«Старокрещеные» (крещеные татары) в прикамских акварелях К.Ф. Гуна
- Авторы: Гатина-Шафикова Д.Ф.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 37-50
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2499-9555/article/view/307226
- ID: 307226
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются воссозданные в акварелях 1860-х гг. К.Ф. Гуном костюмные комплексы старокрещеных татар (крещеных татар). Автор анализирует произведения профессионального художника в качестве изобразительных и историко-этнографических источников, затрагивая общие исторические, художественные и этнографические контексты середины XIX в.
По результатам проведенной работы, было выявлено, что художник выполнил изображения в городских и сельских населенных пунктах, обозначил половозрастные различия через особенности костюмного комплекса: используемых материалов, головных уборов и их отличия друг от друга, элементов декора и украшений. Однако необходимо указать и на спорные моменты, которые встречались в работах К.Ф Гуна – возрастная и территориальная путаница в некоторых изображениях.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время в распоряжении исследователей есть специальные научные труды и главы в монографиях, посвященные изучению народного костюма кряшен – Н.И. Воробьева, Р.Г. Мухамедовой, Ю.Г. Мухаметшина, С.В. Сусловой и др., во многих из которых активно используются изобразительные данные, применяемые как иллюстративный материал для текста. В большинстве своем, среди нарративных источников XIX в. по материальному и духовному наследию крещеных татар, выделяются русскоязычные рукописи историко-этнографического характера, написанные представителями духовного сословия – православными церковно- и священнослужителями, в приходах которых жили кряшены, а также студентами Казанской духовной академии (КазДА) [4, с.69], без учета рисованных работ описываемого периода. Соответственно, в связи с игнорированием данного корпуса источников в ранних работах, возникает потребность в их тщательном изучении.
Предметом исследования в данной статье являются зарисованные костюмные комплексы крещеных татар в этнографических акварелях 1860-х гг. Произведения профессионального художника К.Ф. Гуна рассматриваются в качестве изобразительных и историко-этнографических источников, затрагивающих общие исторические, художественные и этнографические контексты середины XIX в.
Цель: изучить, систематизировать и ввести в научный оборот визуальные источники, отражающие костюмный комплекс крещеных татар. В ходе написания статьи решались следующие задачи:
– на основе рисованных работ выявить и описать половозрастные различия;
– провести сравнительный анализ графических, письменных источников и сохранившегося материального наследия в музейных коллекциях.
При анализе визуализированных форм костюма в рисованных произведениях автор опирался на методы историко-этнографических исследований, а именно сравнительно-исторический, с включением синхронного и диахронного анализа. Типологический анализ был использован для определения типов и видов костюма.
Вторая половина XIX в. характеризуется расцветом изобразительного жанра в России, с преобладающим в работах художников стилем реализма. Одним из представителей этого поколения живописцев, стал Карл Федорович Гун. По завершению обучения в Академии художеств, он совершил путешествие по Елабуге и окрестностям, совмещенное с выполнением заказа по росписи в церкви, во время которого были выполнены ряд зарисовок селений, предметов быта, элементов декора и костюмов, проживавших на этой территории народов. По окончании поездки из всех работ был собран «Елабужский альбом», выкупленный Академией художеств. В настоящее время основная часть изображений хранится в Государственном Русском музее (далее ГРМ). В 2008 г., 2019 г. и 2023 г. при поддержке Республики Татарстан и Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника изображения художника опубликованы в трех альбомах [3; 5; 6], где были предприняты попытки описания изобразительных работ, исходя из воспроизведенных народов и их костюмных комплексов.
Сам художник подписывал изображенных, как «старокрещенные». Возможно, исходя из принятого деления в тот период. Так, Н.В. Никольский писал, что «в конце XVIII века они называются старокрещеными в отличие от татар, получивших крещение в XVIII веке и потому носивших название новокрещеных. В начале XIX в. это различие делается все чаще и чаще. К половине XIX столетия окончательно упрочивается название «старокрещеных» за тюрками, крещенными в XVI веке» [9, с.214]. При поступлении в хранение ГРМ, сотрудниками музея, акварели с изображенными кряшенами были подписаны как «староверы». Далее по тексту будут упомянуты как авторские наименования работ, так и музейные, во избежание ошибочного понимания.
Наиболее ранняя акварель из фондов ГРМ «Вотячки и староверка Вятской губернии» под №Р-19244 датируется 01.07.1862 г. Художник в этой работе подписал каждую изображенную женскую фигуру. Интересной для нас, в рамках этого исследования является крайняя слева, с авторским обозначением «Замужняя, Старокрещенка». Женщина изображена сидящей на скамье в профиль. На ее голове многосоставной убор со скрытым под покрывалом волосником мәләнчек, с высоким полукруглым копытообразной формы налобником, что было характерно для Елабужского уезда [11, с.144]. Поверх покрывала баш яулык или чукол с однотонным красного цвета хвостом, заправленный за ворот камзола, повязана налобная повязка маңгай укасы из разноцветных полос ткани, золотого позумента. По бокам с закругленным краем наушники чигәчә, обшитые монетами. В ушах объемные серьги. Рубаха с длинными рукавами и подолом, полностью закрывающим ноги. Основа ее синего цвета, с контрастным узором по всему периметру, в виде бежевых цветовых пятен разного размера и формы. Складывается впечатление, что ткань для рубахи фабричного производства, что не является характерным для данного периода. Ю.Г. Мухаметшин, отмечал, что «праздничную и выходную одежду шили из фабричной ткани» [8, с.99], что скорее относится к верхней одежде, но дает нам возможность сделать предположение об авторском вымысле, схематичном воспроизведении, когда невозможно понять материал или, как исключение, именно в данном варианте, когда позировали специально для приезжего художника, использование в пошиве рубахи фабричного полотна. Поверх надет черный безрукавный камзол с нашитыми разной ширины полосами позумента по краям ворота, бортов, пройме рукавов и сзади по линии талии. Хорошо сохранившийся образец, мы можем найти в фондах Российского этнографического музея (РЭМ), под №РЭМ 1172-28. В руках женщина держит небольшой металлический сосуд.
Сходного типа женский костюм был воспроизведен еще в двух акварелях. Одна из которых – «Староверки Оренбургской губернии» от 24.07.1862 г., под №Р-19267. Автор подписал работу как «Старокрещенки, г. Елабуга, Оренбургская губерния». Обращает на себя внимание, что художник ошибся в административно-территориальном делении – указав вместо Вятской губернии Оренбургскую.
У изображенной слева практически все элементы схожи с предыдущей работой, за исключением узора рубахи, вернее появления нового цвета – красного, а также нашитого по подолу волана и нескольких разноцветных лент. На ногах белые суконные чулки и лапти. К тому-же, здесь женщина стоит, держа в руках маленького ребенка. Чуть выше монохромный небольшой карандашный набросок ее головы.
Возникает вопрос относительно двух женских фигур, изображенных по центру и с правой стороны. Художник использовал классический прием, когда воспроизводится вид спереди в анфас и со спины. На женщине по центру – рубаха с грудным разрезом, смещенным на право, что не являлось повсеместно распространенным у крещеных татар, у которых он, в большинстве своем располагался в центральной части. Необходимо отметить, что у художника есть еще зарисовка, без указания населенного пункта, но с территориальным обозначением – Оренбургская губерния, под №Р-19203, где в подобных рубахах воспроизведены еще два женских образа, подписанные им как «старокрещенки». Относительно подобного грудного разреза, то у советского этнографа Н.И. Гаген-Торн есть описание девичьей рубахи из с. Карауль Глазовского уезда Вятской губернии, ворот которой имеет овальный шейный вырез без всякой обшивки и грудной разрез с правой стороны [2, с.28]. Действительно, в настоящее время, в фондах РЭМ представлены удмуртские рубахи подобного типа, под №№РЭМ 8719-18, РЭМ 8719-2. Возвращаясь к изображению, мы видим, что рубаха, скорее всего, из домотканой крашенины красного цвета с двумя нашитыми полосами синего и желтого цветов по нижнему краю подола. По линии талии рубаха подпоясана тканевым клетчатым поясом с бахромой на концах, что непосредственно отмечалось исследователями, как характерная черта для Елабужской, западной и восточнозакамской подгрупп, вплоть до конца XIX в. [8, с.101]. Поверх надет безрукавный удлиненный камзол, из светлой полосатой ткани. На шее тканевое украшение с монетами по типу тамакса. В ушах большие серьги. На голове покрывало, напоминающее чукол, но с волосником без выделяющегося налобника и наушниками в височной части. У второй фигуры справа мы видим костюм со спины – женщина в рубахе синего цвета, декорированной по подолу только одной нашитой лентой, а головное покрывало заправлено под ворот трехшовного удлиненного камзола.
Таким образом, относительно этих двух фигур, с нетипичным грудным разрезом, необходимо отметить, что в музеях с собраниями по крещеным татарам, рубахи подобного типа не встречаются, однако в частных коллекциях, со смещенным грудным разрезом сохранились (по материалам Ю. Ахметзяновой), что, возможно, является локальной особенностью, представляющей финно-угорское влияние на определенную местность. Исследователи по этому поводу также отмечали, что среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. [13, с.89] К тому же в этой акварели показан головной убор, у которого отсутствует волосник с копытообразным налобником, являющимся характерным для этой территории.
Относительно изображенной слева, то третий раз она встречается в акварели «Ярмарка в Иванов день в Елабуге» от 20.07.1862 г., под №Р-19315. В целом, авторская подпись практически не отличается от той, что дали музейные сотрудники – «Елабуга. Иванов день, Ярмарка». В предоставленной акварели изначально не ставилось задачей точное воспроизведение какого-либо народа, а воссоздавалась общая атмосфера ярмарки и взаимодействие большого количества людей. Сама работа очень схематичная, общие силуэты лишь угадываются. В правой части, художник снова воспроизвел женщину крещеных татар с маленьким ребенком на руках.
Следующая серия была выполнена К.Ф. Гуном в д. Гришкино Вятской губернии. Акварель «Староверка Вятской губернии» от 24.01.1863 г., под №Р-19264, где художник только указал период и территориально, где зарисовал. В этой работе изображена сидящая женщина по пояс. Головной убор детально прорисован. В налобной повязке маңгай укасы хорошо видны оборки красного и зеленого цветов, с широкой полосой золотого и узкой – серебряного позумента. Хвостовая часть чукол красного цвета, чуть виднеется поверх из-за волосника с выступающим полукруглым налобником. Наушники украшены чешуйчато нашитыми монетами с красным кораллом. На шее тамакса с двумя рядами монет и небольших красных бусин. Чуть виднеющаяся рубаха из синей пестряди, с красным клетчатым фартуком. Учитывая зимнее время года зарисовки, женщина в распашной теплой верхней одежде на темном меху, с нашитыми декоративными полосами по краям бортов и рукавов. В акварели «Староверка Вятской губернии», под номером Р-19265 показан схожий образ, но вид со спины. Изображенная также сидит в той же верхней одежде, но со светлой опушкой и головном уборе, у которого хвостовая часть, в отличие от предыдущего изображения из синей ткани с красно-белым узором по всему периметру, а налобная часть достаточно схематично зарисована красного цвета. Вид со спины дает возможность увидеть декоративные элементы, состоящие из нашитых полос контрастной черной ткани по воротнику, рукавам и подолу, а также по линии отрезной спинки, в виде ряда соединенных небольших треугольников. Еще в одном изображении «Староверка с гуслями», под №Р-19266, К.Ф. Гун снова воспроизводит этот женский образ, но уже показывает ее играющей на гуслях. Под верхней одеждой виднеется рубаха, с грудным разрезом справа, а не в центральной части.
Все три работы, скорее всего, представляют воспроизведение одного и того же человека или его образа, сложившегося у художника. Но нет ясности, в один период рисовал ли их автор, или в разные, так как не везде стоит дата и указание местности. Не всегда художник в точности воспроизводил и детали, где-то у него меняются рубахи, присутствует или отсутствует фартук, цвет головного убора, меха в верхней одежде, хотя основа лицевой стороны, бежево-желтого цвета остается одинаковой.
В д. Гришкино 24.01.1863 г. К.Ф. Гун нарисовал еще одну акварель «Староверы Вятской губернии», под №Р-19262. В данной работе художник воспроизвел разновозрастные особенности женского костюмного комплекса, а также показал и мужской, непосредственно указав в подписях «Старокрещенные девушки, Замужняя».
Композиционно по центру представлены три женские фигуры. Крайняя слева девушка в повседневном образе. Она показана в домотканой рубахе с длинными рукавами, нашитым по низу подола из фабричного полотна воланом и узкой голубой лентой, поверх из пестряди фартук с грудкой, на голове повязан платок, сложенный на угол, на ногах суконные чулки и лапти. Рядом стоящая женщина, в костюмном комплексе, который не раз уже был воспроизведен художником. На ее голове волосник с копытообразным налобником, головное покрывало чукол с налобной повязкой и монетными наушниками. На шее тамакса. Рубаха из домоткани с декоративными воланами по подолу, один рукав чуть приподнят, открывая широкий чеканный браслет на руке. Фартук состоит из нескольких частей – основного полотнища из пестряди и грудки из красной ткани. Поверх надет безрукавный камзол или укалы җилән, на ногах суконные чулки и лапти.
По центру между ними в анфас сидит девушка в праздничном костюме. Ее головной убор весьма необычен. Девичья повязка ука чачак из позументной бахромы и подвесок-спиралек, прикрывающие полностью налобную часть и виски, а ближе к макушке головы тканевая оборка черного, красного и голубого цветов. В издании составленного Н.Н. Вечеславом от 1878 г. упоминается о подобной повязке, где на лоб от колпака спускается серебряная бахрома, в середине которой протянута шелковая ленточка голубого цвета [10, с.39]. Задняя часть убора не видна. В еще одной акварели «Староверка Вятской губернии», под №Р-19263 этот образ зарисован отдельно. Художник обозначил в подписи «Девушка старокрещенка». Учитывая ракурс – полупрофиль, ее головной убор становится виден не только со стороны лица, но и понятно, как выглядит наспинная часть, в виде однотонного полотна, перевязанного на затылке. Эта же девушка, была зарисована еще одним художником – В.В. Верещагиным. Копия с его картины хранится в Санкт-Петербургском ГБУК «Государственном музее истории Санкт-Петербурга», под №ГМИ СПб 363320/65, где явно видно, что наспинная часть убора состоит из платка с пересекающимися полосами по кромке. Действительно, Р.Г. Мухамедова писала, что со второй половины XIX в. в качестве девичьего головного выступают фабричные платки яулык. В праздничные дни их носили вместе с налобной повязкой ука чачак [7, с.42]. В ушах объемные миндалевидные серьги с тремя подвесками, по типу сохранившихся в фондах НМ РТ, под №НМРТ КП-10292/12а, б.
Рубаха у зарисованной девушки практически не видна, лишь нижняя часть подола. Ткань, использованная для ее пошива из клетчатой домотканой пестряди, с декором по нижнему краю, в виде нашитых разноцветных полос и оборок из фабричного полотна. Н.И. Воробьев отмечал, что у татар кроме оборок нашиваются еще полосы из цветных лент, идущие выше подольных оборок несколькими параллельными линиями. Такие нашивки делаются не шире 2–3 см. и нашиваются одна от другой на расстоянии около 10 см. 2–3 штуки [1, с.332]. Поверх рубахи фартук из пестрой фабричной ткани с растительным узором. На груди монетный нагрудник, характерный исключительно для девичьей одежды [12, с.308]. Верхняя одежда по типу әрмәк, из черной бархатной (?) ткани, с длинными, узкими рукавами, декорирована нашитыми разноцветными лентами из позумента в грудной части. В собрании РЭМ, под №РЭМ 1172-26, сохранился подобный образец. На ногах, в отличии от других кожаные ботинки на шнуровке и невысоком каблуке.
Сидящий на стуле молодой мужчина с удлиненными волосами, без головного убора (шапка с меховой опушкой), который лежит чуть в стороне. Верхняя одежда по типу җилән [7, с.36] с прямой спинкой, длинными рукавами и запахом с права на лево, подпоясанная тканевым поясом, практически полностью скрыла рубаху, синий подол и рукава которой, лишь слегка виднеются. На ногах полосатые штаны, с чулками и белыми валенками поверх.
Две женские фигуры на заднем плане показаны со спины, давая возможность увидеть женский костюмный комплекс с разных сторон. Одна из которых, в утепленной уличной одежде, с заправленным головным убором, а вторая – в рубахе и повязанном на голове платке, сложенного на угол, из-под которого виднеется коса.
Таким образом, художник в одной работе объединил и воспроизвел повседневный и праздничный вариант девичьего костюма, совместно с женским и мужским, а также показал домашние и уличные образы в анфас и со спины. Следовательно, для исследователя эта акварель является информативной по объему воспроизведенных образов, так как были показаны разновозрастные и половые различия, характерные для костюмных комплексов на данной территории.
В д. Уреево-Челны Лаишевского уезда Казанской губернии, К.Ф. Гун выполнил акварель «Наброски костюмов и головных уборов староверок» от 12.08.1862 г., под №Р-19259. Особенностью этой работы является воспроизведение, как полного костюмного комплекса, с подписью художника «Замужняя старокрещенка», так и отдельных элементов женского и мужского костюма, включая головные уборы и другие элементы одежды и украшений.
Крайняя слева женская фигура «Замужняя старокрещенка», показана в большей степени схематично, с легкой акварельной прорисовкой. На ее головне покрывало түгәрәк яулык, распашная верхняя одежда с декором по воротнику и длинными рукавами, из-под которых виднеются оборки от рукавов рубахи красного цвета с нашитыми воланами по подолу. Нагрудное и шейное украшение прикрывают верхнюю часть. На ногах кожаные сапоги с калошами.
Справа художник отдельно воспроизвел зарисованное на женщине головное покрывало түгәрәк яулык, представляющее собой прямоугольник, с нашитой по периметру красной бахромой, в налобной части монетами и завязками для крепления к голове. Само полотно покрывала украшено черно-красной двусторонней вышивкой «нагыш» шелковыми кручеными нитями. Достаточно много подобных головных покрывал сохранилось в музейных коллекциях. Одно из которых представлено в собрании НМ РТ, под №НМРТ КП-20532/187.
В центральной части работы, К.Ф. Гун показал собранный женский головной убор, представляющий полный комплекс баш бәйләү, с обозначением, что зарисована «старуха», зачеркнув «женщина», с отдельно нарисованным и пронумерованным каждым элементом многочастного убора.
Под №1 представлен волосник мәләнчек, на завязках в затылочной части, из домотканой клетчатой сине-белой пестряди, с прямоугольным налобником и красным декором. Под №2 покрывало сүрәкә с крыльями завязками и хвостом, сшитого из разных тканей. Поверх волосника и покрывала, женщины старшего возраста чалмообразно повязывали полотенце ак җаулык, зарисованное под №3. Представляло собой длинное прямоугольное полотно, белого цвета, декорированное на концах черно-красной вышивкой «нагыш». Под №4 мы можем увидеть весь образ, где все элементы собраны. Кроме головного убора, художник воспроизвел объемные серьги и застежку с подвесками муен җака или чылбырлы муенса [7, с.50], а также верхнюю одежду из абровой среднеазиатского производства ткани.
Еще один головной убор ак калфак на молодой девушке, с подписью ниже «девица» был также зарисован К.Ф. Гуном. Автор показал его в двух проекциях: вид спереди/вид со спины. Особенность головного убора заключалась в том, что его вязали в форме длинного колпака, из хлопчатобумажных или льняных нитей, достигавшего в длину более одного метра, однако, когда его надевали на голову, то обычно складывали в несколько раз, вставляя одну часть в другую, при этом сам убор укорачивался до 30 см. Соответственно, нижняя часть состояла из нескольких слоев, а верхний конусообразный конец, из одного. Как отмечал Н.И. Воробьев, в таком виде колпаки сшивались, иногда украшались в лобной части бахромой или позументом и носились в старину деревенскими девушками как мусульманками, так и кряшенками на всей территории расселения татар [1, с.374]. Интересно отметить, что в фондах Этнографического музея Казанского Федерального Университета, хранится калфак, очень схожий по декору с зарисованным К.Ф. Гуном, но принадлежащий костромским татарам.
Между головными уборами художник также воссоздал частично два мужских образа, показав верхнюю одежду, рубаху и камзол, а также валяную шляпу.
От 12.08.1862 г. у К.Ф. Гуна сохранилась акварель «Староверка Казанской губернии», под №Р-19260, подписанная автором, как «Старокрещенная Лаишевского уезда Казанск. губ.». Несмотря на то, что нет точного указания населенного пункта, исходя из даты и самого воспроизведенного образа, возможно предположить, что она была зарисована в той же д. Уреево-Челны. На ее голове комплекс баш бәйләү, а в ушах миндалевидные серьги. Рубаха практически полностью скрыта, виден лишь небольшой отложной воротник и грудной разрез по середине, поверх сине-белый клетчатый фартук. Верхняя одежда напоминает суконный чикмән, с низким воротником, отделанный нашитой синей полосой ткани по краям бортов, рукавов и подола.
Следующая акварель от 18.06.1862г. «Староверы Казанской губернии», под №Р-19261, подписана автором «Старокрещенные Казанской губ. Уреевы Челны». На ней изображены восемь человек в разных ракурсах, из них – три женские и четыре мужские фигуры.
В этой работе художник показал разнообразие и особенности верхней и нижней одежды, с разных сторон. Крайняя слева женщина представлена со спины. На ее голове поверх сүрәкә чалмообразно повязан платок сүрәкә яулыгы [7, с.45], что характерно было для женского комплекса после замужества, но не у пожилых, использовавших ак җаулык. Рубаха видна лишь частично, чуть выступая из-под приталенного җилән с длинными рукавами, небольшим стоячим воротником и декором из нашитых полос позумента по подолу, рукавам и подола. Через левое плечо по правую руку перекинута тканевая сумка/мешок. Напротив нее мужчина в шапке с меховой опушкой, в рубахе с отложным воротником, поверх которой надет чикмән из белого холста с шалевым воротником, длинными, узкими рукавами, с запахом справа на лево. По краям бортов и подола обшитый синей тканью. Стоящая слева от него пожилая женщина без верхней одежды, на ее голове многочастный убор баш бәйләү с головным полотенцем ак җаулык, шею украшает тамакса, поверх рубахи и камзола фартук с грудкой из синей пестряди. Расположившийся по центру мужчина в белой валяной шляпе, в подпоясанной, белого цвета верхней одежде с небольшим стоячим воротником, запахом на левую сторону. Последняя женская фигура в акварели воспроизведена в той же одежде, что и крайняя слева женщина, но обращена лицом к зрителю. На ее голове баш бәйләү, с фабричным красно-синим платком, а верхняя одежда подпоясана. Крайняя справа группа мужчин показана со спины и в анфас, в разных головных уборах – валяная шляпа и полусферическая шапка с меховой опушкой, в верхней одежде, подпоясанной и с длинными рукавами. На всех изображенных суконные чулки и лапти.
В последних двух акварелях К.Ф Гун не обозначил населенный пункт, указав лишь «Казанская Губ.», однако схожие образы были им зарисованы в д. Уреево-Челны Лаишевского уезда, что дает возможность предположить о том же месте создания данных зарисовок.
В работе «Староверы Казанской губернии», под №Р-19257 художник подписал изображенных, как «Старокрещенные, замужняя». Стоящий мужчина без головного убора, который он держит в правой руке (шапка с меховой опушкой и плоским верхом). У белой рубахи виден только отложной воротник, поверх нее удлиненный казакин с глубоким запахом на левую сторону, узкими рукавами, в талии подпоясан тканевым поясом. Женщина рядом сидит на стуле, ее голову покрывает многочастный убор баш бәйләү с головным полотенцем ак җаулык, в ушах объемные серьги. Рубаха из красной домоткани с декором из нашитых разноцветных полос по подолу. На шее застежка с подвесками, на груди лопатообразной формы нагрудник түшлек, полностью зашитый монетами. Верхняя одежда по типу җилән из цветной фабричной бордово-белой ткани, длинными узкими рукавами и декором, в виде нашитой узкой черной тесьмы по краям бортов, воротника и рукавов. На ногах видна лишь часть кожаных калош, носимых с сапогами.
Акварель «Староверка Казанской губернии», под №Р-19258, подписана автором, как «Старокрещенная, девица». Однако головное покрывало түгәрәк яулык, воспроизведенное художником на «девице», впервые покрывало голову женщины во время свадебного обряда баш бәйләү [11, с.163], то есть девушки до замужества его не носили. К тому же данный образ был представлен и в работе под №Р-19259, где К.Ф. Гун обозначил, что зарисована «замужняя». Следовательно, мы не можем доверять данной подписи, так как, во-первых, сам автор, воспроизводя один и тот же образ, оставил разные подписи, а во-вторых, в этнографических исследованиях не было зафиксировано, чтобы незамужние носили данные покрывала.
Таким образом, исходя из поставленных задач, было выявлено, что в Казанской губернии было исполнено пять акварелей, в Вятской – восемь и одна в Оренбургской, в следующих городских и в сельских населенных пунктах – г. Елабуга, д. Гришкино, д. Уреево-Челны. Половозрастные различия были показаны через особенности костюмного комплекса, элементы декора и украшений, используемых материалов, головных уборов и их отличия друг от друга. Несмотря на то, что художник выполнял свои зарисовки в 1862–1863 гг., его работы соотносятся, как с музейными образцами, так и с данными в этнографических исследованиях. Ю.Г. Мухаметшин в своих работах ссылался на изображения К.Ф. Гуна [8, с.104, 176]. К тому же, художник зафиксировал и факты, которые практически не сохранились в памяти информаторов, или экспонатами в фондохранилищах, лишь в частных коллекциях, а именно грудной разрез не по центру, а смещенный вправо. Необходимо указать и на спорные моменты в изображениях, которые встречались в работах К.Ф Гуна – территориальная и возрастная путаница. К примеру, у автора г. Елабуга в одной из акварелей располагается в Оренбургской губернии или один и тот же образ обозначен и как «девица», и как «замужняя». Необходимо учитывать и тот факт, что художник мог зарисовывать один и тот же персонаж в разных акварелях или даже в одной, меняя цвет одежды или элементы костюма, что, безусловно, является уже авторским видением, воплощенным в угоду создания общего сюжета, а не точным этнографическим воспроизведением народного костюма.
Об авторах
Д. Ф. Гатина-Шафикова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Автор, ответственный за переписку.
Email: golocen@yandex.ru
научный сотрудник отдела этнологических исследований Казань, Российская Федерация
Список литературы
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар: опыт этно-графического исследования. Казань: Издание Дома Татарской Культуры и Академического центра ТНКП, 1930. 464 с.
- Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу. Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1960. 230 с.
- Елабуга в работах Карла Гуна: (альбом). Елабуга, 2008. 79 с.
- История и культура татар-кряшен (XVI–XX вв.): коллективная мо-нография. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 960 с.
- Карл Гун и Елабуга, 1862–1863: [сборник]. Елабуга: Полиграфиче-ский дом «ДСМ», 2019. 432 с. URL: https://elabuga.com
- /informationAndPublishing/books/KarlHuhn.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
- Карл Гун. Художник и этнограф. Елабуга: Елабужский гос. музей-заповедник, 2023. 528 с.
- Мухамедова Р.Г. Керәшен татарлары киеме = Народный костюм та-тар-кряшен. Казань: Сүз, 2005. 159 с.
- Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры, середина XIX – начало ХХ вв. М.: Наука, 1977. 182 с.
- Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья. Казань: Типолитография Казан. ун-та, 1919. 479 с.
- Описание костюмов русских и инородческих у крестьян Казанской губернии / сост. Н.Н. Вечеслав. Казань: Губ. тип., 1878. 43 с.
- Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала: историко-этнографический атлас татарского народа: (сере-дина XIX – начало XX вв.). Казань: Фән, 2000. 312 с.
- Татары. М.: Наука, 2001. 583 с.
- Этнография татарского народа. Казань: Магариф, 2004. 287 с.
Дополнительные файлы
