Principles of pedestrian communications of the courtyard space of the living environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The object of the study is the courtyard spaces of the residential environment of the microdistrict. The motivation for this study was the irrational location of sidewalks inside the courtyards. Most of the paths are laid spontaneously through unimproved spaces. The research method consists of observing the movement of human flows in the morning hours from the entrances to the public transport stop. An analysis of the courtyard spaces was performed. Principles for planning pedestrian communications of the courtyard space of the residential environment were developed.

Full Text

Введение

Основное назначение дворовых пространств города – быть комфортабельной средой обитания, удобной, рационально организованной и тесно связанной с природой [1]. Изучение стабильности городского пространства направлено на создание качественного благоустройства и комфортной среды [2].

Актуальность исследования основана на федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», что послужит созданием механизмов развития комфортной городской среды и в дальнейшем поможет избежать проектирования «неудобных» пешеходных направлений [3, 4].

Объектом исследования являются дворовые пространства жилой среды микрорайона по ул. Николая Островского и ул. Дубровинского в городе Астрахани.

Предметом исследования являются закономерности формирования пешеходных коммуникаций в местах притяжения людей в жилом микрорайоне.

Цель исследования ‒ разработать принципы для формирования решений при планировании пешеходных коммуникаций дворового пространства жилой среды.

Значительная часть дворового пространства большинства городов России ‒ это советская планировка. На данный момент дворы используются для детских игровых площадок, а зачастую как парковочные места для автомобилей [5]. Таким образом, определено противоречие средового назначения благоустройства жилой территории. На сегодняшний день наиболее важным становится решение концептуального планирования дворового пространства [6].

Увеличение использования пеших прогулок является всемирной целью, направленной на повышение устойчивости городов [7, 8].

Пешеходы обладают правом выбора, и если инфраструктура не отвечает их потребностям или если у них сложилось неблагоприятное представление об искусственной среде, то предпочтительней выбор общественного транспорта с отказом от пеших прогулок. В рамках реализации целей устойчивого развития пешеходы должны быть надежно обеспечены безопасными пешеходными пространствами [9, 10].

Разработка методики построения системы пешеходных путей жилого квартала является в настоящее время весьма важной и актуальной задачей. Сокращение времени на пешеходные передвижения ‒ одна из важнейших проблем современного градостроительства. В жилых районах в наших городах повсеместно стихийно через озелененные пространства «протаптываются» пешеходные дорожки. Сети пешеходных путей, осуществленные по проектам планировки и застройки, иногда не находят признания у населения. Это приводит к разрыву между проектом и его осуществлением. В результате архитектурно-планировочный замысел организации жизни жилого квартала не получает своего осуществления на практике, в частности реальные радиусы доступности объектов культурно-бытового назначения и остановок транспорта оказываются существенно отличными от проектных. Истинные масштабы этого явления в повседневной жизни обычно недооцениваются и раскрываются лишь в ходе натурных обследований [11‒13].

Учитывая, что люди предпочитают добираться до остановок общественного транспорта и обратно пешком, основываясь на наличии пешеходной инфраструктуры, вполне вероятно, что характеристики существующих пешеходных зон вдоль альтернативных маршрутов «первой мили» влияют на выбор маршрута [14].

Изучение работ зарубежных ученых показало актуальность данного исследования в мировой практике.

В работах [15, 16] основным принципом является более густая пешеходная сеть, которая выявлена в местах, где объединены направления движения пешеходов и удобное расположение остановок общественного транспорта. Ученые предполагают, что в жилых районах с развитой транспортной связью градостроители расширят городские удобства для улучшения условий жизни.

В работе [17] анализируется взаимосвязь между часами в течение недели поездок на работу в будние и выходные дни с использованием модели множественной линейной регрессии. Авторы предлагают стратегию оптимизации жилых кварталов в Сиане, которая обеспечит преобразования пространственной среды жилых кварталов для содействия пешим прогулкам.

В исследовании [18] разработан инновационный метод обнаружения пожилых пешеходов с использованием StreetViewImagery(SVI) с точностью 87,1 %.

Новый подход может быть использован для оценки спроса на пешеходные прогулки для пожилых людей, а также для оценки благоприятной среды для прогулок.

Наиболее значительным отечественным исследованием является работа А. Ромма «Метод построения пешеходной системы жилого комплекса». В ней приведены многочисленные факты, влияющие на поведение пешехода при его движении к цели. Были введены понятия «контрольный угол» и «критическое значение контрольного угла». Под контрольным углом понимается угол ϕ между направлением движения пешехода и направлением на цель в каждый момент движения: AN ‒ направление движения пешехода; АS ‒ направление на цель (рис. 1).

 

Рис. 1. Контрольный угол ϕ между направлением движения пешехода и направлением на цель S [19]

Fig. 1. Reference angle ϕ between the direction of movement of the pedestrian and the direction to the target S [19]

 

Критическим значением называется наибольшее значение контрольного угла, при котором возникает конфликтная ситуация: пешеход оставляет предлагаемый ему маршрут движения по мощеной дорожке и двигается напрямик к цели. Пешеход должен попасть из точки А в точку S по дорожке AS; на участке S контрольный угол все время растет и в некоторой точке х достигает критического значения, при котором возникает конфликтная ситуация. Задача ‒ найти положение угла ϕ кратчайшей жизнеспособной системы связи исходных точек А и К с целевой точкой S (рис. 2). Вывод автора заключается в том, что данный метод позволяет проектировать пешеходные системы, обладающие двумя важными качествами ‒ жизнеспособностью и экономичностью [19].

В статье [20] на основе исследования автор делает вывод, что отсутствуют конкретные методические документы, учитывающие формирование пешеходной сети, и что есть необходимость в изменении требований к проектированию пешеходных коммуникаций.

 

Рис. 2. Критическое значение контрольного угла [19]

Fig. 2. Critical value of control angle [19]

 

В работе [21] рассмотрены типы пешеходных маршрутов в зависимости от их начальной и конечной точек, показана связь между типом маршрута и его приоритетными характеристиками. Для каждого типа структурных элементов маршрута составлен перечень характеристик, совокупность которых определяет функциональные качества маршрута.

Процесс выбора маршрута из различных вариантов для конкретного пункта отправления и назначения называется «выбором маршрута». Исследование выбора маршрута пешеходами может дать всестороннее понимание факторов искусственной среды и представлений, которые влияют на предпочтения пешеходов.

Таким образом, в рассматриваемых литературных источниках выявлены следующие принципы:

  • улучшение условий жизни благодаря развитой транспортной структуре;
  • преобразование пространственной среды жилых кварталов для содействия пешим прогулкам;
  • пешеходные прогулки в благоприятной среде для пожилых людей;
  • проектирование пешеходной системы, обладающей двумя важными качествами ‒ жизнеспособностью и экономичностью;
  • отсутствие методической документации для формирования пешеходной сети;
  • характеристики пешеходных путей, определяющие функциональные качества маршрута.

Однако в рассмотренных исследованиях общественных линейных пространств не учитываются жилые пространства, что является важным фактором для гармоничной жизни человека в микрорайоне.

Границы исследования: географические, определяющие дворовые пространства жилой среды микрорайона по ул. Николая Островского и ул. Дубровинского в Астрахани, и временные, обусловленные проведением исследования в утренние часы рабочей недели.

Метод

Для выявления направления пешеходных путей в жилом микрорайоне было проведено корреляционное исследование, основанное на реальных обстоятельствах [22].

Наблюдение было направлено на выявление поведенческой активности пешеходов и на выбор траектории движения по достижению конечной целевой точки назначения в сложившихся условиях объекта.

Для исследования было выбрано 12 многоквартирных жилых домов и остановка общественного транспорта на противоположной стороне улицы:

  1. Жилой дом по ул. Николая Островского, д. 70, корп. 1.
  2. Жилой дом по ул. Николая Островского, д. 72, корп. 1.
  3. Жилой дом по ул. Николая Островского, д. 74, корп. 1.
  4. Жилой дом по ул. Николая Островского, д. 76.
  5. Жилой дом по ул. Николая Островского, д. 76, корп. 1.
  6. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 52.
  7. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 52, корп. 1.
  8. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 54.
  9. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 56.
  10. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 58.
  11. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 60.
  12. Жилой дом по ул. Дубровинского, д. 62.

На протяжении пяти дней рабочей недели проводились наблюдения в утренние часы с 7.00 до 8.30, т. е. в те часы, когда люди, выходя из своих домов, идут к остановке общественного транспорта, чтобы в дальнейшем приехать на работу.

Результаты и обсуждение

Для обоснования закономерностей на схеме территории микрорайона было условно отмечено два направления (рис. 3):

1) зеленым цветом – асфальтированный проезд между многоквартирными жилыми домами;

2) красным цветом – вытоптанная пешеходами дорожка по земле.

 

Рис. 3. Схема с размещением домов на ул. Н. Островского и с обозначениями двух направлений: зеленого и красного

Fig. 3. Scheme with the placement of houses on the street. N. Ostrovsky and with designations of two directions: green and red

 

В результате эксперимента определено, что на протяжении всего времени наблюдения с 7.00 до 8.30 из двенадцати жилых домов вышли жители без детей и жители с детьми. В наблюдении дети не учитывались. Данные были систематизированы и занесены в табл. 1.

 

Таблица 1. Данные для анализа

Table 1. Data for analysis

Жилой дом

Количество пешеходов,

чел., на пешеходных путях

Общее количество пешеходов из одного дома, чел.

зеленый

красный

Ул. Николая Островского, д. 70, корп. 1

18

15 + 9 с детьми

42

Ул. Николая Островского, д. 72, корп. 1

5 + 10 с детьми

20

35

Ул. Николая Островского, д. 74, корп. 1

25

17 + 8 с детьми

50

Ул. Николая Островского, д. 76

20 + 8 с детьми

30

58

Ул. Николая Островского, д. 76, корп. 1

13

14 + 8 с детьми

35

Ул. Дубровинского, д. 52

25

20 + 7 с детьми

52

Ул. Дубровинского, д. 52, корп. 1

19

10 + 19 с детьми

48

Ул. Дубровинского, д. 54

17 + 12 с детьми

32

61

Ул. Дубровинского, д. 56

17

15 + 22 с детьми

54

Ул. Дубровинского, д. 58

23

8 + 18 с детьми

49

Ул. Дубровинского, д. 60

10 + 13 с детьми

27

50

Ул. Дубровинского, д. 62

22

19 + 9 с детьми

50

Итого по двум домам:

257

327

584

 

Обобщив данные исследования по всем домам, получили следующий результат: жильцы выбрали наиболее удобный для себя путь движения (рис. 4):

▪ пешеходный путь красного цвета ‒ 56 % человек;

▪ пешеходный путь зеленого цвета ‒ 44 % человек.

 

Рис. 4. График зависимости выбора красного и зеленого пешеходных путей среди жильцов микрорайона

Fig. 4. Graph of the dependence of the choice of red and green pedestrian paths among residents of the microdistrict

 

По карте 2 ГИС были измерены пешеходные пути, которые обозначены красным цветом, ‒ это расстояние от подъездов жилых домов до остановки общественного транспорта(на примере жилого дома по ул. Николая Островского, д. 72, корп. 1) (рис. 5, а). Затем были измерены пешеходные пути, обозначенные на карте зеленым цветом (рис. 5, б).

 

Рис. 5. Пример измерения расстояний красного(а) и зеленого(б) путей от первого подъезда жилого дома до остановки общественного транспорта в системе 2ГИС

Fig. 5. An example of measuring the distances of the red (a) and green (b) paths from the 1st entrance of a residential building to a public transport stop in the 2GIS system

 

По карте 2 ГИС таким же способом были измерены пешеходные пути движения у остальных многоквартирных жилых домов. Данные занесены в табл. 2.

 

Таблица 2. Результаты измерений

Table 2. Measurement results

Жилой дом

Длина пешеходного пути

от дома до остановки общественного транспорта, м

зеленый

красный

Ул. Николая Островского, д. 70, корп. 1

349

328

Ул. Николая Островского, д. 72, корп. 1

261

237

Ул. Николая Островского, д. 74, корп. 1

259

238

Ул. Николая Островского, д. 76

373

293

Ул. Николая Островского, д. 76, корп. 1

437

372

Ул. Дубровинского, д. 52

503

435

Ул. Дубровинского, д. 52, корп. 1

497

465

Ул. Дубровинского, д. 54

508

493

Ул. Дубровинского, д. 56

552

448

Ул. Дубровинского, д. 58

505

430

Ул. Дубровинского, д. 60

481

463

Ул. Дубровинского, д. 62

537

520

 

Результаты исследования проанализированы на предмет формирования пешеходных коммуникаций в местах притяжения людей в жилом микрорайоне.Исследование показало, что большинство жильцов многоквартирных домов выбрали пешеходный путь, который на схеме обозначен красным цветом. Согласно измерениям в системе 2ГИС, длина этого маршрута оказалась короче, чем пешеходный путь, обозначенный зеленым цветом, т. е. люди выбирают кратчайший путь к месту притяжения.

Построенные пешеходные системы по кратчайшему расстоянию жизнеспособны и близки к оптимальной по критерию минимума длины. Затраты времени на передвижение по короткому пути в среднем в 1,1 раза меньше, чем на передвижение по прямоугольной системе.

В исследовании были рассмотрены факторы, влияющие на проектирование среды дворового пространства, позволяющие двигаться с минимальными временными затратами:

  1. Удаленность местоположения дворового пространства относительно пункта посадки для осуществления транзита.
  2. Отсутствие обозначенного пешеходного направления.
  3. Наличие автотранспорта в зонах благоустройства.

С учетом этих факторов были выведены принципы, позволяющие улучшить качество средового пространства дворовой территории:

  1. Прямые транзитные пути по кратчайшему расстоянию.
  2. Средовые коммуникации и ориентиры, направляющие к пункту назначения (остановки общественного транспорта).
  3. Зонирование дворовой территории с разграничением на зоны размещения автотранспорта и зону благоустройства.

Заключение

В статье проанализированы дворовые пространства жилой среды микрорайона и на основе рассмотренных факторов, для формирования решений при планировании пешеходных коммуникаций дворового пространства жилой среды, были сделаны выводы:

  1. Закономерность движения пешеходов напрямик, по кратчайшему пути к цели в местах притяжения людей в жилом микрорайоне.
  2. При выборе пути движения пешеходами используется наиболее кратчайшее направление к цели, а именно: пешеходный путь, выделенный красным цветом, использовался наибольшим количеством жильцов; зеленым цветом ‒ наименьшим количеством жильцов.

Для выявления актуальной среды благоустройства пешеходных пространств требуется пересмотр пешеходных коммуникаций от А до В [23].

Пешеходное движение помогает решению проблем, таких как заторы и загрязнение окружающей среды. К тому же оно стало наилучшей концепцией для градостроителей в случае обновления населенных мест [24].

Анализируя экспериментальные данные, была достигнута цель, что при формировании пешеходных коммуникаций в местах притяжения людей в жилом микрорайоне необходимо применять разработанные в исследовании принципы при планировании пешеходных коммуникаций дворового пространства жилой среды.

Проектирование эффективных пешеходных маршрутов требует глубокого понимания процессов принятия решений пешеходами и множества характеристик, которые учитываются пешеходами, таких как компромисс между длиной маршрута и прямыми связями.

Полученные результаты могут быть использованы для проектирования более удобных пешеходных направлений во дворах жилых домов и кварталах, которые будут максимально использоваться жильцами.

×

About the authors

Svetlana А. Razdrogina

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering

Author for correspondence.
Email: razdrogina.svetlana@mail.ru

Associate Professor of the Architecture and Urban Planning Chair

Russian Federation, 414056, Astrakhan, Tatishcheva st., 18

References

  1. Razdrogina S.A. Composition of residential complexes of Astrakhan. Perspektivy razvitija stroitel’nogo kompleksa: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Prospects for the development of the construction complex: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference]. 2019, pp. 56‒59. (In Russian).
  2. Alzemeneva E.V., Mamaeva Yu.V. Identity of the urban environment. Inzhenerno-stroitel’nyj vestnik Prikaspija [Civil Engineering Bulletin of the Caspian], 2021, no. 2(36), pp. 40–47. (in Russian)
  3. National project “Housing and Urban Environment”. Available at: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (accessed 06 November 2024)
  4. Bon Woo Koo, Subhrajit Guhathakurta, Nisha Botchwey, Aaron Hipp. Can good microscale pedestrian streetscapes enhance the benefits of macroscale accessible urban form? An automated audit approach using Google street view images. Landscape and Urban Planning. 2023. V. 237. Р.104816. doi: 10.1016/j.landurbplan.2023.104816
  5. Novikova M.M., Misharina T.A. Problems of courtyard spaces in Russia and ways to solve them. Aktual’nye voprosy sovremennoj nauki: sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Current issues of modern science: collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference]. Penza, 2023. pp. 231‒235. (In Russian).
  6. Devlikamova A.S., Nefedova N.A. Concept of design concept of yard spaces. Aktual’nye problemy nauki i praktiki v razlichnyh otrasljah narodnogo hozjajstva: sbornik dokladov VI Nacional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Current problems of science and practice in various sectors of the national economy: collection of reports of the VI National Scientific and Practical Conference]. Penza, 2023, pp. 45‒49.
  7. Sustainable Development Goals. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 14 November 2024)
  8. Gromilina E.A., Samogorov V.A. Architectural and Planning Elements as a Factor of Urban Sustainable Development. Gradostroitel’stvo i arhitektura [Urban Construction and Architecture], 2021, vol. 11, no. 2, pp. 101–110. (in Russian) doi: 10.17673/Vestnik.2021.02.15
  9. Eun Yeong Seong, Hyung Min Kim, Jingu Kang, Chang Gyu Choi. Developing pedestrian cities: The contribution of land readjustment projects to street vitality in Seoul, South Korea. Land Use Policy. 2023. V. 131. Р. 106735. doi: 10.1016/j.landusepol.2023.106735
  10. Jin Rui. Measuring streetscape perceptions from driveways and sidewalks to inform pedestrian-oriented street renewal in Düsseldorf. Cities. 2023. V. 141. P. 104472 doi: 10.1016/j.cities.2023.104472
  11. Chislova I.Yu. Social aspect in the development of pedestrian streets of the historic city center. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki» [International scientific journal “Symbol of Science”], 2017, no. 03‒3. (in Russian)
  12. Nandita Basu, Oscar Oviedo-Trespalacios, Mark King, Md. Kamruzzaman, Md. Mazharul Haque. The influence of the built environment on pedestrians’ perceptions of attractiveness, safety and security. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. V. 87. P. 203‒218. doi: 10.1016/j.trf.2022.03.006
  13. Mona Jabbari, Fernando Fonseca, Göran Smith, Elisa Conticelli, Simona Tondelli, Paulo Ribeiro, Zahra Ahmadi, George Papageorgiou, Rui Ramos. The Pedestrian Network Concept: A Systematic Literature Review. Journal of Urban Mobility. 2023. V. 3. P. 100051. doi: 10.1016/j.urbmob.2023.100051
  14. Yufeng Yang, Laura Vaughan. Does area type matter for pedestrian distribution? Testing movement economy theory on gated and non-gated housing estates in Wuhan, China. Computers, Environment and Urban Systems. 2022. V. 97. P. 101868. doi: 10.2139/ssrn.3964241
  15. Yaqiong Duan, Kexin Lei, Haiyan Tong, Bo Li, Wuyan Wang, Quanhua Hou «Land use characteristics of Xi’an residential blocks based on pedestrian traffic system» Alexandria Engineering Journal. 2021. V. 60. I. 1. P. 15‒24. DOI: org/10.1016/j.aej.2020.04.032
  16. Hemanthini Allirani, Ashutosh Dumka, Ashish Verma. A framework for assessment of pedestrianization impacts on quality of life: Combining subjective and objective measures. Cities. 2024. V. 145. P. 104688. doi: 10.1016/j.cities.2023.104688
  17. Xue Yang, Xuejiao Zheng, Yanjia Cao, Hao Chen, Luliang Tang, Honghai Yang «Connectivity analysis in pedestrian networks: A case study in Wuhan, China» Applied Geography. 2023. V. 151. P. 102843. doi: 10.1016/j.aej.2020.04.032
  18. Dongwei Liu, Ruoyu Wang, George Grekousis. Detecting older pedestrians and aging-friendly walkability using computer vision technology and street view imagery. Computers, Environment and Urban Systems. 2023. V. 105. P. 102027. doi: 10.1016/j.compenvurbsys.2023.102027
  19. Romm A. Method of construction of pedestrian system of residential complex. Zhilishhnoe stroitel’stvo [Housing Construction], 1969, no. 8, pp. 12‒14. (in Russian)
  20. Demchenko E.V. Design of viable pedestrian networks. Vestnik magistratury [Master’s Bulletin], 2013, no. 7(22), pp. 43‒44. (in Russian)
  21. Yerzin I.V., Kiryukhina T.A. Pedestrian communications in the city: role, structure and quality indicators. Perspektivy ustojchivogo razvitija lesopromyshlennogo kompleksa RF: sbornik materialov obshherossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Prospects for sustainable development of the timber industry of the Russian Federation: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference]. 2018, pp. 158‒163. (In Russian).
  22. Basic methods of scientific research. Available at: https://sibac.info/blog/osnovnye-metody-nauchnogo-issledovaniya (accessed 24 January 2024)
  23. Volikova A.F. Architectural and planning principles for the formation of pedestrian spaces. Molodezh’ i XXI vek ‒ 2022: materialy 12-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii [Youth and the 21st Century › 2022: Proceedings of the 12th International Youth Scientific Conference]. Kursk, 2022, pp. 226‒231. (In Russian).
  24. Razdrogina S.A. Importance of urban pedestrian spaces in a modern city. Perspektivy razvitija stroitel’nogo kompleksa: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Prospects for the development of the construction complex: materials of the XIV International Scientific and Practical Conference]. 2020, pp. 87‒90. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Reference angle ϕ between the direction of movement of the pedestrian and the direction to the target S [19]

Download (26KB)
3. Fig. 2. Critical value of control angle [19]

Download (49KB)
4. Fig. 3. Scheme with the placement of houses on the street. N. Ostrovsky and with designations of two directions: green and red

Download (449KB)
5. Fig. 4. Graph of the dependence of the choice of red and green pedestrian paths among residents of the microdistrict

Download (146KB)
6. Fig. 5. An example of measuring the distances of the red (a) and green (b) paths from the 1st entrance of a residential building to a public transport stop in the 2GIS system

Download (156KB)

Copyright (c) 2025 Razdrogina S.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».