Роль преподавателя и образовательная среда: новые вызовы времени
- Авторы: Гладилина И.П.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 4 (62) (2023)
- Страницы: 17-23
- Раздел: Город XXI века. Образовательное пространство города
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/274150
- ID: 274150
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образование сегодня – ключевое направление трансформации общества под влиянием цифровизации. Экспоненциальное развитие инновационных технологий, в особенности искусственного интеллекта, ведет к переосмыслению самой сущности обучения. Оно же создает множество новых возможностей для дальнейшего устойчивого развития образовательной системы. Весьма сомнительно, что искусственный интеллект сможет заменить жизненный опыт человека, педагога. Вместе с тем современному преподавателю необходимо быть в курсе новейших форматов и возможностей цифровых технологий применительно к образовательной среде. Для обучения как нынешнего поколения, так и будущих, требуются педагоги с новыми компетенциями. Под влиянием цифровой трансформации меняется спектр ролей преподавателя. Молодежь же приобретает навыки обучения в цифровой среде еще учась в школе, но это не снимает проблемы размытого представления о будущей карьере. По-прежнему одна из задач университетов – синхронизация запросов работодателей и контента образовательных программ.
Полный текст
Образование в настоящее время является ключевым направлением трансформации общества, которое развивается в рамках цифровой экосистемы. Необходимы глубокое изучение и подробное обсуждение результатов происходящих изменений в профессиональном и экспертном сообществе.
Экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта в сочетании с процессами их конвергенции ведет к переосмыслению самой сущности многих отраслей и сфер деятельности. Возникает множество новых возможностей для дальнейшего устойчивого развития, которое, в свою очередь, требует абсолютно нового кадрового обеспечения.
Преодоление сопротивления общества изменениям сегодня уже не приоритетная задача – мы привыкли к постоянным переменам. По-прежнему необходимо не только обучать новые кадры, но и переучивать имеющихся специалистов. Именно второе требование времени является главной точкой приложения усилий в сфере высшего образования.
Педагог – не только наблюдатель сложнейших изменений образовательной среды под влиянием цифровизации, но и прямой их участник, а зачастую и инициатор. Научно-технологическое развитие, национальная политика технологического прорыва для достижения технологического и экономического суверенитетов, импортонезависимости – эти ориентиры актуальны не только для действующих специалистов, которые решают производственные задачи здесь и сейчас, но и для будущих поколений профессионалов цифровой эпохи. Именно с ними сегодня работает университетский преподаватель, поэтому не обращать внимания на стремительный рост популярности обучения цифровым и новым социальным навыкам невозможно.
Задачи реализации Национального проекта «Образование», Указы Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года», «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», изменения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части организации воспитательной системы, мероприятия текущего года, Года педагога и наставника, – все вышеперечисленное в комплексе позволяет сделать вывод о всевозрастающем внимании государства и общества к идее человека образованного, а не просто обученного.
Анализ нормативных актов, методологического и методического обеспечения образования, педагогических практик позволяет утверждать, что педагоги самым активным образом участвуют в формировании новых закономерностей в сфере образования:
- общих подходов к управлению системой образования,
- новых инструментов повышения открытости и доступности образовательного пространства,
- развития суверенной национальной системы образования.
В 2016 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «считаю образование самым главным, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы» [5]. В соответствии с положениями Концепции технологического развития до 2030 года «к концу третьего десятилетия XXI в. Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий» [1].
Важно подчеркнуть, что технологический суверенитет страны опирается на глубинный суверенитет – культурный, духовный код, национальные ценности. По-прежнему педагог является ключевой фигурой в сохранении культурных ценностей, в формировании нравственных устоев подрастающего поколения. Сверхтехнологии, умные устройства бессильны помочь обществу, в котором человек – основная опора и движущая сила развития социума, его важнейшая ценность – стремиться главным образом к тому, чтобы наиболее эффективно и успешно капитализировать свои технологические навыки [2].
Безусловно, цифровая среда требует разработки и внедрения инновационных решений для сохранения культурного наследия и создания новых культурных продуктов в цифровом виде. Но для этой работы нужны специально подготовленные кадры. Сегодня наше общество очевидно не вполне готово полноценно оперировать возможностями цифровизации как в профессиональной, так и в социально значимой деятельности. Соответственно, в настоящее время остро стоит вопрос о стратегии дальнейшей эволюции общества в цифровом пространстве.
В парадигме развития педагогики цифрового пространства стремительно формируется новое терминологическое поле, которое включает понятия «цифровое обучение», «цифровая дидактика», «цифровое воспитание» и др. Цифровая трансформация вместе с тем привела к возникновению целого ряда задач в образовательной системе.
Новейшие цифровые разработки в системе образования необходимо воспринимать как один из элементов поддержки, а не как полноценный инструментарий, который способен решить абсолютно все проблемы. Важно иметь бесперебойный доступ к инфраструктурным возможностям, которые включают в себя надежное и функциональное оборудование, развитую коммуникационную структурную систему. Нужно создать новые программы повышения квалификации на основе цифровых разработок, предназначенных для образовательной системы. Следует также расширять онлайн-платформы с достоверным, проверенным и хорошо защищенным образовательным контентом.
Как педагогам, так и обучающимся всех уровней образования необходимо обладать безукоризненной цифровой грамотностью, что позволит тем и другим активно участвовать в собственном обучении.
Как правило, цифровую грамотность понимают как определенный набор навыков, умений и знаний, которые нужны для эффективной работы с цифровыми системами. Сама цифровая грамотность основывается на актуальных цифровых компетенциях:
1) умениях получать данные. Цифровые навыки, позволяющие быстро и правильно находить требуемые данные в цифровом пространстве: понимать потребности в информации, получать к ней доступ, эффективно воспринимать данные, используя поисковые системы, прямые интернет-источники, базы данных и т. п.;
2) умениях оценивать полученные данные. Быстрое формирование отношения к полученным данным, на основании которого определяется их ценность, т. е. это способность оценивать уровень надежности, качество, полноту, актуальность, достоверность, своевременность и полезность найденной информации
3) умениях обрабатывать данные. Подготовка и организация эффективного использования данных;
4) умениях управлять данными. Умение правильно организовывать и хранить данные для последующего изучения и использования;
5) умении работать в команде. Умение эффективно работать с другими людьми в цифровой среде.
Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что сама суть цифровой дидактики и образования в цифровом пространстве сегодня состоит в создании новых алгоритмов, направленных на выполнение традиционных задач, для формирования учебного пространства нового типа, в котором происходит обучение.
Так, Дж. Амин [7] в своей работе систематизирует главные эффекты от цифровизации образовательного процесса, которые затрагивают не только профессиональную деятельность педагога, но и деятельность обучающихся. На базе такого анализа автор выделяет ряд специфических характеристик, актуальных для педагога в эпоху цифровизации. Среди них нужно назвать независимость, автономность, экспертную позицию, непредубежденность.
Важно понимать, что новые требования и характеристики не являются чем-то ранее неизвестным, абсолютно новым. Следует, скорее, говорить об изменении в приоритизации актуальных качеств педагога, которые нужны для эффективной работы в цифровой образовательной среде. Роль педагога исторически на каждом этапе развития общества претерпевала изменения.
В зарубежных научных кругах выделяют ряд функциональных задач педагога [9], определяющих его эффективную работу в цифровом образовательном пространстве с удобными для него механизмами по реализации себя в профессии. Среди этих задач на первом месте стоят поддержка и коучинг. Названные виды деятельности подразумевают активную функцию преподавателя для эффективной работы в группе. Педагог должен обладать развитыми навыками взаимодействия и сотрудничества, которые дают ему возможность максимизировать вовлеченность обучающихся в учебные процессы.
Главная сложность в реализации названной роли кроется в отношениях между участниками образовательного процесса. Обучение, в случае если педагог является наставником и коучем, подразумевает совместную работу для получения новых навыков и знаний обучаемыми. Идея и методологическая база такого взаимодействия давно известна в российских научных кругах, но внедрение данной идеи в процесс образования как в отечественных, так и в зарубежных образовательных системах затруднено из-за кризиса мотивационной парадигмы. Низкая заинтересованность и недостаточная мотивация обучающихся, жесткая ориентация на результаты образовательного процесса подразумевают авторитарную методику профессиональной деятельности.
Однако цифровая трансформация сферы образования помогает эффективно изменять функционал и роль преподавателя. Объясняется это тем, что собственно фундаментальное свойство названного явления – внедрение новейших разработок и технологий, организационных форм и практик.
Педагог – активный участник становления своего нового ролевого и функционального репертуара. Среди современных ролей и функциональных возможностей, которыми должен оперировать педагог, наиболее хорошо охарактеризованы на данный момент такие, как «создатель траекторий образования», «ответственный за проектную учебную деятельность», «ответственный за работу с онлайн-платформами», «упаковщик и распаковщик контента в образовании», «игромастер», и ряд других.
Нужно отметить, что упомянутые открывшиеся возможности и расширенный репертуар ролей преподавателя требуют систематизации, описания и конкретизации, так как многие аспекты уже внедрены в повседневную преподавательскую деятельность.
Как видим, парадигма новой педагогической идеи, как и новая теория обучения и воспитания, сейчас находится на стадии формирования. Исследователи едины во мнении о том, что цифровая педагогика до сих пор не прошла этап методологического понимания в отечественной науке. К примеру, коннективизм в роли новейшей парадигмы обучения, так же как и киберсоциализация, не имеет крупных и стабильных организационных решений [6].
Создатели парадигмы коннективизма – С. Даунс и Дж. Сименс [8, 10]. Эта новейшая теория изучает пути обучения, разрабатываемые на базе интернет-решений, глубокой интеграции теории сложности, теории хаоса, теории сетей и идеи их самоорганизации. Названный процесс обучения актуален для нестабильных пространств и не контролируется человеком полностью. Он может развиваться вне человека, отвечать за объединение особых информационных модулей. В свою очередь такое его свойство позволяет обучающемуся самому создавать новое знание, а не только узнавать и запоминать.
Неограниченное число информационных источников приводит к тому, что знание становится «размытым» в пространстве. Подобная форма существования, в свою очередь, смещает подходы к построению траектории обучения из области индивидуализации в область конвенциональности. В качестве общего термина, подходящего для описания процесса обучения, происходящего на основе информационных технологий, ученые и практики выделяют «гибридное обучение». Совместные разработки позволяют поддерживать и развивать гибридные учебные методы, упрощая взаимодействие и значительно увеличивая понимание происходящего среди управляющих структур. Кооперация ученых и педагогов делает развитие методик гибридного обучения более консолидированным, способствует обнаружению актуальных возможностей для опробования информационных разработок в практике образовательного процесса.
Оптимально структурированная система гибридного обучения подразумевает наилучшее (с позиции отношения «расходы – результат») сочетание дистанционных и традиционных форм обучения. Наиболее распространенный подход к такому обучению состоит из трех основных компонентов: удаленное обучение, самостоятельное обучение, аудиторное обучение. Роль педагога в гибридных учебных методиках принято представлять следующим образом:
- создатель и ретранслятор информационного контента;
- преподаватель как создатель сообщений;
- верификатор направления образовательного процесса при персонифицированной методике обучения.
Педагог, выступая в роли создателя и ретранслятора информационного контента, выполняя свои профессиональные задачи, выбирает и оформляет актуальные учебные данные, публикует их на образовательной платформе. Этот вид деятельности можно назвать традиционным, но в цифровом пространстве важной становится возможность обучающегося использовать другие источники информации, самостоятельно составить свою информационную парадигму. Преподаватель перестает быть единственным источником учебных материалов, но является своеобразным цензором и корректировщиком полученной студентами информации. Такой формат работы был введен в практику Университета Правительства Москвы в период пандемии COVID-19.
Преподаватель, являясь создателем сообщений, организует учебное взаимодействие с обучаемыми для получения и передачи информации. По сравнению с традиционными формами обучение в гибридном формате претерпело существенные изменения за счет значительного расширения возможностей передачи данных. Тут преподаватель является активным представителем субъект-субъектного взаимодействия.
Выступая в третьей роли – как верификатор направления образовательного процесса при персонифицированной методике обучения, преподаватель вместе с обучающимся составляет оптимальные графики обучения. Они выбирают базовые точки и возможные пути движения между ними. Индивидуальное направление обучения не означает какую-либо изоляцию обучающегося. Построение и внедрение учебного процесса основываются на идеях Л. С. Выготского о зоне ближайшего и перспективного развития [3, с. 392] с плавным переходом от тесного взаимодействия с преподавателем к самостоятельной работе.
Новые вызовы, а следом за ними – новые задачи и перемены в содержании роли преподавателя, порождены развитием искусственного интеллекта. Важно понимать, что технологии искусственного интеллекта могут кардинально изменить управление образовательными системами. Уже сегодня многочисленные практики применения искусственного интеллекта в образовательном процессе порой приносят потрясающий эффект, а иногда поднимают очень важные вопросы (к примеру, применение генераторов текстов). Однако основная проблема – это оценка качества технологий искусственного интеллекта в образовании и качества самого образования. В отличие от остальных направлений социально-экономического развития страны, долгосрочные перспективы от активного внедрения искусственного интеллекта в систему образования оценить пока затруднительно. Можно с большой долей уверенности утверждать, что риск замены педагога-человека педагогом-роботом не нужно брать в расчет. Массив данных, к которым обращается искусственный интеллект, не способен полноценно заменить жизненный опыт преподавателя. Тем не менее в ближайшем будущем без умения пользоваться нейросетями и без знаний об их особенностях полноценная работа преподавателя тоже будет невозможна. Этот факт нужно не просто принять, а осознать и кардинально перестраивать свои отработанные профессиональные навыки. Низкоквалифицированные, рутинные и повседневные задачи, которые выполняются педагогическим составом, постепенно будут автоматизироваться на базе цифровых разработок с использованием искусственного интеллекта. Преподавание как профессия останется за человеком.
Примером успешного внедрения новых технологий в образовательную среду является «Московская электронная школа» (МЭШ). Сейчас к МЭШ подключено 100% столичных школ. «Мы продолжим развитие МЭШ, дополняя новую образовательную реальность интересными материалами и востребованными сервисами», – подчеркнул Мэр Москвы С. С. Собянин [4].
Несмотря на приобретение современных навыков работы с цифровым контентом еще в школьные годы, для выпускников школ остается открытым важнейший вопрос – мотивированный выбор будущей профессии. На первый курс поступают молодые люди, которые нередко имеют весьма размытое представление о карьере. Именно поэтому сегодня в рамках целевой модели каждой образовательной программы формируется запрос на ее трансформацию (с учетом специфики конкретного университета), адаптацию ее к реалиям рынка труда. Синхронизация содержания запросов работодателей и образовательного контента, применяемых технологий той или иной образовательной программы, снимает синдром «размытости карьеры».
Весь коллектив преподавателей (а к ним в случае Университета Правительства Москвы относятся и представители работодателей, которые проводят занятия по определенным темам дисциплин учебного плана) нацелен на управление ожиданиями каждого обучающегося от будущей профессии. Примером тому может служить реализация образовательных программ всех профилей в Университете Правительства Москвы.
Роль педагога в современном образовательном пространстве стремительно обновляется. Во многом этот процесс зависит от особенностей внешней среды, в которой функционирует университет, – от позиционирования вуза в качестве интеллектуального ядра, позволяющего решать вопросы кадрового обеспечения для той или иной сферы. В неменьшей степени изменения определяются системной трансформацией рынка труда для определенного региона, отрасли, города и др.
Значение педагога для каждого человека – жизненный вопрос, а широкий спектр публикаций, его освещающий, – убедительное свидетельство того, насколько важное влияние оказывают учителя, преподаватели вуза и наставники на каждого конкретного человека и на общество в целом.
Российские педагоги бережно хранят наследие отечественных и зарубежных учителей, методистов, ученых, нарабатывают собственный уникальный опыт. Педагогическая традиция будет продолжаться, так как, невзирая на цифровые инновации, человек, преподаватель – главный источник и действующая сила педагогического творчества. Он находится в постоянном поиске новых путей решения вопросов обучения, воспитания, развития – подготовки не просто к профессиональной деятельности, а к жизни.
Об авторах
И. П. Гладилина
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права, доктор педагогических наук
Россия, МоскваСписок литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 24 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
- МЭШ. Почти 3 млн пользователей // Сергей Собянин. Личный блог. 30.01.2023. URL: https://www.sobyanin.ru/mash-tri-milliona-polzovateley (дата обращения: 12.11.2023).
- Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Президент России: [сайт]. 17.06.2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52178 (дата обращения: 10.11.2023).
- Седов Д. Н. Цифровизация образования в России: риски и проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. 2021. № 2. С. 42–47.
- Amin J. Redefining the Role of Teachers in the Digital Era // The International Journal of Indian Psychоlogy. 2016. Vol. 3. No. 3. doi: 10.25215/0303.101.
- Downes S. New technology supporting informal learning // Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence. 2010. Vol. 2. No. 1. Pp. 27–33.
- Journal of Educational Technology & Society / International Forum of Educational Technology & Society. 2007. Vol. 7. No. 1.
- Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 3–10.
Дополнительные файлы
