Кибербуллинг в цифровую эпоху: вызовы, последствия и пути противодействия
- Авторы: Чистяков К.В.1
-
Учреждения:
- Международный юридический институт
- Выпуск: Том 21, № 2 (2025)
- Страницы: 158-162
- Раздел: Уголовно-правовые науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8025/article/view/313236
- EDN: https://elibrary.ru/JAHQUM
- ID: 313236
Цитировать
Аннотация
Цель данного исследования заключается в глубоком анализе кибербуллинга как одной из современных форм агрессивного поведения в цифровой среде. В статье выделяются основные характеристики кибербуллинга, его отличия от традиционного буллинга, а также анализируются психологические, социальные и правовые последствия для пострадавших и агрессоров. В выводах предлагаются эффективные стратегии предупреждения и борьбы с кибербуллингом через законодательные инициативы, образовательные программы и технологические решения. Кибербуллинг обладает особыми чертами, такими как анонимность агрессоров, отсутствие временных и пространственных ограничений и продолжительные последствия для жертв. Основные проявления кибербуллинга включают оскорбления, распространение ложной информации, киберсталкинг, исключение из онлайн-сообществ и создание фальшивых профилей. Жертвы кибербуллинга часто сталкиваются с тяжелыми психологическими последствиями, включая депрессию, тревожность и чувство социальной изоляции, что требует комплексной поддержки со стороны специалистов. В то же время агрессоры могут испытывать негативные эмоции, такие как чувство вины, а также могут сталкиваться с юридическими последствиями, что подчеркивает необходимость работы как с жертвами, так и с нарушителями. Для эффективной борьбы с кибербуллингом необходимо повышать уровень цифровой грамотности, ужесточать законодательство, внедрять технологии автоматической модерации контента и создавать безопасные онлайн-пространства.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Константин Владимирович Чистяков
Международный юридический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: Ch1styakov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5076-9366
SPIN-код: 7596-2423
кандидат юридических наук, доцент, заведующий аспирантурой
Россия, МоскваСписок литературы
- Bastiaensens, S., Vandebosch, H., Poels, K., Van Cleemput, K., DeSmet, A. (2014). Cyberbullying on social network sites. Computers in Human Behavior. Vol. 31. P. 259–271.
- Chatzakou, D., Kourtellis, N., Blackburn, J., De Cristofaro, E., Stringhini, G., Vakali, A. (2017). Mean birds: detecting aggression and bullying on Twitter. Proceedings of the ACM on Web Science Conference. P. 13–22.
- Kyriacou, C., Zuin, A. (2015). Cyberbullying of teachers by students on YouTube. Res. Pap. Educ. 1522 (October). P. 1-19.
- Peter, I.-K., Petermann, F. (2018). Cyberbullying: A concept analysis of defining attributes and additional influencing factors. Computers in Human Behavior. 86. P. 350–366.
- Smith, P. K., Mahdavi, J., Carvalho, M., Tippett, N. (2006). An investigation into cyberbullying, its forms, awareness and impact. Research Brief No. RBX03-06. London: DfES.
- Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. —2014. —Т. 11, № 3. —С. 178–191.
- Газизьянов, Т. А., Мансурова, З. Р. (2023). Психология кибербуллинга. Виды и причины кибербуллинга // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. № 4(16). С. 91.
- Гребеньков, А. А. Кибербуллинг как сфера новых преступлений / А. А. Гребеньков, М. Ю. Строева // Аллея науки. —2023.— Т. 1, № 12(87). —С. 570–576.
- Дейнека, О. С., Духанина, Л. Н., Максименко, А. А. (2020). Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций // Перспективы науки и образования. № 5(47). С. 273–292.
- Попов, В. В. Права человека на благоприятную социальную среду в сети «Интернет» / В. В. Попов, А. С. Гринева, А. В. Ерохина // Вестник университета. —2022. —№ 7. —С. 179–183.
- Путинцева, А. В. Уголовно-правовой аспект криминального кибербуллинга / А. В. Путинцева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. —2020. —№ 6-1. —С. 115–119.
- Санина, Е. И. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды / Е. И. Санина, Е. А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования. —2020. —№ 68-4. —С. 141–144.
- Смотрова, И. В. Кибербуллинг несовершеннолетних: признаки, формы и меры профилактики / И. В. Смотрова, А. Г. Свирина // Человеческий капитал. —2022. —№ 9(165). —С. 119–123.
- Стащенко, С. П. Анализ кибербуллинга в России: пути привлечения к ответственности / С. П. Стащенко, А. В. Токолов // Вестник экономической безопасности. —2024. —№ 3. —С. 156–160.
- Ходневич, В. В. Кибербуллинг: реальная угроза / В. В. Ходневич // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. —2023. —№ 1. —С. 61–64.
- Шайкова, М. В. Защита несовершеннолетних в онлайне и офлайн-пространстве: дилемма кибербуллинга / М. В. Шайкова // Виктимология. —2024. —Т. 11, № 2. —С. 270–273.
- Шейнов, В. П. Психологическая виктимизация жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний / В. П. Шейнов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. —2019. —Т. 4, № 1. —С. 94–123.
Дополнительные файлы
