Управление цифровой трансформацией городского вуза: методологические основы и управленческие практики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обоснованию применения инновационных практик при разработке стратегии цифровой трансформации городского университета. Исходя из теории поля П. Бурдье, концепций фрактальных и ризоматических структур (Х.-Ю. Варнеке; Ж. Делёз, Ф. Гваттари) и методологии дизайн-мышления, университетская цифровая среда рассматривается как "многослойная" система самоподобных "фрагментов". В исследовании выявлялись особенности самоподобной структуры социального пространства вуза на теоретическом уровне, проводился эмпирический анализ цифрового опыта Университета Правительства Москвы. Для сбора эмпирической базы были использованы критический дискурс-анализ, картирование пользовательских путей, карты эмпатии. Выявлены четыре группы "болей" (инфраструктурные, интерфейсные, институциональные, поведенческие) и пять устойчивых пользовательских типажей. Предложена модульная ролево-чувствительная архитектура цифрового кампуса, в которой локальные решения масштабируются без потери контекста. На основе гипотез о связи самоподобия (фрактальности), клиентоцентричности и инструментов дизайн-мышления предложены способы развития цифровой среды вуза. Полученные результаты исследования дополняют отечественные исследования по клиентоориентированности и управлению изменениями в высшем образовании и ориентированы на управленцев вузов, отвечающих за цифровое развитие.

Об авторах

Д. Н. Конев

Университет Правительства Москвы

Автор, ответственный за переписку.
Email: konevdn@ks.mos.ru
начальник отдела цифровизации программ высшего образования Москва, ул. Сретенка, д. 28

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
  2. Белоновская И. Д., Баранов В. В. Фрактальные модели региональных университетских комплексов // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 83–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fraktalnye-modeli-regionalnyh-universitetskih-kompleksov (дата обращения: 13.12.2024).
  3. Бернадинер М. И., Заславская О. Ю. Электронное портфолио как средство оценки достижений студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2023. № 1 (63). С. 58–67. doi: 10.25688/2072-9014.2023.63.1.05. URL: https://dlt.mgpu.ru/2023/05/10/elektronnoe-portfolio-kak-sredstvo-oczenki-dostizhenij-studentov-pedagogicheskih-vuzov/ (дата обращения: 18.01.2025).
  4. Бурдье П. Homo academicus / пер. с фр. С. М. Гавриленко [и др.]; под науч. ред. Е. В. Кочетыговой, Н. В. Савельевой. М.: Институт Гайдара, 2017. 461 с.
  5. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц. М.; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  6. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 1999. 280 с.
  7. Гергерт Д. В., Артемьев Д. Г. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 116–131. doi: 10.15826/umpa.2019.04.033. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85193/1/UM_2019_4_116-131.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
  8. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 892 с. [Deleuze G., Guattari F. Mille Plateaux: Capitalisme et Schizophrénie. Paris: Minuit, 1980].
  9. Единый личный кабинет обновился и получил новые функции // НИУ ВШЭ: [сайт]. 13.07.2020. URL: https://it.hse.ru/news/378890702.html (дата обращения: 18.02.2025).
  10. Крылов К. Аватар ИТМО: жизнь настоящего цифрового университета // ITMO.NEWS: [сайт]. 24.06.2020. URL: https://news.itmo.ru/ru/news/9527/ (дата обращения: 22.02.2025).
  11. Самохина А. А., Еловская Л. В., Бысь А. О., Тычинина Е. В. Роль цифровых технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Педагогический журнал. 2024. Т. 14. № 5А. С. 406–414. URL: http://www.publishingvak.ru/file/archive-pedagogy-2024-5/c22-elovskaya.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
  12. Шамсутдинова И. И., Чурилова Н. Л. Формирование цифровой образовательной среды в институте высшего образования (на кейсе Казанского (Приволжского) федерального университета) // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 3. С. 147–151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-v-institute-vysshego-obrazovaniyana-keyse-kazanskogo-privolzhskogo-federalnogo (дата обращения: 18.01.2025).
  13. Янкелевич С. С., Середович С. В. Цифровая образовательная среда современного университета // Актуальные вопросы образования. 2021. № 1. С. 7–15. doi: 10.33764/2618-8031-2021-1-7-15.
  14. Adaptive learning technologies // The University of Melbourne: [сайт]. URL: https://cis.unimelb.edu.au/hci/projects/adaptive-learningtechnologies (дата обращения: 26.01.2025).
  15. Ala-Kyyny J. P. Open source policy and use at the University of Helsinki // Helsingin yliopisto: [сайт]. 23.11.2021. URL: https://blogs.helsinki.fi/thinkopen/open-source-at-the-university-of-helsinki/ (дата обращения: 15.03.2025).
  16. CILT project aims to build a more inclusive learning environment // University of Cape Town News: [сайт]. 07.10.2021. URL: https://www.news.uct.ac.za/article/-2021-10-07-cilt-project-aims-to-build-a-more-inclusive-learning-environment (дата обращения: 21.02.2025).
  17. Digital accessibility // Universiteit Leiden: [сайт]. URL: https://www.staff.universiteitleiden.nl/vr/barrier-free-studying/expert-groups/digital-accessibility (дата обращения: 20.03.2025).
  18. Diversity and Inclusion Work Plan / D&I Expertise Office. Leiden University // Universiteit Leiden: [сайт]. 23.06.2020. 41 с. URL: https://www.universiteitleiden.nl/binaries/content/assets/algemeen/diversiteit/werkplan-di-2020-eng.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
  19. EdTech: как ТГУ построил свою технологическую систему для образования // Новости Томского государственного университета: [сайт]. 13.02.2023. URL: https://news.tsu.ru/news/edtech-kak-tgu-postroil-svoyu-tekhnologicheskuyu-sistemu-dlya-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.02.2025).
  20. IT2030 Plan of the University of Helsinki. Helsinki / University of Helsinki IT Center // University of Helsinki: [сайт]. 05.10.2021. 24 с. URL: https://www.helsinki.fi/assets/drupal/2022-10/University%20of%20Helsinki%20IT2030%20Plan.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
  21. Kraus S. Digital Mobility Platforms and Ecosystems: Case TUM // Proceedings of the TUM Digital Conference. 2024. Pp. 112–119. URL: https://mediatum.ub.tum.de/doc/1324021/1324021.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
  22. Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Blackwell, 1991. 464 p.
  23. MIT OpenCourseWare: [сайт]. URL: https://ocw.mit.edu/about/ (дата обращения: 05.02.2025).
  24. Motlagh N. H., Zaidan M. A., Lovén L. et al. Digital Twins for Smart Spaces — Beyond IoT Analytics // IEEE Internet of Things Journal. 2024. Vol. 11. No. 1. Pp. 573–583. URL: https://oulurepo.oulu.fi/bitstream/handle/10024/47486/nbnfi-fe20231030141935.pdf (дата обращения: 21.01.2025).
  25. Werf T. van der. Assisting Self-Study at the University of Twente through Student Digital Tutors. Enschede: University of Twente, 2023. URL: https://essay.utwente.nl/91811/1/Werf_BA_EEMCS.pdf (дата обращения: 24.01.2025).
  26. Why Personalized Adaptive Learning? // University of Central Florida: [сайт]. URL: https://cdl.ucf.edu/teach/pal/why-personalizedadaptive-learning/ (дата обращения: 05.03.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».