Управление цифровой трансформацией городского вуза: методологические основы и управленческие практики
- Авторы: Конев Д.Н.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 3 (69) (2025): Экономика города: инфраструктура и цифровизация
- Страницы: 54-64
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/326409
- ID: 326409
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена обоснованию применения инновационных практик при разработке стратегии цифровой трансформации городского университета. Исходя из теории поля П. Бурдье, концепций фрактальных и ризоматических структур (Х.-Ю. Варнеке; Ж. Делёз, Ф. Гваттари) и методологии дизайн-мышления, университетская цифровая среда рассматривается как "многослойная" система самоподобных "фрагментов". В исследовании выявлялись особенности самоподобной структуры социального пространства вуза на теоретическом уровне, проводился эмпирический анализ цифрового опыта Университета Правительства Москвы. Для сбора эмпирической базы были использованы критический дискурс-анализ, картирование пользовательских путей, карты эмпатии. Выявлены четыре группы "болей" (инфраструктурные, интерфейсные, институциональные, поведенческие) и пять устойчивых пользовательских типажей. Предложена модульная ролево-чувствительная архитектура цифрового кампуса, в которой локальные решения масштабируются без потери контекста. На основе гипотез о связи самоподобия (фрактальности), клиентоцентричности и инструментов дизайн-мышления предложены способы развития цифровой среды вуза. Полученные результаты исследования дополняют отечественные исследования по клиентоориентированности и управлению изменениями в высшем образовании и ориентированы на управленцев вузов, отвечающих за цифровое развитие.
Об авторах
Д. Н. Конев
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: konevdn@ks.mos.ru
начальник отдела цифровизации программ высшего образования Москва, ул. Сретенка, д. 28
Список литературы
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.
- Белоновская И. Д., Баранов В. В. Фрактальные модели региональных университетских комплексов // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 83–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fraktalnye-modeli-regionalnyh-universitetskih-kompleksov (дата обращения: 13.12.2024).
- Бернадинер М. И., Заславская О. Ю. Электронное портфолио как средство оценки достижений студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2023. № 1 (63). С. 58–67. doi: 10.25688/2072-9014.2023.63.1.05. URL: https://dlt.mgpu.ru/2023/05/10/elektronnoe-portfolio-kak-sredstvo-oczenki-dostizhenij-studentov-pedagogicheskih-vuzov/ (дата обращения: 18.01.2025).
- Бурдье П. Homo academicus / пер. с фр. С. М. Гавриленко [и др.]; под науч. ред. Е. В. Кочетыговой, Н. В. Савельевой. М.: Институт Гайдара, 2017. 461 с.
- Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц. М.; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
- Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 1999. 280 с.
- Гергерт Д. В., Артемьев Д. Г. Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 116–131. doi: 10.15826/umpa.2019.04.033. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85193/1/UM_2019_4_116-131.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 892 с. [Deleuze G., Guattari F. Mille Plateaux: Capitalisme et Schizophrénie. Paris: Minuit, 1980].
- Единый личный кабинет обновился и получил новые функции // НИУ ВШЭ: [сайт]. 13.07.2020. URL: https://it.hse.ru/news/378890702.html (дата обращения: 18.02.2025).
- Крылов К. Аватар ИТМО: жизнь настоящего цифрового университета // ITMO.NEWS: [сайт]. 24.06.2020. URL: https://news.itmo.ru/ru/news/9527/ (дата обращения: 22.02.2025).
- Самохина А. А., Еловская Л. В., Бысь А. О., Тычинина Е. В. Роль цифровых технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Педагогический журнал. 2024. Т. 14. № 5А. С. 406–414. URL: http://www.publishingvak.ru/file/archive-pedagogy-2024-5/c22-elovskaya.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
- Шамсутдинова И. И., Чурилова Н. Л. Формирование цифровой образовательной среды в институте высшего образования (на кейсе Казанского (Приволжского) федерального университета) // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 3. С. 147–151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-v-institute-vysshego-obrazovaniyana-keyse-kazanskogo-privolzhskogo-federalnogo (дата обращения: 18.01.2025).
- Янкелевич С. С., Середович С. В. Цифровая образовательная среда современного университета // Актуальные вопросы образования. 2021. № 1. С. 7–15. doi: 10.33764/2618-8031-2021-1-7-15.
- Adaptive learning technologies // The University of Melbourne: [сайт]. URL: https://cis.unimelb.edu.au/hci/projects/adaptive-learningtechnologies (дата обращения: 26.01.2025).
- Ala-Kyyny J. P. Open source policy and use at the University of Helsinki // Helsingin yliopisto: [сайт]. 23.11.2021. URL: https://blogs.helsinki.fi/thinkopen/open-source-at-the-university-of-helsinki/ (дата обращения: 15.03.2025).
- CILT project aims to build a more inclusive learning environment // University of Cape Town News: [сайт]. 07.10.2021. URL: https://www.news.uct.ac.za/article/-2021-10-07-cilt-project-aims-to-build-a-more-inclusive-learning-environment (дата обращения: 21.02.2025).
- Digital accessibility // Universiteit Leiden: [сайт]. URL: https://www.staff.universiteitleiden.nl/vr/barrier-free-studying/expert-groups/digital-accessibility (дата обращения: 20.03.2025).
- Diversity and Inclusion Work Plan / D&I Expertise Office. Leiden University // Universiteit Leiden: [сайт]. 23.06.2020. 41 с. URL: https://www.universiteitleiden.nl/binaries/content/assets/algemeen/diversiteit/werkplan-di-2020-eng.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
- EdTech: как ТГУ построил свою технологическую систему для образования // Новости Томского государственного университета: [сайт]. 13.02.2023. URL: https://news.tsu.ru/news/edtech-kak-tgu-postroil-svoyu-tekhnologicheskuyu-sistemu-dlya-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.02.2025).
- IT2030 Plan of the University of Helsinki. Helsinki / University of Helsinki IT Center // University of Helsinki: [сайт]. 05.10.2021. 24 с. URL: https://www.helsinki.fi/assets/drupal/2022-10/University%20of%20Helsinki%20IT2030%20Plan.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
- Kraus S. Digital Mobility Platforms and Ecosystems: Case TUM // Proceedings of the TUM Digital Conference. 2024. Pp. 112–119. URL: https://mediatum.ub.tum.de/doc/1324021/1324021.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
- Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Blackwell, 1991. 464 p.
- MIT OpenCourseWare: [сайт]. URL: https://ocw.mit.edu/about/ (дата обращения: 05.02.2025).
- Motlagh N. H., Zaidan M. A., Lovén L. et al. Digital Twins for Smart Spaces — Beyond IoT Analytics // IEEE Internet of Things Journal. 2024. Vol. 11. No. 1. Pp. 573–583. URL: https://oulurepo.oulu.fi/bitstream/handle/10024/47486/nbnfi-fe20231030141935.pdf (дата обращения: 21.01.2025).
- Werf T. van der. Assisting Self-Study at the University of Twente through Student Digital Tutors. Enschede: University of Twente, 2023. URL: https://essay.utwente.nl/91811/1/Werf_BA_EEMCS.pdf (дата обращения: 24.01.2025).
- Why Personalized Adaptive Learning? // University of Central Florida: [сайт]. URL: https://cdl.ucf.edu/teach/pal/why-personalizedadaptive-learning/ (дата обращения: 05.03.2025).
Дополнительные файлы
