Воздействие информационных технологий на принцип гласности в гражданском процессе
- Авторы: Колобынина Е.А.1
-
Учреждения:
- Казанский филиал, Российский государственный университет правосудия имени В. М. Лебедева
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 112-119
- Раздел: Гражданское и административное судопроизводство
- Статья опубликована: 26.05.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2414-5750/article/view/364626
- ID: 364626
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Информационные технологии проникают в систему правосудия, становясь важнейшей составляющей разрешения дела, и кажется, что в скором времени нельзя будет говорить о качественном и справедливом решении суда вне информатизации всех этапов судебного процесса. В статье автор пытается ответить на вопрос о том, насколько цифровизация уже повлияла и повлияет на сущность гражданского процесса, которая закреплена прежде всего в его процессуальных принципах.
На примере принципа гласности, который, по мнению автора, активнее других принципов участвует в цифровизации судопроизводства, рассматриваются основные положительные факторы, а также риски, связанные с трансформацией этого принципа на современном этапе развития гражданского процесса. Высказываются предположения о том, какие есть возможные пути решения тех или иных проблем, возникающих в связи с воздействием информационных технологий на рассматриваемый принцип и его элементы. В конце исследования аргументируются выводы, что результаты изменения принципа гласности под влиянием цифровизации носят позитивный характер, однако у изучаемого явления существуют и отрицательные аспекты, которые, по мнению автора, также удастся преодолеть.
Полный текст
Процесс информатизации всех сфер жизни является неоспоримой реальностью современного мира. Хотя он сопряжен с многочисленными вызовами и рисками, это неизбежное явление, которое невозможно обратить вспять или остановить. Поэтому всем общественным институтам необходимо адаптироваться к новым цифровым реалиям, чтобы продолжать эффективно функционировать. В этом контексте судебная система не может позволить себе оставаться в стороне от глобальной тенденции цифровой трансформации и должна идти в ногу со временем. Невыполнение этого требования приведет к разрыву между судебным процессом и развитием общества, что сделает суд неспособным выполнять свою основную функцию – беспристрастно рассматривать дела и восстанавливать нарушенные права. Смогут ли суды справиться с этой задачей, если весь судебный процесс, включая его основополагающие начала – принципы – будет полностью трансформирован в связи с цифровизацией?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, важно начать с определения принципов, лежащих в основе гражданского судопроизводства, и их роли в общей структуре и функционировании гражданского судопроизводства [1, с. 376]. Принципы представляют собой основные идеи, которые управляют всем процессом, определяя порядок, цели и ценности, которых следует придерживаться при рассмотрении гражданских споров. Некоторые правоведы сравнивают принципы не только с основой правовой системы, но и со стенами или рамками, которые ее поддерживают112. Действительно, в определенной степени принципы права служат основой, которая ограждает судебное разбирательство от неправомерного и незаконного вмешательства. Принципы выступают в качестве оплота, гарантирующего справедливость и демократичность всех юридических процессов. В этой связи очень важно сохранить баланс между тем, чтобы принципы соблюдались, не изменяя своей сущности, оставаясь, таким образом, механизмом охраны, но не явились бы в силу своей неизменчивости барьером к совершенствованию посредством информатизации гражданского процесса в целом.
Но так ли это сейчас? Удалось ли законодателю соблюсти такой баланс на современном этапе развития судопроизводства по гражданским делам?
Одним из наиболее ключевых и способствующих активной трансформации правосудия в процессе цифровизации стал принцип гласности судебного разбирательства. Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации, устанавливающей открытое разбирательство дел во всех судах, а также непосредственно в ст. 10 ГПК РФ и предполагает, что разбирательство в судах открыто, а решения выносятся публично, за исключением некоторых дел, когда это противоречит интересам правосудия, безопасности или защите частной жизни113. Последний аспект является немаловажным и значимым для правильного понимания гласности в целом, его несоблюдение ведет к злоупотреблению и искаженному применению принципа, чего ни в коем случае не должно происходить в угоду реализации таких элементов рассматриваемого принципа, как открытость и публичность [2, с. 115]. Цифровизация судебной деятельности выводит принцип гласности на новый этап восприятия, расширяя доступ к информации и увеличивая прозрачность правосудия в таких формах и масштабах, о которых до внедрения информационных технологий говорить не приходилось. Онлайн-платформы и цифровые архивы делают судебные материалы доступными для невероятно широкой аудитории. Благодаря принятому в 2008 г. Федеральному закону № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»114 созданы сайты всех судов в России, на которых публикуются судебные решения, информация о работе судов, расписание заседаний. По сути, теперь любой желающий – общественность, журналисты, исследователи – может без труда ознакомиться с материалами интересующих его дел, узнать решение суда, при этом не прилагая никаких усилий, зайдя лишь на официальный сайт интересующего суда, а также в ГАС «Правосудие», «Мой арбитр» или справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант». Все это способствует более активному участию граждан в правовой жизни государства и контролю со стороны судебной власти [3, с. 269]. О развитии публичности правосудия такого уровня еще лет десять назад можно было только мечтать, а сейчас это просто реальность. Стоит отметить, что под публичностью следует понимать право каждого на получение информации о деятельности судов как процессуального, так и иного характера, что возможно лишь при открытости и доступности такой деятельности.
Открытость в гражданском процессе как элемент принципа гласности представляет собой обеспечение доступа к информации о судебном разбирательстве для всех заинтересованных лиц, включая общественность, с соблюдением ограничений, установленных законом. Это означает, что информация о ходе процесса, судебных актах и решениях должна быть доступна, понятна и прозрачна. Интересна по этому поводу позиция А. А. Смолы, в соответствии с которой понятие «открытость» соотносится с гласностью как целое и ее часть, включая в себя понятие «гласность» как принцип, определяющий открытость рассмотрения дела во всех судебных органах [4, с. 53]. Наиболее актуальным элементом открытости в трансформации принципа гласности судебного разбирательства на современном этапе нам представляется трансляция судебных процессов на интернет-платформах.
Этот инструмент был применен еще в 2009 г. Верховным Судом Канады, а в 2018 г. Апелляционный суд Англии и Уэльса стал проводить трансляции судебных заседаний в прямом эфире на YouTube-канале суда [5, с. 44]. Что касается нашего государства, то первым трансляцию цивилистического процесса в интернет-пространстве начал использовать Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а затем Конституционный Суд Российской Федерации. Лишь с 2015 г. такая практика стала возможной для реализации в судах общей юрисдикции. Вероятно, на данном этапе этот инструмент требует наибольшего распространения, впрочем, нельзя забывать и о безопасности, которая без должной информационной защиты каналов связи и интернет-платформ может быть поставлена под угрозу, чего никоим образом нельзя допустить [6, с. 144].
В связи с этим появляется вопрос о потенциальной проблеме незащищенности данных и возможности несанкционированного доступа к судебным материалам. Кажется, что обеспечение безопасности не вызывает трудности, поскольку профессиональные IT-специалисты могут установить необходимую информационную защиту. Однако здесь назревает новая проблема – привлечение таких специалистов и в дальнейшем использование работниками судов сложных технических программ. Идеальным решением видится подготовка межотраслевых специалистов, понимающих суть как цифровых, так и правовых явлений. Из более достижимого – необходимо проводить разъяснение основных понятий и обучать уже действующих судебных специалистов базовым принципам работы с IT-технологиям, но и данное решение указанной проблемы требует немалых человеческих ресурсов и материальных затрат.
Что касается доступности, то ее можно определить как гарантированное Конституцией Российской Федерации и обеспечиваемое законодательством Российской Федерации состояние, при котором любое лицо, чьи права и законные интересы нарушены, имеет реальную возможность обратиться в суд за защитой и быть уверенным в качественном рассмотрении его дела, не сталкиваясь с неоправданными препятствиями финансового, физического характера или любыми другими ограничениями. Доступность в аспекте цифровизации системы правосудия неразрывно связана с открытостью правосудия и обеспечивается обнародованием актов суда через упомянутые выше электронные сервисы правосудия; аудио- и видеопротоколированием судебного процесса; новыми формами извещения участников гражданского процесса – смс-оповещением, а также посредством единого портала государственных и муниципальных услуг либо системы электронного документооборота участника процесса.
Одним из самых важных, на наш взгляд, механизмов доступности правосудия является система видео-конференц-связи (далее – ВКС), которая все активнее применяется судами. ВКС – это технологическое решение, позволяющее участникам судебного процесса (судьям, сторонам дела, представителям, иным участникам) общаться и взаимодействовать в режиме реального времени на расстоянии, используя видео- и аудиосвязь. Это позволяет проводить судебные заседания или отдельные процессуальные действия без физического присутствия всех участников в одном зале суда. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, каждый год доля судебных заседаний, проводимых судами с использованием системы ВКС, увеличивается примерно на 40%115. Однако, несмотря на прогресс данного аспекта в связи с информатизацией судебного процесса, это явление приносит с собой новые сложности, наиболее актуальной из которых в настоящее время представляется отсутствие технических возможностей у большого числа граждан для участия в гражданском процессе с использованием новых технологий [7, с. 496]. Техническая неоснащенность не только затрудняет реализацию элемента доступности, но и может приводить к нарушению принципа равенства участников процесса, так как одни граждане имеют все средства и навыки и могут использовать новые инструменты в защите своих прав, а у других в силу различных обстоятельств такая возможность отсутствует [8, с. 67]. Не исключены также технические сбои и неполадки, неподконтрольные участникам процесса.
Так, 8 июля 2021 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации вынесла Определение № 302-ЭС21-3164, которое касалось проведения судебного заседания по делу № А74-14640/2019 посредством систем ВКС. Верховный Суд отменил решение, вынесенное по делу без участия истца, и отметил, что суды не должны нарушать положения о доступности правосудия, рассматривая дела в отсутствие одной из сторон, если такое отсутствие обусловлено невозможностью подключения посредствам системы ВКС вследствие технических сбоев116.
Также неоднозначным остается и другой вопрос, связанный с использованием ВКС: обеспечивается доступность для участников процесса, однако ограничивается возможность лицам, не участвующим в деле, находиться в зале суда при рассмотрении дела. Таким образом, нарушается важнейший элемент принципа гласности – открытость судебного разбирательства [9, с. 233]. Законодатель не урегулировал вопрос о том, возможно ли присутствие в зале суда иных лиц во время проведения судебных заседаний в формате ВКС. Согласимся с мнением Т. В. Соловьевой о возможном решении рассмотренной выше проблемы посредством трансляции судебных заседаний, проводимых с использованием ВКС [10, с. 154]. Продолжая мысль профессора, предложим свой путь разрешения данного вопроса. Нам представляется необходимым дополнить ст. 155.1 ГПК РФ положением, в котором будет указано: «Иные лица, не участвующие в деле, могут присутствовать при проведении судебного заседания путем использования системы видео-конференц-связи при условии их предварительной регистрации на портале государственных и муниципальных услуг». Мы предлагаем ввести простой и логичный механизм регистрации иных лиц через портал «Госуслуги», где будут вноситься все данные таких лиц, после чего им будет высылаться ссылка для подключения к судебному заседанию. Важно отметить, что во избежание опасности несанкционированного подключения необходимо обеспечить администрирование платформы, на которой проводится судебное заседание; такая система подключения обеспечит доступ к процессу только тех лиц, которые прошли предварительную регистрацию.
В целом можно сделать вывод, что цифровизация судопроизводства предоставляет новые возможности для реализации принципа гласности в гражданском процессе, делая правосудие более открытым и доступным. Однако важно учитывать риски, связанные с конфиденциальностью, безопасностью и цифровым разрывом, и разрабатывать механизмы их минимизации. Отвечая на вопрос, поставленный в начале исследования, отметим, что в настоящее время трансформация принципа гласности не достигла идеального равновесия, однако законодательная и судебная деятельность направлена на поиск оптимального баланса между правом общества на открытый доступ к информации о судопроизводстве и необходимостью защитить частную жизнь, государственную тайну и обеспечить безопасность участников процесса.
Об авторах
Екатерина Алексеевна Колобынина
Казанский филиал, Российский государственный университет правосудия имени В. М. Лебедева
Автор, ответственный за переписку.
Email: k.85.27.3@gmail.com
студент 3 курса
Россия, КазаньСписок литературы
- Афанасьев С. Ф., Зарубина М. Н. О некоторых гарантиях реализации общеправовых принципов гражданского процесса в условиях цифровизации правосудия // Принципы гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: проблемы теории и практики : сб. ст. / ред. Л. В. Войтович. СПб. : Астерион, 2021. С. 375–382.
- Кукарцева А. Н. Влияние цифровизации на осуществление судебной власти в Российской Федерации // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7, № 1 (25). С. 112–118.
- Шайдуллина Р. И. Влияние цифровизации на гражданское процессуальное право: перспективы использования технологий в судебном разбирательстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 10-5 (97). С. 268–270.
- Смола А. А. Актуальные вопросы реализации принципа гласности судебного разбирательства в арбитражных судах Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. 2012. № 5. C. 47–77.
- Луконина Ю. А. Трансформация основополагающих начал гражданского процессуального права в аспекте цифровизации правосудия по гражданским делам // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 10. С. 42–45.
- Афанасьев С. Ф., Борисова В. Ф., Брянцева О. В. и др. Трансформация правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий в судебной системе и в системе исполнения судебных актов : моногр. : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. С. Ф. Афанасьева, В. Ф. Борисовой. М. : РУСАЙНС, 2022. 198 c.
- Пестова К. А. Трансформация принципа гласности гражданского процесса // Вопросы российской юстиции : сетевое изд. 2024. № 30. С. 490–499.
- Симонян К. Р. Влияние цифровизации правосудия на трансформацию механизмов правового воздействия // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2024. № 3. С. 64–70.
- Искакова А. И., Ткачева Н. Н. Проявление принципа гласности судебного разбирательства по гражданским делам в условиях цифровизации // Вестник науки : электрон. журн. 2024. Т. 2, № 4 (73). С. 232–236.
- Соловьева Т. В. Гласность судебного разбирательства в условиях пандемии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6 (143). C. 152–156.
Дополнительные файлы



