформации экономики [18]. Как следствие, делаются выводы о том, что вузы, реализующие стратегии цифровой трансформации в тесной связи с другими функциональными стратегиями университета, имеют конкурентное преимущество в образовательной, научной и социокультурной сферах [20].
Цифровая трансформация как неизбежный этап развития мировой экономики требует соответствующих ее потребностям человеческих ресурсов [12]. Так, Ю. О. Климова и В. С. Усков пишут: «В России прослеживается растущий дефицит ИТ-специалистов, а страна значительно уступает по доле таких сотрудников в экономике США и странам Евросоюза. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования выступают главным инструментом подготовки кадров, однако в отношении воспроизводства ИТ-специалистов они недостаточно эффективны. На сегодняшний день это одна из важнейших проблем, решение которой позволит вести опережающую подготовку востребованных кадров в соответствии с потребностями экономики» [21, с. 229].
Анализируя политику Европейского союза и опираясь на результаты опросов специалистов вузов и работодателей, SWOT-анализа ситуации в вузах Европейского союза, ряд зарубежных исследователей делают выводы о том, что инициативы по цифровой трансформации находятся в центре внимания Европейского союза, и вузам необходимо обновить стратегические планы и определить конкретные действия по их реализации во взаимодействии с заинтересованными сторонами для успешной адаптации к динамичной технологической среде Индустрии 4.0 [11]. Авторы обозначили основные проблемы на пути подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики, среди которых культурное и поведенческое сопротивление (67,0 %), отсутствие ориентированного на изменения мышления и непонимание цифровых тенденций (54,1 %) [11].
В качестве наиболее значимого фактора роста цифровой экономики в России и за рубежом ученые, с одной стороны, определяют участие работодателей в подготовке ИТ-кадров высшей школой, а с другой – обосновывают концепцию корпоративного университета в составе корпоративной структуры компаний, чья основная деятельность не относится к сфере образования, для формирования актуальных цифровых компетенций у сотрудников в форме дополнительного профессионального образования [7]. Вызовы, стоящие перед предприятиями по цифровизации их деятельности, могут решаться и на этапе подготовки кадров высшей квалификации [22].
Цифровая трансформация является всепроникающим технологическим изменением, которое затрагивает и влечет за собой различные проблемы для региональной инновационной системы, в том числе необходимость развития и обновления цифровых навыков внутри компаний и организаций в сфере образования, необходимость постоянной адаптации к новым цифровым технологиям с помощью современной инфраструктуры, необходимость синергии среднесрочных и инновационных технологических решений с участием различных заинтересованных сторон государственного и частного сектора [8; 9].
Особое место в материалах по проблематике исследования занимают вопросы широкого внедрения в педагогическую практику цифровых технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и виртуальная реальность, которые обещают преобразовать традиционные учебно-методические материалы в наглядные и «осязаемые»7. Подчеркивается необходимость изменения методов подготовки учителей, способов обучения путем применения новых образовательных моделей, основанных на цифровых платформах, для успешного перехода из традиционной в цифровую образовательную среду и адаптации образовательной деятельности к общей тенденции цифровизации [17]. В ряде работ отмечается значительная недоиспользованность потенциального преимущества цифровой трансформации образования на основе открытых образовательных ресурсов (OER) и массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) [16; 17].
Результаты обзора указывают на ведущую роль высшего образования как важнейшего звена социально-экономической системы в решении кадрового обеспечения цифровой экономики. Можно наблюдать имеющуюся тенденцию интеграции отечественных и зарубежных вузов в процесс цифровизации своих экономик. Однако, не обнаружив в литературе практико-ориентированных механизмов интеграции вузов в процесс цифровой трансформации экономики, мы делаем вывод об актуальности исследования.
Материалы и методы
В качестве материалов использовались исследования и результаты опросов по выбранной тематике за период 2016–2021 гг., ключевые правовые акты и документы, определяющие и регламентирующие процессы цифровой трансформации экономики в России. Метод анализа был применен для определения и обобщения мер государственной политики в области образования, роли и опыта участия университетов в процессе преодоления барьеров на пути цифровой трансформации экономики.
Системный подход позволил рассмотреть процесс подготовки кадров для цифровой экономики как комплекс взаимосвязанных элементов, выявить каналы взаимодействия рынка, определяющего потребности в базовых и профессиональных digital-компетенциях, предприятий и университета по формированию цифровых компетенций у обучающихся.
На основе метода дедукции осуществлялся процесс определения основных задач направления развития университета в сфере ИТ и индикаторов их достижения.
Эмпирические методы создали основу для последующего разрешения проблемы развития системы подготовки ИТ-кадров путем разработки политики университета в области информационных технологий.
В статье рассмотрен проектный подход цифровой трансформации в Российской Федерации, изучены современные тенденции развития рынка труда, описаны ключевые компетенции цифровой экономики, раскрыты особенности подготовки кадров в период цифровой трансформации.
Результаты исследования
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 определены пять национальных целей развития Российской Федерации, одной из которых является цифровая трансформация. К 2030 г. необходимо достичь «цифровой зрелости» в ключевых отраслях экономики и социальной сфере, 95 % массовых социально значимых услуг должны быть доступны в электронном виде, 97 % домохозяйств ‒ обеспечены широкополосным доступом к интернету, увеличатся вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с 2019 г.8.
Основная задача федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» – обеспечение экономики компетентными кадрами, совершенствование подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики9. Одной из ключевых вех проекта «Кадры для цифровой экономики» является количество абитуриентов в вузы на места, финансируемые из федерального бюджета, по направлениям подготовки в сфере ИТ (табл. 1).
Таблица 1. Планируемое количество человек, принимаемых на программы высшего образования в сфере ИТ10
Table 1. The planned number of people accepted for higher education programs in the IT field
Показатель / Indicator | Годы / Years | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Количество принятых абитуриентов в вузы по ИТ-направлениям подготовки / The number of enrolled applicants to universities in IT areas of training | 60 000 | 80 000 | 90 000 | 100 000 | 120 000 |
Согласно задаче «Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами», за 5 лет рынок труда должен наполниться выпускниками для ИТ-сферы в 2 раза. Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г. определены проблемы, препятствующие развитию информационных технологий в России (рис. 1)11.
Рис. 1. Факторы, ограничивающие развитие информационных технологий в России
Fig. 1. Factors limiting the development of information technologies in Russia
В период Индустрии 4.0 реальный сектор экономики испытывает острую нехватку высококвалифицированных кадров и прежде всего в сфере ИТ-технологий. Консалтинговая компания в области цифровой стратегии и трансформации бизнеса KMDA составила аналитический отчет по цифровой трансформации на базе опроса представителей российских компаний. Ключевыми препятствиями реализации стратегии цифровой трансформации респонденты отмечают нехватку компетенций и сопротивление изменениям. Основными факторами успеха реализации цифровой трансформации компании считают развитие компетенций сотрудников, поддержку руководства, четкую систему управления и стратегию12.
По данным исследований индекса цифровизации бизнеса, отмечается его рост за 2019–2021 гг. с 32,2 до 50 п. п. по шкале от 0 до 100. Одной из главных точек роста в области цифровой трансформации для российских компаний остается повышение цифровой грамотности сотрудников. Аналитический центр НАФИ ежегодно рассчитывает индекс цифровой грамотности россиян по 5 основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность, навыки решения проблем в цифровой среде13. По результатам исследования уровня цифровой грамотности доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не меняется за 2018–2021 гг. и не достигает целевых значений федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (табл. 2).
Таблица 2. Показатели цифровой грамотности граждан Российской Федерации, %14
Table 2. Indicators of citizens’ digital literacy in the Russian Federation, %
Показатель / Indicator | Годы / Years | ||||||
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики (целевые значения федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») / The proportion of the population with digital literacy and key competencies of the digital economy (target values of the federal project “Personnel for the Digital Economy”) | 26 | 27 | 30 | 32 | 36 | 38 | 40 |
Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики / The proportion of the population having high digital literacy and key competencies of the digital economy | 26 | 26 | 27 | 27 | – | – | – |
Индекс цифровой грамотности НАФИ / NAFI Digital Literacy Index | 52 | 52 | 58 | 64 | – | – | – |
За первое полугодие 2021 г. показатель доли населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики, отстает от целевого значения на 5 пунктов.
В 2020 г. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС разработал свою модель компетенций команды цифровой трансформации, которую предлагается визуализировать в виде «лепестковой диаграммы». Модель компетенций команды цифровой трансформации включает в себя четыре связанных между собой блока: 1) базовые цифровые компетенции; 2) личностные компетенции; 3) профессиональные компетенции; 4) цифровая культура15.
В России созданы два центра на базе Университета Иннополис: опорный образовательный центр – для формирования цифровых компетенций у не ИТ-специалистов, и единый учебно-методологический Центр – для подготовки высококвалифицированных ИТ-кадров в рамках ИТ-образования, способствующего масштабному увеличению численности ИТ-кадров.
Работодатели сегодня предъявляют требования к соискателям как по базовым (знание основных офисных программ, умение работать с электронными документами), так и по профессиональным цифровым компетенциям (знание основ кибербезопасности, умение пользоваться таск-трекерами, владение BI-инструментами). Взаимодействие предприятий с вузом позволит добиться синергетического эффекта: сформировать на должном уровне профессиональные компетенции под конкретные запросы работодателя (рис. 2).
По дополнительному образованию следует добавить образовательные программы, реализуемые в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» до конца 2024 г.:
- Дополнительные образовательные программы с использованием мер государственной поддержки.
- Программа развития антикризисных лидеров и команд цифровой экономики КЛИК.
- CDTO. Подготовка руководителей цифровой трансформации.
- Платформа знаний для повышения цифровой грамотности.
Рис. 2. Взаимодействие предприятий и вузов по формированию цифровых компетенций16
Fig. 2. Interaction of enterprises and universities to form digital competencies
Много усилий государство прикладывает для формирования профилей компетенций и персональных траекторий развития, создания единой системы независимой оценки компетенций, бесплатного обучения цифровым компетенциям и выдачи персональных цифровых сертификатов, привлечения работодателей в процесс разработки программ повышения квалификации и переподготовки с помощью сервиса «Конструктор программ дополнительного образования», привлечения зарубежных исполнителей в реальные проекты и интеграцию России в глобальный рынок труда17.
Таким образом, координация усилий государства, предприятий и университетов позволит добиться поставленных задач по подготовке высококвалифицированных кадров в ИТ-сфере и развитию цифровых компетенций населения страны.
Российские университеты разрабатывают программы своего развития, программы повышения конкурентоспособности как продолжение стратегии вуза, где в рамках модернизации материально-технической базы предусматривают развитие информационной инфраструктуры. Некоторые вузы уделяют особое внимание цифровой политике и разрабатывают отдельные программные документы с указанием целей, задач, мероприятий и ожидаемых результатов от реализации ИТ-программы. В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева действует Политика в области цифровой трансформации в рамках стратегии развития вуза, где предусмотрена интеграция всех ресурсов вуза к 2030 г. в единую цифровую платформу, реализуя возможность удаленного доступа к ним всех пользователей и обеспечивая их информационные потребности и запросы в цифровом виде, переход университета на цифровой способ управления деловыми процессами и ключевыми задачами.
Анализ программ развития университетов свидетельствует, что популярными показателями развития цифровизации вузов являются количество единиц компьютерной техники, количество аудиторий, оборудованных средствами мультимедиа, количество онлайн-курсов, разработанных преподавателями университета, количество преподавателей и сотрудников университета, прошедших обучение в области ИТ- технологий.
Целевая программа цифровизации Пензенского государственного университета на 2020–2021 гг. предусматривает достижение, наряду с прочими, таких показателей, как закупка и продление лицензий программного обеспечения, доля занятий в дистанционном формате у обучающихся по заочной форме обучения, количество реализуемых полностью дистанционных образовательных программ высшего образования18.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева в Программе информатизации университета на 2020–2024 гг. предлагает в качестве целевых индикаторов учитывать долю платежей за услуги, предоставляемые университетом, совершенных на вузовском портале, и показатели технического оснащения: общая пропускная способность подключения к интернету, загруженность внешнего канала, количество точек беспроводного доступа и процент охвата Wi-Fi учебных корпусов19.
Результаты исследования программных документов региональных вузов нашли отражение в предлагаемой ИТ-политике Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
В августе 2021 г. в Чувашской Республике утверждена Стратегия цифровой трансформации республики до 2024 г., которая предусматривает реализацию 128 проектов по внедрению цифровых технологий в 17 отраслях. По количеству отраслей, включенных в стратегию, республика вошла в топ-3 регионов страны. Комплексной программой социально-экономического развития Чувашской Республики обозначены три ключевые проблемы развития ИТ-отрасли: низкое проникновение высокоскоростного интернета в сельской местности, наличие слепых зон сотовой связи в городах Чувашии, отсутствие связи в малых населенных пунктах республики, недостаточный масштаб развития ИТ-сектора в экономике региона. Предлагается увеличить число квалифицированных специалистов, количество ИТ-предприятий, повысить качество и профессиональный уровень специалистов отрасли. На решение проблем в ИТ-сфере направлен инвестиционный проект «Создание центра кибербезопасности в энергетике и промышленности» со сроком реализации до 2035 г. и суммой 3 000 млн руб., что составляет 1,9 % от всех инвестиционных проектов Программы20.
В целях реализации плана развития ИТ-отрасли региона планируется создание Центра инновационного, технологического и социального развития Чувашской Республики на базе Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Авторами статьи разработана ИТ-политика, которая учитывает и увязывает два аспекта: региональный запрос на подготовку кадров для цифровой экономики и повышение эффективности всех видов деятельности Чувашского университета за счет информатизации и автоматизации бизнес-процессов.
С учетом данных аспектов определены направления и задачи ИТ-политики вуза, основными из которых являются:
- Определение и взаимодействие с ключевыми партнерами и работодателями университета, осуществляющими деятельность в соответствии с задачами цифровой экономики для целевой практико-ориентированной подготовки кадров, в том числе по востребованным цифровой экономикой образовательным программам, в том числе:
− разработка новых и обновление основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом запросов партнеров и работодателей университета для целевой практико-ориентированной подготовки кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, программирования и информационной безопасности;
− разработка новых междисциплинарных учебных дисциплин (модулей) для формирования у обучающихся компетенций применения информационных и «сквозных» цифровых технологий при решении прикладных задач;
− популяризация сферы ИТ, профориентация выпускников средних образовательных учреждений к деятельности в сфере ИТ. Организация конкурсов и олимпиад в сфере ИТ и программирования для обучающихся вуза и средних образовательных учреждений с привлечением партнеров и работодателей университета.
- Развитие и модернизация университетской информационной инфраструктуры, обеспечивающей образовательную, научную, инновационную и воспитательную деятельность на основе принципов эффективного управления, безопасности и сохранности данных, масштабируемости и возможности адаптации решений, в том числе:
− осуществление непрерывной модернизации и развитие материально-технического и программного обеспечения информационной инфраструктуры университета для поддержания ее эффективной и устойчивой работы на основе анализа потребностей подразделений вуза;
− расширение перечня и функционала информационных систем и сервисов информационной инфраструктуры университета для целей повышения эффективности принимаемых управленческих решений и с учетом требований бизнес-процессов всех видов деятельности университета;
− обеспечение поэтапного перехода всех подразделений вуза к использованию информационных систем, сервисов и данных, входящих в информационную инфраструктуру университета;
− обеспечение и поддержание комплексной защиты информационной инфраструктуры университета, проведение непрерывного мониторинга и анализа угроз, возникающих в связи с внедрением новых ИТ, для своевременного реагирования на них.
- Повышение квалификации и переподготовка преподавателей и сотрудников университета в сфере информационных и коммуникационных технологий, включая дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, для повышения качества выполнения трудовых обязанностей, в том числе:
− повышение квалификации и переподготовка преподавателей и сотрудников университета по разработанным вновь и (или) обновляемым дополнительным профессиональным образовательным программам в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и информационной безопасности для обеспечения требований п. 4.2.2 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к квалификации работников, использующих и поддерживающих электронную информационно-образовательную среду университета. Обучение работников по этим программам не реже одного раза в три года.
- Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды, способствующих повышению качества образования, расширению спектра и доступности образовательных услуг университета, в том числе:
− укрепление и модернизация материально-технической базы, обеспечивающей применение дистанционных образовательных технологий, оснащение медиастудии для повышения эффективности и качества создания собственных онлайн-курсов и иного образовательного контента университета;
− развитие электронной информационно-образовательной среды как основной части информационной инфраструктуры университета, ее нормативно-правового, методического, содержательного и организационного обеспечения;
− доступ к внешним электронным библиотечным системам, увеличение наименований электронных изданий фонда библиотеки университета.
- Определение и развитие новых направлений научных школ, проведение научных мероприятий и междисциплинарных исследований и разработок, связанных с развитием и применением ИТ и «сквозных» цифровых технологий, а именно:
− поддержка проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере информационных и коммуникационных технологий;
− оказание правовой и материальной поддержки в части, касающейся оформления и регистрации права и защиты интеллектуальной собственности правообладателей из числа работников и обучающихся университета, разработчиков решений в сфере информационных и коммуникационных технологий;
− организация научных и научно-практических мероприятий, сессий и конференций, лекториев по тематикам сквозных цифровых технологий.
- Качественно новое развитие сферы воспитательной деятельности с применением информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющей использовать весь потенциал обмена информацией в цифровой форме, на основе пропаганды и формирования у обучающихся высокого уровня информационной культуры и безопасного поведения в цифровом мире, в том числе:
− укрепление и модернизация материально-технической базы, обеспечивающей сферу воспитательной деятельности возможностью применения современных цифровых технологий и повышение качества создания информационного и развлекательного контента университета;
− эффективное использование и развитие информационных ресурсов на базе интернета (социальные сети, сайт и др.) для распространения актуальной, достоверной и качественной информации о деятельности вуза. Модернизация сайта университета с учетом актуализации требований Рособрнадзора и Минобрнауки России;
− проведение образовательных и просветительских мероприятий, направленных на формирование информационной культуры и безопасного поведения в цифровом мире;
− участие в грантовых программах и творческих конкурсах в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе по созданию медиаконтента, организации и проведению культурно-массовых и просветительских мероприятий, организации клубного и кружкового движения и т. п.
- Организационное развитие деятельности в области открытых данных, на основе решения задач:
− расширение сотрудничества с пользователями открытых наборов данных университета, привлечение новых групп пользователей для повышения эффективности использования ими открытых данных;
− расширение наборов открытых данных;
− непрерывное формирование и развитие компетенций в области открытых данных у должностных и ответственных лиц университета;
− разработка системы и методики мониторинга и оценки востребованности открытых данных университета.
Индикаторами достижения поставленных задач могут стать следующие показатели:
- Доля образовательных программ, согласованных с ключевыми партнерами университета и работодателей региона и Российской Федерации, осуществляющих деятельность в соответствии с задачами цифровой экономики, в общем количестве образовательных программ, в том числе (%):
− основных образовательных программ;
− дополнительных образовательных программ.
- Доля собственных средств в бюджете образовательной организации, направляемых на развитие информационной инфраструктуры университета, в том числе (тыс. руб.):
− на закупку материально-технического обеспечения и поддержания гарантийного обслуживания;
− на закупку лицензионного программного обеспечения и поддержание лицензионных соглашений;
− на фонд заработной платы разработчиков информационных систем и сервисов информационной инфраструктуры университета.
- Доля слушателей, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку для решения задач цифровой экономики в текущем году, в общем количестве слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ (%).
- Доля образовательных программ, в реализации которых используются электронное обучение и дистанционные технологии, в том числе онлайн-курсы, в объеме не менее 10 % от общей трудоемкости образовательной программы, в общем количестве реализуемых образовательных программ, в том числе (%):
− основных образовательных программ;
− дополнительных образовательных программ.
- Доля онлайн-курсов, разработанных организацией, в общем числе онлайн-курсов, использующихся в образовательном процессе и принимаемых к перезачету в общем числе используемых организацией онлайн-курсов (%).
- Количество электронных учебников, учебных пособий, зарегистрированных в текущем году в Информрегистре (шт.).
- Доля обучающихся университета, прошедших внутриуниверситетский контроль остаточных знаний студентов с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в общем количестве участников процедуры контроля остаточных знаний (%).
- Количество наименований электронных изданий фонда библиотеки университета (шт.)
- Объем денежных средств внутренних грантов университета, распределяемых на развитие новых направлений научных школ, проведение научных мероприятий и междисциплинарных исследований и разработок, связанных с развитием и применением сквозных цифровых технологий (тыс. руб.).
- Доля охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий в общем объеме результатов интеллектуальной деятельности (%).
- Количество ежегодных образовательных и просветительских мероприятий, направленных на формирование у обучающихся университета информационной культуры и безопасного поведения в цифровом мире.
- Доля обучающихся университета, прошедших внутриуниверситетские и внешние тестирования воспитательной и профилактической направленности с использованием дистанционных технологий, в общем количестве участников тестирований (%).
- Количество скачиваний наборов открытых данных за определенный период.
- Средняя оценка наборов открытых данных пользователями открытых данных.
Разработанная ИТ-политика взаимосвязана с другими функциональными программами университета, является частью стратегической программы развития вуза, в том числе стратегии цифровой трансформации и позволит, по нашему мнению, эффективно решать национальную задачу подготовки и развития кадров для цифровой экономики региона и страны в целом.
Обсуждение и заключение
Анализ ключевых барьеров при цифровой трансформации свидетельствует, что большую долю среди них занимают сложности в подготовке компетентных кадров в сфере цифровой экономики. Сегодня на рынке труда повышаются требования к гибкости и адаптивности персонала, к soft skills, наблюдается рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью».
С учетом кризиса на рынке труда и новых вызовов системе образования России мы рассматриваем стратегию цифровой трансформации университета как систему целей, задач, мероприятий, направленных на преобразование бизнес-модели, каналов коммуникаций с заинтересованными сторонами, результатов всех видов деятельности и корпоративной культуры университета на основе принципиально новых подходов к управлению данными с использованием цифровых технологий. Именно от последовательной ИТ-политики зависит достижение заданного уровня «цифровой зрелости» отдельно взятого университета как субъекта рынка образовательных услуг. Нами разработана политика университета в области ИТ, которая учитывает региональный запрос на подготовку кадров для цифровой экономики и призвана повысить эффективности всех видов деятельности вуза за счет информатизации и автоматизации бизнес-процессов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе разработки и реализации вузами собственной ИТ-политики как идеологической основы цифровой трансформации вуза, определяющей направления и конкретные задачи в области преодоления барьеров на пути развития человеческих ресурсов в период цифровой трансформации экономики регионов и страны в целом.
1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.
2 Цифровая трансформация в России: ваше конкурентное преимущество. Материалы исследования DT Global Business Consulting GmbH, март 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.citrix.com/content/dam/citrix/en_us/documents/white-paper/digital-transformation-in-russia-keeping-competitive-ru.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
3 Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://new.atlas100.ru/ (дата обращения: 30.10.2021).
4 О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729.
5 Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. 2-е изд., испр. и дополн. М. : ООО «КомНьюс Груп», 2019. Аналитический отчет компании KMDA «Цифровая трансформация в России – 2020: обзор и рецепты успеха». М., 2020.
6 Жук О. Л. Высшее образование в условиях цифровой трансформации: от Университета 3.0 к Университету 4.0 // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. М. : РУДН, 2019. С. 12–17; Маковецкий И. И. Цифровая трансформация – необходимое условие эффективного развития университета // Банки и финансы в условиях цифровизации экономики : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. для студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры. Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2019. С. 4–5; Халин В. Г., Чернова Г. В. Количественные методы оценки качества управления в российской высшей школе // Актуальные проблемы менеджмента: новые методы и технологии управления в регионах : материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : Скифия-принт, 2020. С. 46–48; Защитина Е. К., Павлов П. В. Экспорт высшего образования: прикладное исследование : моногр. Ростов н/Д – Таганрог : Изд-во Юж. федерал. ун-та, 2019. 184 с.
7 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
8 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.
9 Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7.
10 Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» : утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9.
11 Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 нояб. 2013 г. № 2036-р (ред. от 18 окт. 2018 г.).
12 Аналитический отчет компании KMDA «Цифровая трансформация в России – 2020: обзор и рецепты успеха». М., 2020.
13 Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. URL: http://nafi.ru/ (дата обращения: 30.10.2021).
14 Там же.
15 Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления [Электронный ресурс]. URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/?fbclid=IwAR3CnIcbV5IAv2pog%2013UgEOGsWTTI6xM5BJSPV_g6TQ3vkT_V4aFzFr8PZM (дата обращения: 30.10.2021).
16 Рисунок составлен авторами.
17 Результаты проектно-аналитической сессии ЦК Университета 20.35 [Электронный ресурс]. URL: https://ntinews.ru/news/unti/rezultaty-proektno-analiticheskoy-sessii-tsk-universiteta-20-35.html (дата обращения: 30.10.2021).
18 Целевая программа цифровизации Пензенского государственного университета на 2020–2021 годы [Электронный ресурс]. URL: https://usk.pnzgu.ru/pguprograms (дата обращения: 30.10.2021).
19 Программа информатизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» на 2020–2024 годы [Электронный ресурс]. URL: https://mrsu.ru/ru/university/programs/sec/informatizatsiya-v-universitete/ (дата обращения: 30.10.2021).
20 О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года : Закон Чувашской Республики от 26 нояб. 2020 г. № 102.
Об авторах
Анна Владимировна Щипцова
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Автор, ответственный за переписку.
Email: avs_ivt@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-3449-7276
Scopus Author ID: 57217882105
ResearcherId: ABE-3417-2021
декан факультета информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, доцент
Россия, 428015, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15Игорь Егорович Поверинов
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Email: igor.poverinov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9077-0046
проректор по учебной работе , кандидат социологических наук, доцент
Россия, 428015, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15Екатерина Анатольевна Ильина
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Email: fiuip@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6504-0500
Scopus Author ID: 57192578239
ResearcherId: AAG-3066-2019
декан факультета истории, управления и права, кандидат экономических наук, доцент
Россия, 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38Список литературы
- Поверинов И. Е., Ковалев В. Г., Щипцова А. В. Организация подготовки инженерных кадров для перспективных направлений развития экономики Чувашской Республики // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 106–112. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1124 (дата обращения: 30.10.2021).
- Митяева Н. В., Заводило О. В. Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 20–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39247548 (дата обращения: 14.04.2021).
- Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2019. Т. 19, № 1.С. 108–120. doi: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120
- Козлов А. В., Аль-Хаир Л. Роль цифровых компетенций персонала в формировании человеческого капитала промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 3. С. 129–140. doi: https://doi.org/10.18721/JE.13310
- Ефремова С. М., Скоблякова И. В. Специфика формирования человеческого капитала в условиях перехода рынка труда на цифровую модель развития // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2020. № 4 (52). С. 117–125. doi: https://doi.org/10.26456/2219-1453/2020.4.117-125
- Человеческий капитал для цифровой модернизации экономики / В. Я. Афанасьев [и др.] // Управление. 2019. Т. 7, № 2. С. 104–115. doi: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-2-104-115
- Грибанов Ю. И., Аленина К. А. Концепция научно-образовательного дивизиона в составе корпоративной структуры в целях формирования исследовательских компетенций и технических заделов для поддержания системного развития, развития цифровой инфраструктуры и внедрения цифровых технологий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2018. № 2 (43). С. 113–120. doi: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.43.213
- Digital Transformation Challenges: Strategies Emerging from a Multi-Stakeholder Approach / F. Brunetti [et al.] // The TQM Journal. 2020. Vol. 32, № 4. Рр. 697–724. doi: https://doi.org/10.1108/TQM-12-2019-0309
- Ulas D. Digital Transformation Process and SMEs // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 158. Pp. 662–671. doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.09.101
- Morze N.V., Strutynska O.V. Digital Transformation in Society: Key Aspects for Model Development // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1946. doi: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1946/1/012021.
- Teixeira A. F., Gonçalves M. J. A., Taylor M. d. L. M. How Higher Education Institutions Are Driving to Digital Transformation: A Case Study // Education Sciences. 2021. Vol. 11, issue 10. doi: https://doi.org/10.3390/educsci11100636
- Конкин А. А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). C. 136–140. doi: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-27-136-140
- Вертакова Ю. В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 54–64. URL: https://emjume.elpub.ru/jour/article/view/436 (дата обращения: 30.10.2021).
- Неделькин А.А. Российские университеты в условиях цифровой трансформации // Наука и практика. 2018. Т. 10, № 1. С. 73–77. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Documents/Наука и практика Т.10 №29 2018.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
- Павлов П. В., Защитина Е. К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2020. Т. 28, № 4. C. 681–699. doi: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-4-681-699
- Türkeli S., Schophuizen M. Decomposing the Complexity of Value: Integration of Digital Transformation of Education with Circular Economy Transition // Social Sciences. 2019. Vol. 8, issue 8. doi: https://doi.org/10.3390/socsci8080243
- Dr. Nguyen Thi Hang. Digital Education to improve the Quality of Human Resources Implementing Digital Transformation in the Context of Industrial Revolution 4.0 // Revista Gestão Inovação e Tecnologias. 2021. Vol. 11, no. 3. Pp. 311–323. doi: https://doi.org/10.47059/revistageintec.v11i3.1940
- Doering C., Reiche F., Timinger H. Digital Transformation of Transfer in Universities // Proceedings of the 18th International Conference on e-Business (ICE-B 2021). 2021. Pp. 109–115. doi: https://doi.org/10.5220/0010571801090115
- Digital Transformation in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review / L. M. Castro Benavides [et al.] // Sensors. 2020; Vol. 20, no 11. doi: https://doi.org/10.3390/s20113291
- Mohamed Hashim M. A., Tlemsani I., Matthews R. Higher Education Strategy in Digital Transformation // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 27. Pp. 3171–3195. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10739-1
- Климова Ю. О., Усков В. С. К вопросу подготовки кадров для ИТ-отрасли в условиях цифровизации // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 2 (16). C. 222–231. doi: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-2-222-231
- Канарейко Д. А. Vr-обучение в цифровой экономике // Общество, экономика, управление. 2020. T. 5, № 1. C. 56–60. doi: https://doi.org/10.24411/2618-9852-2020-15109
- Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. C. 83–92. doi: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-2-83-92
Дополнительные файлы



















