Разработка интеллектуальной системы анализа достижений обучающегося вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Образование в современном мире является неотъемлемой частью становления личности, поэтому ему уделяется особенно пристальное внимание. Цифровое развитие в сфере высшего образования требует автоматизации многих процессов вуза, и для повышения качества подготовки специалистов и обеспечения объективности оценивания их достижений вузы вводят рейтинговую систему. Главные задачи таких систем заключаются в повышении мотивации студентов и стимулировании их к самостоятельной работе. В данной работе представлена рейтинговая система, которая базируется на таких аспектах активностей студентов как учебный, научный, общественный, культурно-творческий, спортивный. В работе применён интеллектуальный анализ по достижениям студентов с использованием таксономии предметной области и методов машинного обучения. Разработана интеллектуальная система анализа достижений студента.

Об авторах

Светлана Сергеевна Михайлова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: ssmihailova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9183-8519

доктор экономических наук, профессор Кафедры анализа данных и машинного обучения факультета информационных технологий и анализа больших данных

Россия, Москва

Список литературы

  1. Bruno Cristos Madeira, Tugrul Tasci, Numan Celebi. Prediction of Student Performance Using Rough Set Theory and Backpropagation Neural Networks // European Scientific Journal, ESJ. February 2021 edition Vol.17, No.7. URL: https://eujournal.org/index.php/esj/article/view/14028.
  2. Kongsakun K. Neural Network Modeling for an Intelligent Recommendation System Supporting SRM for Universities in Thailand // WSEAS Transaction on Computers. —2012. —V. 11. —№ 1.
  3. Matthew H. The Influence of Teaching Methods on Students Achievement on Virginia's End of Course Standards of Learning Test for Algebra-I: диссертация на соискание ученой степени доктора философии. —США, Виргиния, Блэксбург: Политехнический университет Виргинии, 2002.
  4. Mohammed Abdullah Al-Hagery, Maryam Abdullah Alzaid, Tahani Soud Alharbi and Moody Abdulrahman Alhanaya. Data Mining Methods for Detecting the Most Significant Factors Affecting Students’ Performance. // Information Technology and Computer Science, 2020, 5, 1-13. URL: http://www.mecs-press.org/ijitcs/ijitcs-v12-n5/IJITCS-V12-N5-1.pdf.
  5. Oladokun, V.O Adebanjo, A.T. and Charles-Owaba, O.E. (2008). Predicting Students Academic Performance using Artificial Neural Network: A case study of an Engineering Course. Pacific Journal of Science and Technology, Vol.9(1):72-79.
  6. Sadiq Husssain, Silvia Gaftandzhieva, Md. Maniruzzaman, Rositsa Doneva, Zahraa Fadhil Muhsin. Regression analysis of student academic performance using deep learning // Education and Information Technologies (2021) 26:783–798. URL: https://doi.org/10.1007/s10639-020-10241-0.
  7. Shoukat H., Fahad M., Hamid K. и Awais A. Factors Contributing to Students Academic Performance: A Case Study of Islamic University Sub-Campus // American Journal of Education research. —2013. —V. 1. —№ 8. —P. 283–289.
  8. Будаев Е.С., Смолина Л.С. Исследования в области интеллектуального анализа достижений студентов в вузе. В сборнике:. Сборник статей национальной научно-практической конференции. —Улан-Удэ. Образование и наука, 2020. С. 285–291.
  9. Методика расчета индивидуального рейтинга студента северо-западного института управления РАНХИГС. [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://sziu.ranepa.ru/images/news_doc/2019/metodika_rascheta_reytinga_2019.pdf (дата обращения: 24.12.2023).
  10. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки достижений студентов Новосибирского государственного технического университета. [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.nstu.ru/static_files/38655/file/NSTU_Polozenie%20o%20BRS.pdf (дата обращения: 24.12.2023).
  11. Положение о бально-рейтинговой системе достижений студентов ФГБОУ ВПО «СибГУТИ». [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://ita.sibsutis.ru/sites/csc.sibsutis.ru/files/files/Point_rating_system.pdf (дата обращения: 24.12.2023).
  12. Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов образовательных программ высшего образования—программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.hse.ru/data/xf/644/439/1477/Положение%20о%20рейтинговой%20системе%20комплекс..овательных%20программ%20высшего%20об.docx (дата обращения: 24.12.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Таксономия основных понятий предметной области.

Скачать (246KB)
3. Рис. 2. Система оценки достижений.

Скачать (270KB)
4. Рис. 3. Общая модель расчетов.

Скачать (14KB)
5. Рис. 4. Дисперсия при использовании метода ElasticNet.

6. Рис. 5. Дисперсия при использовании метода Ридж-регрессии.

7. Рис. 6. Дисперсия при использовании метода Lasso.

8. Рис. 7. Коэффициенты методов.

Скачать (44KB)
9. Рис. 8. Ошибки методов.

Скачать (42KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».