Типологические схемы формирования цифрового пространства в российской промышленности: ключевые элементы и границы применения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Объект исследования в статье—множество типологических схем формирования цифрового пространства промышленности (ЦПП). В контексте системного подхода ставится цель развития классификации объектов этого множества для использования в российских практиках. При этом акцентируется внимание на двух значимых классификационных признаках схем формирования ЦПП: границах применения и используемых структурных элементах. Решаются две задачи: (1) идентификация вариантов пространственно-отраслевых границ применения типологических схем и (2) выявление видов используемых структурных элементов. Методологическую базу исследования составляет классификационный подход, методы и средства системного и экономического анализа, обобщения и интерпретации собранной информации. По итогам исследования делается вывод, что использование предложенных и других классификационных признаков будет полезным при создании структурированной базы типологических схем, обеспечивающей наглядность и удобство информационно-аналитической работы при формировании ЦПП. Такую структурированную базу целесообразно создать в рамках российской системы ГИСП.

Об авторах

Людмила Владиславовна Оболенская

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: OVObolenskaya@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-1016-9171
SPIN-код: 7461-0270
Scopus Author ID: 57204951512

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института финансово-промышленной политики

Россия, Москва

Сузанна Робертиновна Бекулова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: SRBekulova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-1384-4694
SPIN-код: 8772-6960

младший научный сотрудник Института финансово-промышленной политики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Абрамов В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Оценка готовности малых и средних предприятий к цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 3. С. 1573–1596. doi: 10.18334/vinec.12.3.115000.
  2. Авилова В.Д., Ульмаскулов Т.Ф. Перспективы применения технологии «Индустрии 4. 0» в Российской промышленности // Базис. 2018. №1 (3). С. 13–18.
  3. Глезман Л.В., Буторин С.Н., Главацкий В.Б. Цифровизация промышленности как фактор технологического развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Вопросы инновационной экономики. 2020. Том 10. № 3. С. 1555–1570. doi: 10.18334/vinec.10.3.110762.
  4. Зубрицкая И.А. Анализ мирового опыта цифровой трансформации промышленности: институциональная модель // Цифровая трансформация. 2019. № 1 (6). С. 21–35. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2019-1-21-35.
  5. «Индустрия 4.0»: создание цифрового предприятия. Всемирный обзор реализации концепции «Индустрия 4.0» за 2016 год. —М: PwC, —2017. —12 с. URL: http://решение-верное.рф/sites/default/files/global_industry-2016_rus.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
  6. Коровин Г.Б. Агент-ориентированная модель цифровизации промышленности региона // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 7. С. 104–114. doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-7-104-114.
  7. Лепеш Г.В. Цифровая трансформация промышленного сектора экономики // Технико-технологические проблемы сервиса. 2022. № 2(60). С. 3–15.
  8. Макаров В.М., Лукина С.В., Овчинников С.А. Актуальность регламентации корпоративных цифровых трансформаций // РИТМ машиностроения. 2020. № 9. С. 24–28.
  9. Мерзлов И.Ю., Шилова Е.В., Санникова Е.А., Сединин М.А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 9. С. 2379-2396. doi: 10.18334/epp.10.9.110856.
  10. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (утв. Минцифры России) // СПС КонсультантПлюс.
  11. Сафиянов Д.Р. Цифровая трансформация бизнес-моделей отечественных организаций. URL: https://strategy24.ru/04/news/tsifrovaya-transformatsiya-biznesmodeley-otechestvennykh-organizatsiy (дата обращения: 25.03.2023).
  12. Цифровая зрелость. Методология оценки цифровой зрелости организации. URL: https://www.chelidze-d.com/post/digital-transform (дата обращения: 25.03.2023).
  13. Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. Цифровое пространство как необходимое и достаточное условие цифровизации экономики // Baikal Research Journal. 2020. №3. С. 1–13.
  14. A common data space 4.0 for European manufacturing. The Digital Factory Alliance. —URL: https://digitalfactoryalliance.eu/ (дата обращения: 21.10.2023).
  15. A European Common Digital Manufacturing Infrastructure and Data Space Pathway for Connected Factories 4.0. Data Value Chain Governance. —URL: https://ec.europa.eu/info/funding-tenders/opportunities/portal/screen/opportunities/topic-details/digital-2021-cloud-ai-01-prep-ds-manufact (дата обращения: 21.10.2023).
  16. Alekseev, A., Novitsky N. The concept and technology of a unified digital space organizing of an operational enterprise as a necessary condition for the intelligent automation of pipeline systems. IOP Conference Series Materials Science and Engineering. 2019. Vol.667(1). P. 12003. doi: 10.1088/1757-899X/667/1/012003.
  17. Alsufyani N., Gill A. Q. Digitalisation performance assessment // A systematic review. Technology in Society. 2022. Vol. 68. doi: 10.1016/j.techsoc.2022.101894.
  18. Butt, J. A Conceptual Framework to Support Digital Transformation in Manufacturing Using an Integrated Business Process Management Approach. Designs. 2020. № 4. P. 17. doi: 10.3390/designs4030017.
  19. Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), Digital technologies for a new future (LC/TS.2021/43), Santiago, 2021.—URL: https://www.cepal.org/sites/default/files/publication/files/46817/S2000960_en.pdf (дата обращения: 21.10.2023).
  20. Fernández-Portillo А., Almodóvar-González М., Sánchez-Escobedo V. C., Coca-Pérez J. L. The role of innovation in the relationship between digitalisation and economic and fi nancial performance. A company-level research // European Research on Management and Business Economics. 2022. Vol. 28, Issue 3. doi: 10.1016/j.iedeen.2021.100190.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Типологическая схема формирования ЦП организации в разрезе 6-и последовательных этапов (на примере концерна Bosch).

Скачать (130KB)
3. Рис. 2. Типологическая схема формирования ЦПП в разрезе внедряемых цифровых технологий.

Скачать (192KB)
4. Рис. 3. Типологическая схема формирования ЦП промышленного предприятия, учитывающая: (1) цифровой технологический инструментарий, (2) зоны создания ценности, (3) внешнюю и внутреннюю среду, а также (4) ожидаемые результаты.

Скачать (495KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».