Корпоративная социальная ответственность как интегральная составляющая российского бизнеса
- Авторы: Заводчикова Т.Б.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 102-112
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-0461/article/view/271581
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-3-102-112
- ID: 271581
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социально ответственное поведение отечественного бизнеса в условиях нестабильности современной социально-экономической ситуации является решающим фактором его конкурентоспособности. Это обусловливает необходимость развития корпоративной социальной ответственности как эффективного инструмента реализации экономически, социально и экологически ответственной деятельности компаний в целях устойчивого развития. Проблемы формирования и совершенствования корпоративной социальной ответственности являются предметом анализа многочисленных научных и практических изысканий. Особую актуальность имеет исследование современной парадигмы развития корпоративной социальной ответственности. Целью статьи является анализ корпоративной социальной ответственности как интегральной составляющей современного бизнеса. Реализация поставленной цели предполагает решение задач, связанных с выявлением критериев концептуальных подходов к определению корпоративной социальной ответственности, рассмотрение ее сущности в рамках представленных концепций, а также особенностей ее трансформации в условиях цифровизации экономики. В ходе исследования использованы системный метод, методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, обобщения теоретического материала и фактических данных, отражающих практический опыт развития корпоративной социальной ответственности российского бизнеса. На основе определения критериев концептуальных подходов к рассмотрению сущности корпоративной социальной ответственности сделан вывод о необходимости комплексного подхода к анализу данной категории на основе единой целостной системы выделенных критериев в их взаимосвязи и взаимозависимости. Исследование корпоративной социальной ответственности как интегральной части современного бизнеса позволило выявить ключевые аспекты взаимодействия заинтересованных сторон с учетом изменений их ценностей под влиянием факторов глобального и национального характера.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
При всех сложностях современной геополитической обстановки и экономической ситуации одним из основных векторов развития российского бизнеса является повышение уровня его социальной ответственности, в значительной степени определяющем сегодня его устойчивое развитие. Активизация социальной направленности функционирования компаний способствует росту эффективности их деятельности и мультипликативному эффекту для общественного развития. Это определяет значимость реализации корпоративной социальной ответственности (КСО), отражающей ответственность компании за результаты деятельности в социальной, экономической, экологической сферах, достижение целей социально-экономического развития. Накопленный опыт и профессиональные исследования в области КСО отражают сложность и многоаспектность возникающих в связи с этим как научных, так и практических изысканий.
Ход исследования.
Изучение вопросов, связанных с социально ответственным поведением бизнеса, свидетельствует об эволюции концепции КСО, в развитие современной интерпретации которой, начиная с середины ХХ века, заметный вклад внесли такие ученые как Г. Боуэн, Ч. Бернард, Т. Крепс, М. Фридман, А. Кэрролл, Э. Эпштейн, Т. Джонс, Э. Фриман, Ф. Туцолино, Д. Кернс и др. [1–7].
В настоящее время проблемы развития КСО по-прежнему находятся в центре внимания теоретиков и практиков, отражая тем самым как актуальность, научную и практическую значимость данной проблематики, так и отсутствие единого подхода к вопросам формирования и реализации КСО.
Об этом, в частности, можно судить по многообразию теоретико-методологических подходов к исследованию принципов, моделей КСО, инструментов и механизмов ее реализации, оценки ее результатов, разработки инновационных стратегий ее развития.
Особое значение в связи с этим имеет понимание сущности КСО и ее особенностей. В теории однозначного толкования КСО как научной категории сегодня нет.
Исследователи предлагают различные концептуальные подходы к ее интерпретации. Анализ этих подходов позволяет выделить основные критерии, положенные в основу понимания сущности КСО в рамках различных концепций.
В таблице 1 представлены критерии концептуальных подходов к определению КСО, в соответствии с которыми ее сущность рассматривается как качественно новая «философия» ведения бизнеса.
Таблица 1: Критерии концептуальных подходов к определению КСО.
Table 1: Criteria for Conceptual Approaches to the Definition of CSR.
Критерии | Сущность КСО |
Многоаспектность ответственности | Концепция, обосновывающая необходимость учета экономического, социального и экологического аспектов ответственности в деятельности компании в целях устойчивого развития |
Взаимодействие с заинтересованными сторонами | Концепция, основанная на учете интересов всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) компании в принятии решений и их практической реализации |
Многоуровневость системы ценностей | Концепция, интерпретирующая КСО как многоуровневую совокупность ценностей, принципов и этических норм, которые формируют основу экономической, правовой, этической и филантропической ответственности |
Участие в достижении целей устойчивого развития | Концепция, определяющая КСО как элемент современного бизнеса, направленного на устойчивое развитие с учетом экономических, социальных и экологических последствий воздействия на общество и окружающую среду |
Соответствие нормативной базе | Концепция, согласно которой обосновывается необходимость согласования КСО с законодательными нормами, стандартами, кодексами поведения для корпораций |
Интеграция в основные бизнес-процессы и стратегии | Концепция, определяющая КСО как неотъемлемую составляющую современного бизнеса, интегрирующего ее в свои бизнес-процессы и стратегии |
Цифровизация | Концепция, в рамках которой в качестве современной модификации КСО рассматривается корпоративная цифровая социальная ответственность (КЦСО), связанная с цифровой трансформацией ее инструментов и способствующая экономически, социально и экологически ответственному применению цифровых технологий |
Современная парадигма КСО как интегральной составляющей бизнеса отражает экономически, социально и экологически ответственную деятельность компаний в целях устойчивого развития.
Рассмотрение сущности КСО с точки зрения выделенных критериев отражает ее сложность и многогранность. Важно отметить необходимость комплексного подхода к анализу КСО на основе единой целостной системы данных критериев в их взаимосвязи и взаимозависимости. Такой комплексный системный подход к исследованию КСО имеет практическую направленность.
Деловая практика КСО в отечественном бизнесе отличается относительной новизной. Она связана с необходимостью социальных инвестиций, направляемых во внутреннюю и внешнюю среду организации.
Понимание КСО с учетом критерия взаимодействия с заинтересованными сторонами позволяет выделить внутреннюю и внешнюю КСО. В процессе взаимодействия субъектов внутренней КСО (персонал, работодатели) и субъектов внешней КСО (клиенты, бизнес-партнеры, поставщики, конкуренты, инвесторы, акционеры, профессиональные организации и ассоциации, представители органов власти, общественные организации, некоммерческие организации, политструктурные образования, средства массовой информации) каждый субъект партнерства, общество в целом, природная среда испытывают значительное влияние [3].
Это влияние, интересы и потребности сотрудников, клиентов, всех стейкхолдеров должны быть приняты во внимание корпорациями при выработке управленческих решений и их реализации с учетом экономического, социального и экологического аспектов в своей деятельности.
Особое значение при этом имеет готовность корпораций функционировать в соответствии с существующими в обществе моральными ценностями. Акцент делается на этических нормах, ценностях, принципах. Их соблюдение, согласно концепции, предложенной известным исследователем в области КСО Арчи Кэрроллом, позволяет выделить в деятельности корпораций четыре основных уровня ответственности – экономический, правовой, этический и филантропический (пирамида Кэрролла) [8, 9]
Изучение накопленного опыта показывает, что компании, деятельность которых основана на принципах КСО, достигают конкурентных преимуществ за счет повышения доверяя клиентов, инвесторов, создания позитивного имиджа, популяризации бренда, привлечения компетентного персонала, реализации его творческого потенциала, роста стабильности трудовых коллективов.
Общественные ожидания сегодня во многом связаны с ответственным поведением компаний в решении экономических, социальных, экологических вопросов.
На рис. 1 проведены свидетельствующие об этом данные исследований Ассоциации менеджеров.
Рис. 1: Общественные ожидания от социально ответственного поведения бизнеса
Следует отметить направленность развития современной КСО, как неотъемлемой составляющей бизнеса, на создание устойчивой экономики, в которой корпорации принимают на себя ответственность за последствия воздействия на общество и окружающую среду в соответствии с экологическими, социальными и корпоративно-управленческими принципами ведения бизнеса (ESG).
В этом проявляется их участие в улучшении качества жизни общества в целом, в достижении устойчивого развития, содействии решению глобальных проблем по борьбе с бедностью, социальным неравенством, повышению уровня жизни людей, защите окружающей среды в рамках принятых ООН в 2015 году 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), представляющих собой программу действий мирового сообщества по преобразованию мира на период до 2030 года [10].
По оценке экспертов, вовлеченность компаний в достижение этих целей во многом связана с соответствием ЦУР как принципам КСО и устойчивого развития, так и корпоративным ценностям. Так, согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, актуальными ЦУР для российских компаний - «лидеров КСО» являются «Хорошее здоровье и благополучие», «Достойная работа и экономический рост», «Качественное образование», «Партнерство в интересах устойчивого развития», «Ответственное потребление и производство» [11].
Как свидетельствуют результаты организованного в 2023 году рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», для многих компаний деятельность в области КСО и устойчивого развития является приоритетной. В их числе АО «ХК “Металлоинвест”»", ПАО «Сбербанк России», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «ГМК „Норильский никель“», ПАО «Сибур Холдинг», АО «Лаборатория Касперского», ОАО «РЖД», ООО «Сахалинская Энергия», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС», ООО "СИСТЕМА ПБО", АО "Дом.РФ" АО Агорохолдинг «Степь», ПАО «ГК ”Самолет”» АО «Группа Компаний "Медси"» и др. [12].
В деятельности российских компаний особую значимость имеют нормативные аспекты КСО, которые предполагают ответственность корпораций за результаты деятельности в социальной, экономической, экологической сферах в рамках разработанных стандартов, норм, кодексов поведения. Информация об этих результатах за определенный временной период с учетом интересов заинтересованных сторон должна отражаться в соответствующей отчетности по КСО.
Основные принципы, рекомендации, указания по ее составлению определяются существующими международными стандартами, которые могут быть использованы компаниями при формировании своих отчетов. Содержание и форматы отчетов (о социальной ответственности, о заинтересованных сторонах, по устойчивому развитию) зависят от отраслевых, региональных стандартов, масштабов и специфики деятельности компании, ожиданий стейкхолдеров.
Проблемы, связанные с публичной нефинансовой отчетностью, являются весьма актуальными для российских компаний. На основе анализа лучших практик КСО отечественного бизнеса, проведенного Ассоциацией менеджеров в 2019 г., специалистами сделан вывод о росте степени вовлеченности компаний в работу по подготовке публичной нефинансовой отчетности при относительно невысоких темпах этого роста [11].
На важность «ежегодной публикации нефинансовой отчетности для крупных предприятий» было обращено внимание в выступлении В.В. Путина на съезде РСПП 16 марта 2023 г.[13].
Публичная нефинансовая отчетность способствует информационной открытости и прозрачности бизнеса, а значит и росту доверия к нему. Это, в свою очередь, требует решения комплекса вопросов, связанных с разработкой соответствующей нормативной базы.
Понимание КСО как неотъемлемой составляющей современного бизнеса обусловливает интеграцию ее в бизнес-процессы и стратегии компаний. Формирование и развитие КСО следует рассматривать не как самостоятельное направление деятельности, а как интегральную часть бизнеса.
При разработке и принятии стратегических решений необходимо учитывать социальные и экологические аспекты деятельности компании, интегрируя их в основные бизнес-процессы, а также в стратегии всех уровней стратегического управления (корпоративную, бизнес- и функциональные стратегии).
Об актуальности практической реализации такого подхода свидетельствуют исследования Ассоциации менеджеров лучших практик КСО отечественного бизнеса, отражающие современную тенденцию развития корпоративной социальной деятельности.
Данные, иллюстрирующие интеграцию принципов КСО и устойчивое развитие в функциональные стратегии российских компаний – «лидеров КСО», приведены в таблице 2.
Таблица 2: Интеграция КСО в функциональные стратегии компаний (2019г.)
Table 2: Integration of CSR into the functional strategies of companies (2019)
Функциональные стратегии | Доля компаний(%) |
Производственная | 45 |
Маркетинговая | 55 |
Управление человеческими ресурсами | 83 |
Исследования и разработки | 28 |
Финансовая | 33 |
Управление цепочкой поставок | 45 |
При этом нельзя не учитывать, что современное развитие КСО отечественного бизнеса обусловлено влиянием факторов глобального и национального характера, особое значение среди которых имеет цифровая трансформация экономики.
В программе, обозначенной в «Послании Президента Федеральному Собранию» от 29.02.2024г., подчеркнута важность решений, связанных с цифровой трансформацией, использованием технологий искусственного интеллекта, предоставляющих «…возможность создавать цифровые платформы, которые позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой» [14].
Выделение цифровизации как одного из основных критериев концептуальных подходов к пониманию сущности КСО, ее формированию и развитию отражает актуальность относительно нового направления - современной модификации КСО - корпоративной цифровой социальной ответственности (КЦСО) [15]. Цифровая трансформация инструментов КСО направлена на совершенствование практик КСО и устойчивого развития.
При этом использование цифровых технологий обусловливает неоднозначность реализации внутренней и внешней КСО. Процессы цифровизации создают новые возможности для оптимизации взаимодействия стейкхолдеров, способствуют прозрачности бизнеса, повышению качества публичной отчетности, росту открытости взаимоотношений субъектов внутренней и внешней КСО, определяя тем самым не только успешность ее реализации, но и необходимость учета негативных последствий цифровизации, связанных, в частности, с кибербезопасностью, технологическими рисками.
Современное общество в условиях роста его информированности предъявляет высокие требования к деятельности компаний, актуализируя такие потребительские ожидания как обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой стейкхолдерами, защита их цифровых активов с целью уменьшения рисков утраты информации, использование персональных данных заинтересованных сторон с учетом этических норм, оптимизация их взаимодействия на основе создания цифровых платформ, цифровизации коммуникационных процессов, социальная защита трудовых отношений в условиях автоматизации и роботизации бизнес-процессов и др.
Реализация этих потребительских ожиданий в практической деятельности компаний способствует укреплению их деловой репутации, признанию ценности инноваций, сотрудничества, построенного на честных, доверительных, открытых отношениях всех заинтересованных сторон.
Особую значимость в связи с этим имеет соблюдение этических норм и принципов. Поэтому для компаний, разрабатывающих и применяющих цифровые технологии с учетом социальных, этических, экологических аспектов, цифровая трансформация инструментов КСО является устойчивым конкурентным преимуществом.
Изучение отечественного опыта свидетельствует о возрастающем значении КСО в бизнесе, для которого характерно осознание необходимости и целесообразности социально ответственной деятельности с учетом экономических, социальных и экологических последствий воздействия на общество и окружающую среду. Развитие КСО как интегральной части бизнеса в условиях чрезвычайной динамичности, неопределенности и нестабильности внешней среды, во многом связанной с современной геополитической и геоэкономической ситуацией, направлено на устойчивое развитие в соответствии с ESG–принципами ведения бизнеса.
Использование современным бизнесом потенциала КСО в соответствии с общественными потребностями и ценностями в значительной степени способствует достижению компаниями конкурентных преимуществ. Однако возможны ситуации, когда признание КСО как решающего фактора устойчивого развития бизнеса может иметь для некоторых компаний лишь формальный, декларативный характер или реализовываться в отдельных социальных, экологических программах. Исследование накопленного опыта доказывает необходимость комплексного системного подхода к развитию КСО как интегральной составляющей современного бизнеса, результативность которого сегодня в значительной степени обусловлена успешностью реализации КСО.
Заключение
- Определены критерии концептуальных подходов к сущности КСО как качественно новой «философии» ведения бизнеса.
- Обоснована необходимость комплексного подхода к анализу КСО на основе единой целостной системы данных критериев в их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Установлено, что формирование современной парадигмы КСО как интегральной составляющей бизнеса обусловливает экономически, социально и экологически ответственную деятельность компаний в целях устойчивого развития.
- Выявлены ключевые аспекты взаимодействия заинтересованных сторон с учетом изменений их ценностей под воздействием факторов глобального и национального характера.
- Отражено влияние цифровизации экономики на совершенствование практик КСО и устойчивого развития.
Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.
Об авторах
Тамара Борисовна Заводчикова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: toma.zavod@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1158-1803
кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры общего и стратегического менеджмента
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Кураев А.Н., Морозова И.Г., Грунина А.А., Сурай Н.М., Шатохин М.В. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности и пути ее развития в современной России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2023. – Том 8. – № 3. – С. 116–123. EDN: OEJXDG
- Киварина, М. В. Социальная ответственность бизнеса как парадигма регионального развития (на примере Новгородской области) / М. В. Киварина, Т. М. Эльдиева // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 5. – С. 1–16. EDN: ESKYXE
- Калакуток Б.А., Измайлова М.А. Концептуальная модель корпоративной социальной ответственности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 2(54). – С. 187–194. EDN: LNGARW
- Эркинбекова Ж.Э. Корпоративная социальная ответственность: история и эволюция концептуальной парадигмы в современной экономической науке // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. Апрель-июнь. – 2023. – Том. 4. – № 2. – С. 87–115. EDN: WXKTOP
- Курганова М.В., Сапрыкина О.А. Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, эволюция теорий // Сибирская финансовая школа. – 2020. – № 1. – С. 18–26. EDN: NVYJBI
- Гвилия Н.А. Концепция корпоративной цифровой ответственности в управлении мезологистическими системами // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2021. – № 3. – С. 88–101. EDN: HYTMDO
- Вовченко Н.Г., Андреева О.В. Развитие корпоративной социальной ответственности в современных экономических условиях // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 4. – С. 233–248. EDN: UZKUFW
- Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct // Business and Societe. – 1999. – No. 38(3). – pp. 268–295. https://doi.org/10.1177/000765039903800303
- Дорожкина Т.В., Крутиков В.К., Аракелян С.А., Федорова О.В. Корпоративная социальная ответственность. Калуга: «Эйдос». – 2015. – 178 с. ISBN 978-5-905698-86-9
- Алексеев П.В. Направления внедрения ESG–принципов в российской экономике // Экономические науки. – 2023. –№ 1(218). – С. 31–38. EDN: HPOIUT
- Доклад о социальных инвестициях в России – 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития / Ю.Е. Благов, А.А. Петрова–Савченко; под общ.ред. Ю.Е. Благова. М.: Ассоциация Менеджеров. – 2020. – 74 с. https://amr.ru/upload/iblock/435/4356def1f8d2cbeb228da1e761fec5ee.pdf (дата обращения: 19.01.2024 г.)
- Топ–1000 российских менеджеров.https://цифрофонд.рф/portal/news/view/v_top1000_ rossiiskikh_menedzherov_voshli_25_direktorov_po_ustoichivomu_razvitiiu_i_kso_63416 (дата обращения: 9.02.2024 г.)
- Пленарное заседание РСПП 16 марта 2023 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 70688 (дата обращения: 11.02.2024 г.)
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111?ysclid=ltmudeq031141538093 (дата обращения: 1.03.2024 г.)
- Калакуток Б.А. Корпоративная социальная цифровая ответственность в условиях цифровизации // Первый экономический журнал. – 2023. – № 4(334). – С. 12–16. EDN: LJJKDH
Дополнительные файлы
