Институт пробации и предупреждение рецидивной преступности: отечественный и зарубежный опыт
- Авторы: Кунц Е.В.1
-
Учреждения:
- ФКУ НИИ ФСИН России
- Выпуск: Том 10, № 4 (2024)
- Страницы: 35-42
- Раздел: Уголовно-правовые науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-047X/article/view/314691
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2024-10-4-35-42
- ID: 314691
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обращается внимание на то, что в вопросах предупреждения совершения новых преступлений особое место отводится пробации как способу борьбы с рецидивной преступностью. У осужденного, оказавшегося в изоляции, происходят определенные изменения, нарушаются ранее сложившиеся социальные связи, а при освобождении нередко возникают серьезные проблемы с адаптацией к жизни и риски совершения повторных преступлений. Цель проводимого исследования заключается в разработке обоснованной системы противодействия рецидивной преступности в современной России с учетом опыта пробации отдельных зарубежных государств. В основу положен диалектико-мировоззренческий подход, определяющий общие принципы познания, позволивший изучить предупреждение современной рецидивной преступности, в том числе в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Китайской Народной Республике. Проверена научная гипотеза о том, что социальная адаптация и реабилитация осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения оказывает положительное влияние на снижение уровня рецидивной преступности. По итогам проведенного исследования с учетом опыта отдельных зарубежных стран разработан механизм ресоциализационного воздействия на лиц, подвергшихся уголовной ответственности. Такой механизм способен усилить психолого-педагогический процесс в учреждениях уголовно-исполнительной системы и предотвратить совершение повторных преступлений.
Полный текст
Создание и развитие системы пробации в Российской Федерации предусматривает оказание помощи различным категориям осужденных и освобожденным из мест лишения свободы и исправительных центров в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой поддержки, что в совокупности направлено на предупреждение рецидивной преступности. Эффективность пробации предполагает не только достижение искомой практической значимости реализуемых мер, но и теоретическую ценность ее научного каркаса [1, с. 14]. Особое место в предупреждении рецидивной преступности отводится исправительным учреждениям, что связано с проведением их сотрудниками воспитательной работы с осужденными. Вместе с тем учреждения уголовно-исполнительной системы сталкиваются с рядом трудностей в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве лиц, в действиях которых может быть установлен рецидив преступлений [2, с. 57]. Рецидив увеличивает уголовную ответственность наказуемого, так как повторность совершения преступного деяния влечет его большую общественную опасность [3, с. 111]. Наличие семьи, общение с детьми и иные социальные связи являются важнейшими стимулами для исправления осужденных. Результаты исследования немецкого ученого Е. Шмидта представляют убедительные доказательства того, что условия жизни детей, выросших в приютах, по сравнению с детьми, выросшими в домашних условиях, влияют на скорость и уровень психического развития в детском возрасте [4, с. 18]. Многие осужденные понимают это. Немаловажное значение для повышения качества социальных связей, прежде всего с семьей, имеет Федеральный закон от 01.04.2020 № 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», который обеспечивает возможность отбывать наказание ближе к местам проживания родных и близких. В 2023 году таким правом воспользовались 4500 лиц. В 2024 году введены 204 штатные должности помощника начальника следственного изолятора по работе с верующими, к профилактической работе в исправительных учреждениях привлечены священнослужители [5]. Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2024 года, создается новая система правоотношений, но впереди длительная и сложная работа, которая обусловлена новыми социально-правовыми реалиями и экономическими потребностями. Директор ФСИН России А. А. Гостев отмечает, что одним из важнейших элементов в профилактике рецидивной преступности остается привлечение осужденных к труду. В 2023 году уровень вовлечения их в полезный труд достиг 86,5%, для лиц, которые не имеют специальности, в системе ФСИН России функционируют 264 профессиональных технических училища. Кроме того, осужденные могут получить общее образование в более чем 250 образовательных организациях при исправительных учреждениях, существует реальная возможность получить образование дистанционно в высших учебных заведениях [5]. На характер деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по подготовке осужденных к освобождению и предупреждению совершения рецидивных преступлений влияет недостаточная научная разработанность ряда вопросов, например тактики и методики психолого-педагогической подготовки осужденных к освобождению, методики оценки конечных результатов исправления. В научной разработке нуждаются и кардинальные вопросы деятельности учреждения уголовно-исполнительной системы, непосредственно связанные с эффективностью социальной адаптации освобожденных. Пути решения данного вопроса достаточно сложны и требуют глубокого научного анализа, в некоторых случаях и экспериментальной апробации, в процессе которой психолого-педагогические приемы и способы воздействия на осужденных имели бы преобладающее значение. В уголовном законодательстве советского периода отражалось понимание рецидивной преступности в связи не только с совершенными одним лицом преступлениями, но и особыми качествами этого лица, и закреплялось это понимание с помощью таких понятий, как «совершение преступления лицом, которое имеет судимость, рецидив», «совершение преступления лицом, которое отбыло наказание», «особо опасный рецидивист». М. И. Еникеев рецидивную преступность понимал как проявление устойчивых антисоциальных качеств индивида: «Дефекты саморегуляции, ситуативно-средовая зависимость – основные психологические характеристики рецидивиста» [6, с. 45]. В. Д. Малков представляет рецидивную преступность как совокупность преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, и совокупность таких лиц [7, с. 401]. Такое понятие также близко к точке зрения криминологов о понятии «рецидивная преступность». Как отмечала А. И. Долгова, рецидивная преступность – это составная часть всей преступности, выделенная на основе особой характеристики субъекта преступления – лиц, характеризующихся криминологическим рецидивом» [8, с. 833]. По мнению В. И. Шульги, в самом общем виде рецидивная преступность – это совокупность преступлений, совершаемых лицами, имеющими судимость [9, с. 87]. Несмотря на разнообразие подходов к понятию рецидивной преступности, большинство ученых-криминологов придерживается такой позиции, что рецидивная преступность – это повторное совершение преступления лицом, ранее совершавшим преступление, вне зависимости от того, было лицо привлечено к уголовной ответственности, был факт совершения преступления замечен сотрудниками правоохранительных органов или нет. Но в то же время нельзя забывать об уголовно-правовом подходе к понятию рецидивной преступности. Это необходимо для полного и объективного рассмотрения такого феномена, как рецидивная преступность. Эти два подхода не противоречат друг другу, а лишь дополняют, что дает возможность с разных сторон оценивать состояние рецидивной преступности. Следует поддержать позицию отдельных ученых, которые полагают, что изучение зарубежного опыта может быть полезно для российской науки и практической деятельности в сфере предупреждения правонарушений в целом и рецидивной преступности в частности [10, с. 371]. Очевидными представляются возможность анализа методов и способов борьбы с рецидивной преступностью в зарубежных странах и использование тех из них, которые подходили бы под российскую действительность. В настоящее время не только в Российской Федерации существует постпенитенциарный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Такая же система предусмотрена и уголовным законодательством Республики Беларусь. В уголовном законе данной страны существует несколько статей, регулирующих соответствующую деятельность, такие как превентивный надзор, – ст. 80 Уголовного кодекса Республики Беларусь – и профилактическое наблюдение за осужденными – ст. 81 этого же кодекса. По законодательству Республики Беларусь именно превентивный надзор является способом отслеживания и регулирования поведения лиц, потенциально имеющих предпосылки для совершения рецидивного преступления. Такой надзор устанавливается не за всеми категориями лиц: в обязательном порядке он устанавливается в отношении лиц с особо опасным рецидивом преступлений; в отношении совершеннолетних лиц, которые были судимы за преступления, совершенные в составе организованной группы или преступной организации; в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, либо лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, которым дальнейшее отбывание пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы. Профилактическое наблюдение – это контроль за поведением лица, которое имеет судимость, направление его в антикриминальную сторону. Так, Т. П. Иванова отмечает, что мера уголовно-правового воздействия в виде профилактического наблюдения является наименее правоограничивающей, но позволяет также достаточно эффективно достигать цели уголовной ответственности [11, с. 91]. В Республике Беларусь после освобождения лица от отбывания наказания у него узнают о желании выполнять трудовую деятельность, имеющемся профессиональном образовании и наличии различных навыков. На некоторых предприятиях предусмотрено определенное количество мест для лиц, освободившихся от отбывания наказания. В Беларуси получил развитие институт лечебно-трудовых профилакториев, куда по решению суда направляются граждане, допускающие системно-административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Это принудительная изоляция и медико-социальная реадаптация с обязательным привлечением к труду граждан с хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Срок, на который граждане могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории, составляет 12 месяцев. Если гражданин направляется туда в третий и более раз, то срок может составлять 24 месяца. В таком профилактории созданы необходимые условия для проживания, питания, медицинского обслуживания, воспитательной работы, трудоустройства граждан. То, что граждане, склонные к употреблению спиртных напитков, находятся в таких учреждениях, однозначно влияет на рецидивную преступность в стране [5]. Особый интерес может возникнуть к изучению мер, направленных на предупреждение рецидивной преступности в Республике Казахстан, в связи с тем что существует некоторая схожесть правовых традиций и деятельности уголовно-исполнительных систем в этой стране и в Российской Федерации. Опыт внедрения института пробации в Республике Казахстан считается одним из самых результативных. В Казахстане за год до выхода из мест лишения свободы положительно характеризующегося осужденного готовят к освобождению. После освобождения такому гражданину оказывается социально-правовая помощь в области медицины, образования, трудоустройства. Закон о пробации работает, поскольку в этой стране число лиц, совершающих повторные преступления, в последние годы уменьшилось. В части 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О пробации» закреплено определение самого термина «пробация» – это «система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений». В Законе Республики Казахстан «О пробации» так же, как и в Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», определено несколько видов пробации: приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная. Исключением является такой вид пробации, как досудебная. Законодательство Российской Федерации не выделяет ее как возможную форму пробации. В Республике Казахстан функции оказания социально-правовой помощи возложены на уголовно-исполнительные инспекции. Помимо этого, они также обеспечивают исполнение уголовного наказания, не связанного с изоляцией от общества. В законодательстве о пробации Республики Казахстан значимым является то, что реализована идея пробации не в западном понимании данной меры, где применение института пробации направлено на уменьшение числа осужденных к лишению свободы, что сокращает расходы на содержание пенитенциарной системы государства. В Республике Казахстан большее внимание уделяется пробации в целях профилактики рецидива преступления и ресоциализации, как одному из способов ее достижения. Так как данная система действует с 2016 года, в настоящий момент она уже подвергается изменениям в связи с выявленными во время ее реализации проблемами. «Поставлена задача по переходу на финансирование территориальных служб пробации за счет региональных бюджетов, введения налоговых льгот для бизнеса, содействующего службе пробации. Как показала практика, основные виды социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, осуществляются при непосредственном участии и за счет местных органов исполнительной власти, частного бизнеса» [12, с. 90]. Интересным представляется опыт по исправлению осужденных и их адаптации в социуме в Китайской Народной Республике. С момента образования Китайской Народной Республики в ней широко распространено развитие у населения верности всему народу страны, покорности, скромности, почитания органов государственной власти, а также соизмерение своих желаний с их законностью. Данные установки существуют в Китайской Народной Республике достаточно давно, закреплены в Конституции, поэтому имеют непоколебимый характер и уже сформировали культуру поведения населения. Можно сказать, что такие меры предупреждения рецидивной преступности и преступности в целом относятся к общесоциальным. Китайская юстиция, как закреплено в Конституции КНР, преследует цель защиты основных прав и свобод, равно как и законных интересов, общественной и частной собственности всех граждан, поддержания общественного порядка, обеспечения хода реформ в Китае и наказания на основании существующего законодательства преступных элементов. В Китае, согласно официальной пропаганде, строго соблюдаются права заключенных. В законодательстве существуют положения, определяющие, что со дня ареста и до истечения срока наказания заключенный пользуется правами наравне с остальными гражданами. Что касается перевоспитания преступников, то основное внимание здесь уделяется образованию. С этой целью заключенным через физический труд стараются привить как правовые знания, так и дать основы морали и культуры. Современный Китай – это одна из стран с самым низким уровнем рецидивизма. Уровень рецидивизма и преступности – это основные показатели эффективности воздействия на преступников в стране. Результаты свидетельствуют о том, что принципы, политика, законодательство и структуры перевоспитания заключенных оправдывают себя. Говоря о соблюдении прав заключенных, нужно отметить, что в китайском законодательстве подчеркивается, что в случае плохого обращения с заключенными виновный может быть привлечен к судебной ответственности. Согласно положениям уголовного закона, при серьезных нарушениях прав заключенных дело может дойти до народного суда с осуждением виновного. В Китае жизнь заключенных организована таким образом, что они своим полезным трудом всячески помогают обществу. В течение более чем 40 лет система перевоспитания накопила определенный положительный опыт. Многие заключенные в результате трудового физического перевоспитания утратили порочные привычки и встали на путь уважения закона, общества и других граждан. Продукция, вырабатываемая заключенными, идет в основном на нужды самой исправительной системы; исключение составляет лишь небольшая часть, поступающая на внутренний рынок. Получаемые от труда заключенных доходы идут главным образом на улучшение быта заключенных, воспроизводство и материально-техническое обеспечение коллективного бытия, за счет чего снижаются затраты со стороны государства и народа. В системе перевоспитания физическим трудом существует два вида продукции: продукция, производимая заключенными, и продукция, производимая рабочими, обслуживающими исправительную систему, и семьями административного персонала. Перевоспитание физическим трудом должно сочетаться с повышением культурного, правового и профессионального уровня заключенных. Поскольку заключенные в основном относительно молоды, их культурный уровень довольно низкий, а знание законов почти отсутствует [13, с. 32]. В Китае для того, чтобы предупредить рецидивную преступность, большое внимание уделяется ресоциализации. Китайское законодательство закрепляет в качестве целей наказания перевоспитание человека. Данная цель осуществляется посредством трудовой деятельности осужденных, а также привитием общепризнанных морально-этических качеств. Важными являются различные программы, с помощью которых, по мнению органов государственной власти, будут происходить изменения в психике правонарушителя. Считается, что возможно исправить человека с помощью конкретной деятельности или определенных убеждений. Одной из важных составляющих предупреждения рецидивной преступности в Китае является социальная адаптация осужденных лиц. По мнению органов государственной власти данной страны, именно от качества ресоциализации лица зависит вероятность совершения им повторного преступления. Здесь должны работать всевозможные социальные институты, такие как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, а также различные программы, направленные на психологическую поддержку лица. При поступлении в тюрьму каждый заключенный проходит период «нового вступительного обучения», когда правонарушители обязаны рассказывать свои истории: письменно (в виде автобиографии) и в виде сценических постановок [14, с. 136]. Такие методы созданы для того, чтобы во время написания или рассказа о своем опыте правонарушители могли подумать о правильности выполненных ими действий. К тому же данный метод позволяет специалистам, проанализировав изложенное преступником, провести с ним воспитательную беседу, направленную на корректировку его поведения. При исправлении осужденных исправительная система пытается соблюсти принцип гуманизма. С целью гарантирования не только нормальных материальных жизненных условий, но и особенно уважения личности в китайских законах четко определено запрещение унижения в любой форме. Обращение с осужденными во время отбывания ими срока наказания должно отвечать требованиям поддержания нормальных бытовых условий, а также тому, что персонал исправительных заведений по отношению к осужденным должен быть предельно корректным. Исправление осужденных в Китае основывается на переосмыслении ими всей своей жизни, которая привела к совершению преступления. Считается, что такие методы эффективно воздействуют на структурные изменения личности в сторону дальнейшего поведения исключительно в соответствии с законодательством. Данные изменения также достигаются путем трудового воспитания и повышения образования таких лиц. В Китае образование является центральным инструментом исправления. В китайских тюрьмах ведется всесторонняя работа по организации образовательной деятельности, в 2023 г. доля преступников, успешно сдавших экзамен на знание основ верховенства права, составила 98 %, а число преступников, получивших свидетельство об окончании курсов в области культуры, составило почти 100 тыс. человек. Активно организовывается участие осужденных в профессионально-техническом обучении, это эффективно снижает риск повторных преступлений после освобождения из мест лишения свободы. Китайское уголовное и тюремное законодательство предусматривает два типа изменения меры наказания: смягчение наказания и условно-досрочное освобождение. В отношении осужденных, которые действительно раскаялись, администрация тюрьмы подает ходатайство в суд, который принимает решение о смягчении наказания или условно-досрочном освобождении. В китайских тюрьмах некоторые лица временно отбывают наказание за пределами тюремного заключения: преступники, страдающие серьезными заболеваниями, не способные позаботиться о себе, беременные или кормящие грудью женщины. Пенитенциарная политика государства направлена на защиту законных прав и интересов заключенных. Китайские тюрьмы создают для заключенных подходящие условия для реабилитации, разрабатываются стандарты качества пищи, нормы безопасности пищевых продуктов. В тюрьмах есть медицинские учреждения. Заключенным гарантированы встречи с членами семей, они могут увидеть близких через видеоконференц-связь, также им разрешено встречаться с адвокатами. Перед освобождением из тюрьмы заключенные проходят трехмесячное обучение в ее пределах, тренинг по социальной адаптации и заранее адаптируются к общественной жизни. Обеспечиваются временным жильем те, кто освободился из тюрьмы, но не нашел работу или не имеет жилья, поощряются предприятия, нанимающие на работу людей, освободившихся из мест лишения свободы [5]. Как и в Китайской Народной Республике, в Российской Федерации возможно внедрение в пенитенциарные учреждения занятий с психологом, во время которых каждый осужденный будет рассказывать о своем преступлении, указывая на допущенные им ошибки и возможные варианты правомерного поведения, которые не привели бы к совершению преступления. Данная программа должна быть нацелена на формирование у осужденного правоприемлемых паттернов поведения. Положительным образом скажется и факт проведения таких занятий в группе, так как осужденные будут оценивать и находить правильные пути решения при анализе не только собственных преступлений, но и преступлений других правонарушителей. Успешное достижение цели предупреждения рецидивной преступности связано с подготовкой осужденных к освобождению и особенно с их дальнейшей социальной адаптацией. Во многом это зависит от правильного взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и гражданами по вопросам пробации. Система, направленная на ресоциализацию заключенных в зарубежных странах, строится на таких основополагающих принципах, как понимание внутреннего мира преступника и причин, которые привели его к совершению преступления, а также предполагает применение разнообразных психологических программ, усовершенствование подхода к получению образования осужденными в соответствии с современными реалиями, а также коррекцию аддиктивного поведения. Проанализировав законодательство Республики Казахстан о пробации, можно прийти к выводу о полезности опыта Республики Казахстан, так как законодательство данной страны в сфере пробации уже действует, вследствие чего в нем были выявлены некоторые недоработки. Опираясь на уже существующий зарубежный опыт, можно избежать определенных ошибок. Выявление наиболее успешных программ по ресоциализации в зарубежных странах и их использование в российской действительности могут оказать положительное воздействие на уменьшение рецидивной преступности. Так, эффективным считается создание такой программы, которая была бы нацелена на психологическую проработку осужденным совершенного им деяния. При поступлении лица в пенитенциарное учреждение необходимо проводить тщательный анализ причин и условий, приведших конкретное лицо к совершению конкретного преступления, должна осуществляться разработка индивидуальных программ, основанная на полученных данных. Необходимо обеспечить доступ каждого осужденного лица к получению специального образования. Должны быть разработаны и внедрены социальные программы, которые будут обеспечивать осужденных рабочими местами. Важно обеспечивать ресоциализацию осужденных на основе понимания и содействия им общества. В целом можно сказать о необходимости выдвижения на первый план концепции реабилитации осужденных на основе индивидуализированного подбора методов ресоциализации.
Об авторах
Е. В. Кунц
ФКУ НИИ ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: 73kuntc@mail.ru
Россия
Список литературы
- Ермасов Е. В., Тепляшин П. В., Скиба А. П. Перспективы введения досудебной пробации в Российской Федерации // Уголовно-исполнительное право. 2024. Т. 19, № 1. С. 12–28. DOI: https://doi.org/10.33463/2687-122X.2024.19(1-4).1.012-028. EDN: https://elibrary.ru/mgnxyp.
- Кунц Е. В. Специально-криминологические меры предупреждения рецидивной преступности // Уголовно-исполнительное право. 2024. Т. 19, № 1. С. 53–60. DOI: https://doi.org/10.33463/2687-122X.2024.19(1-4).1.053-060. EDN: https://elibrary.ru/atrtbm.
- Голубовский В. Ю. Пределы уголовной ответственности при рецидиве преступлений // Проблемы права. 2022. № 4 (87). С. 110–113. DOI: http://doi.org/10.14529/pro-prava220419.
- Schmidt – Kolmer E. Friihe Kindheit // Beiz. Psycliol. 1984. Bd. 18. S. 18–25.
- Арстанова А. На ПМЮФ обсудили роль пенитенциарной политики государства в снижении рецидива. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/na-pmyuf-obsudili-rol-penitentsiarnoy-politiki-gosudarstva-v-snizhenii-retsidiva (дата обращения: 16.07.2024).
- Еникеев М. И. Юридическая психология: учебное пособие. Москва: Норма, 2023. 512 с. URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=419938&ysclid=m4jsphdr5z125484263.
- Криминология: учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЗАО «Юстицинформ», 2006. 528 с. URL: https://polyglotlife.ru/wp-content/uploads/2023/10/КРИМИНОЛОГИЯ.pdf.
- Долгова А. И. Криминология: учебное пособие. Москва: Норма, 2020. 1088 с.
- Шульга В. И. Криминология: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 132 с. URL: https://xn--80aqpci1a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/04/В.И.-ШУЛЬГА_Криминология.pdf.
- Бастрыкин А. И., Сальников В. П., Романовская В. Б., Воронков К. И. Антикриминогенная ресоциализация: зарубежный опыт // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 3. С. 371–378. DOI: http://doi.org/10.17150/2500-4255.2020.14(3).371-378.
- Коваленко В. В., Иванова Т. П. Направления совершенствования пенитенциарного контроля в Республике Беларусь // На пути к гражданскому обществу. 2023. № 2. С. 90–95. URL: https://s.esrae.ru/goverment/pdf/2023/2/922.pdf.
- Байдильдина Р. К. Взаимодействие службы пробации Республики Казахстан с органами исполнительной власти общей компетенции // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3. С. 88–94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-sluzhby-probatsii-respubliki-kazahstan-s-organami-ispolnitelnoy-vlasti-obschey-kompetentsii?ysclid=m4ju0wu952287379792.
- Judicial and penal system in China // Problemes politiques et sociaux. 1993. 22 Janvier. P. 32–67.
- Мяханова А. Н. Нарративные практики ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (сравнительно-правовой анализ опыта России, Китая и Монголии) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 4. С. 131–139. DOI: http://doi.org/10.51980/2542-1735_2022_4_131.
Дополнительные файлы


