Советские ученые-судостроители в Шанхае: к биографии Георгия Геннадиевича Воскресенского
- Авторы: Дроздов М.В.1, Стеблянская А.Н.2
-
Учреждения:
- Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКСРС)
- Харбинский инженерный университет
- Выпуск: Том 9, № 4 (2024)
- Страницы: 40-48
- Раздел: ИСТОРИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-0488/article/view/275908
- DOI: https://doi.org/10.25206/2542-0488-2024-9-4-40-48
- EDN: https://elibrary.ru/GKXEXC
- ID: 275908
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Наши соотечественники в Китае стараются сохранить память о своих предшественниках, ведь «преемственность поколений» — для русских в Китае не просто слова. На передний план выходит проблема сохранения памяти о советских специалистах, командированных для помощи КНР в 1949–1961 гг. Цель настоящего исследования в изучении биографии советского ученого-судостроителя в Шанхае — Воскресенского Георгия Геннадиевича, который работал в Шанхае в 1959–1960 гг. В статье используется биографический метод исследования. Источниками биографических данных стали личные документы Воскресенского Г. Г. — фотографии и документы ученого, которые сохранились в семье Воскресенских. Также использованы материалы интервью с его дочерью — Цицишвили Еленой Георгиевной. Методология исследования строится на изучении биографического материала ученого. Исследование подготовлено на базе проекта Ассоциации российских ученых в Китае при поддержке Координационного совета соотечественников в Китае.
Полный текст
Введение. Помощь советских специалистов Китаю в 1949–1960 гг. во всех отраслях промышленности была неоценимой. Это десятилетие по праву называлось периодом горячей искренней дружбы между народами [1]. В основном советские специалисты были направлены на cеверо-восток Китая, где помогали, в том числе, в создании Военно-инженерной технической академии (г. Харбин), а также в другие города, такие как Пекин, Далянь, Нанкин, где помогали развивать металлургическую, текстильную промышленность. Кроме того, более тысячи специалистов были направлены в Шанхай, где советские специалисты помогали восстанавливать атомную и судостроительную отрасли КНР [2].
Более 60 % верфей Китая были спроектированы советскими специалистами. Например, корабелы Зеленодольска направили в Китай свою бригаду специалистов-корабелов, которые образовали единую группу по содействию и постройке в Китае нового класса боевых кораблей по проекту 122бис — больших охотников за подводными лодками. Также в Китай направляли судостроителей из Ленинградских НИИ. Советские специалисты по судостроению работали в Китае не только на Даляньском судостроительном заводе, но и в Шанхайском научно-исследовательском институте. В 1990-е гг. эти верфи были реконструированы и расширены, для строительства более крупных судов.
По воспоминаниям Елены Георгиевны Цицишвили, дочери Георгия Геннадиевича Воскресенского, численность их была такова, что проживавшие советские специалисты, помогающие в атомной энергетике и судостроении, занимали целую 12-этажную гостиницу. Среди других специалистов был направлен в Шанхай и Воскресенский Георгий Геннадиевич — советский ученый-судостроитель.
Елена Георгиевна также подчеркивала, что отец много раз упоминал в воспоминаниях своих китайских коллег, произносил такие фразы: «Шанхай —самый красивый город в мире», «Люди, которых я встретил в Шанхае, — очень дружелюбные», «Время, проведённое в Шанхае, — было самым счастливым в моей жизни»1. Фотографии Шанхая 1960 г. хранятся в семейном альбоме семьи Воскресенских до сих пор (рис. 1).
Рис. 1. Шанхай, набережная, 1960 г.
Действительно, Шанхай — город, сохранивший память о русских эмигрантах, советских специалистах, город, в котором и сейчас живут и работают выходцы из России. Здесь существовала крупная диаспора представителей первой волны русской эмиграции. По оценкам в 1937 г. в Шанхае проживало около 25 000 русских, составлявших с большим отрывом самую многочисленную группу иностранцев в городе. Среди них были, в том числе, и преподаватели, и ученые [3, 4]. Так, в своих работах Мелихов Г. В., Хисамутдинов А. А. изучали процессы, присущие формированию уникальной русской диаспоры в Китае [5, 6]. Крадин Н. П., Князева Е. С. в своих исследованиях осветили путь инженеров, архитекторов, строителей в Харбине и Шанхае, отметив, что инженеры русской диаспоры были очень образованными и востребованными в Китае [7–9]. Ван Чжичэн, Шаронова В. Г. изучали особенности существования русской научной интеллигенции в Шанхае, подчеркивая «необозримость мышления» русских ученых, проживавших в то время в городе [10, 11].
Шанхай и сейчас — город, тепло принимающий русских. В этом городе в 1998 г. Михаил Владиславович Дроздов организовал «Русский клуб в Шанхае» [12] и положил начало движению соотечественников в Китае. Вслед за Русским клубом в Шанхае были открыты «Русские клубы» в Харбине, Даляне и других городах Китая. В 2007 г. создан Координационный совет соотечественников в Китае (далее — КССК). Он и сейчас объединяет «Русские клубы» в Китае, созданные при поддержке Посольства Российской Федерации, генеральных консульств и представительства Россотрудничества. Трудами участников КССК из «Русского клуба в Шанхае» и «Русского клуба в Харбине» с 2005 г. и по настоящее время были исследованы биографии представителей русской диаспоры в Китае, в т.ч. биографии русских и советских ученых [13, 14].
Детство, юность и учёба Георгия Геннадиевича Воскресенского. Воскресенский Георгий Геннадиевич (10.08.1917–10.11.1992) родился в городе Лаишево (тат. Лаеш) в 60 км от Казани. Известно, что его отец — Воскресенский Геннадий Яковлевич окончил Духовную академию в Санкт-Петербурге в 1902 г., затем работал в Казани и Великом Новгороде коллежским асессором2, секретарем духовной консистории. В 1930-е гг. семья из Великого Новгорода переехала на жительство в Старый Петергоф, где члены семьи проживали до Великой Отечественной войны.
Георгий Воскресенский поступил в первый класс в 5 лет, учился очень усердно, в 12 лет окончил семилетку, стал работать в школе пионервожатым. Когда семья переехала в Старый Петергоф, то он в 1931 г. в 14 лет поступил работать на завод «Электросила», где, освоив специальность фрезеровщика, стал работать на станке. Затем поступил учиться в вечернюю школу, однако ездить из Старого Петергофа в Ленинград на завод и учиться в вечерней школе было очень трудно, поэтому он сдал экстерном экзамены за 8–10 классы, за один год пройдя три класса, а также прошел вступительные испытания в политехнический институт.
В 1940 г. окончил Ленинградский политехнический институт3. Одним из педагогов Воскресенского был известный советский ученый в области гидромашиностроения и автоматического регулирования машин, член-корреспондент АН СССР — профессор Иван Николаевич Вознесенский. В 1925– 1941 гг. Иван Николаевич работал в гидравлической лаборатории политехнического института, которая располагалась в одноэтажной пристройке, примыкающей к зданию гидробашни. Сейчас в этом здании находятся лаборатория и кафедра гидромашиностроения им. Вознесенского энергомашиностроительного факультета.
В Великую Отечественную войну Георгий Геннадиевич проработал долгое время в Казани в конструкторском бюро ЦКБ-17, где в то время проектировали торпедные катера. После войны Георгий Воскресенский работал в Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИ) имени академика А. Н. Крылова4 — передовом институте, обеспечивающем новые разработки в судостроении. Крыловский центр имеет долгую и славную историю с 1894 г., когда в Санкт-Петербурге был открыт Опытовый бассейн Морского ведомства — первое в Российской империи научное учреждение для проведения испытаний моделей кораблей. В 1932 г. был создан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК). В конце 1930-х гг. в его состав включили большую часть НИИ судостроения и судовых стандартов, и он был переименован в ЦНИИ-45. В 1944 г. ему присвоили имя знаменитого ученого-кораблестроителя А. Н. Крылова, с 1900 по 1907 гг. заведовавшего Опытовым бассейном. В январе 1949 г. Георгий Воскресенский поступил в аспирантуру ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, где в 1953 г. им успешно была защищена диссертация [15] (рис. 2а, 2б).
Рис. 2. Индивидуальный учебный план (а) и Контрольный лист (б) к индивидуальному учебному плану аспиранта Воскресенского Г. Г.
Труды и достижения. По воспоминаниям Ю. Цзыпина, работавшего техником и руководителем группы в конструкторском отделе Центрального бюро судостроительной промышленности, «соглашение между СССР и КНР от 4 июня 1959 года заключалось в поставках Советским Союзом оборудования и персонала для атомной и судостроительной отрасли, а также передаче технологий для четырех типов кораблей и технологиях их обеспечения: подводных лодках с обычными баллистическими ракетами, торпедных подводных лодках с обычным приводом, больших быстроходных катерах с воздушным управлением и малых быстроходных катерах с воздушным управлением. После подписания соглашения Китай получил чертежи, оборудование и специалистов, а я руководил подготовкой имитации двух моделей подводных лодок. Советские специалисты оказали нам неоценимую помощь» [16].
Рис. 3. Воскресенский Г. Г. в Китае (на фото справа седьмой в верхнем ряду), 1959 г.
В числе советских учёных и специалистов, отправленных в Шанхай в 1950–60-е гг., был и Воскресенский Георгий Геннадиевич — специалист в области автоматического моделирования в судостроении. Он работал в Шанхае в 1959–60 гг. (рис. 3, 4). К тому времени Георгий Геннадиевич был видным ученым в судостроительной отрасли и в Китае очень уважительно к нему относились.
Рис. 4. Воскресенский Г. Г. с китайскими коллегами, 1959 г.
Беспрецедентной по масштабу в то время была помощь советских специалистов в освоении научной литературы. За несколько первых лет сотрудничества было переведено на китайский язык и издано свыше трех тысяч наименований книг по различным специальностям, в т.ч. судостроению [17]. Так, в период командировки в КНР также вышли статьи с уникальными научными разработками Георгия Геннадиевича в журнале «Китайское судостроение» на русском и китайском языках [18] (рис. 5а, 5б).
Рис. 5. а) статья Воскресенского Г. Г. в журнале «Китайское судостроение» № 1 за 1960 г.; б) статья Воскресенского Г. Г. в журнале «Китайское судостроение» № 2 за 1960 г.
Воскресенский Георгий Геннадиевич награжден медалью китайско-советской дружбы. В семье Воскресенских сохранилось удостоверение, выданное к медали китайско-советской дружбы, в котором написано: «Товарищу Г. Г. Воскресенскому в знак благодарности за Вашу бескорыстную и преисполненную энтузиазма помощь делу социалистического строительства нашей страны, вручаю Вам медаль «Китайско-Советская дружба», удостоверение подписано премьером Госсовета КНР Чжоу Энь-лаем [19].
В Китае Воскресенский Г. Г. приезжал в командировку в Шанхайский научно-исследовательский институт судостроительного оборудования, также работал на Шанхайском судостроительном заводе (рис. 6).
Рис. 6. Воскресенский Г. Г. с китайскими коллегами на верфи. г. Шанхай, 1959 г.
Основанный в 1956 г. и входящий в состав Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC), Шанхайский научно-исследовательский институт судостроительного оборудования является крупнейшим и наиболее влиятельным научно-исследовательским институтом специального оборудования и вспомогательного электромеханического оборудования для судов в Китае, в основном занимающимся исследованиями и разработками, проектированием, производственной сборкой и интеграцией соответствующего оборудования и систем. Кроме того, Воскресенский Г. Г. давал консультации в Нанкине, Харбине и Дальнем, а также на о. Хайнань, где в то время были военно-морские базы.
В настоящее время, после более чем 60 лет развития, институт сформировал семь секторов: энергетический, авиационную поддержку, судовой, сектор тепловой энергии и защиты окружающей среды, сектор снижения вибрации и размагничивания, сектор не морского оборудования, а также испытательный сектор. Также представители института входят в Технический комитет Международной организации по стандартизации судов и морских судов (ISO/TC8/SC4), в Национальный исследовательский центр специального оборудования и энергетических систем для судостроения и шельфовой техники, а также составляют Национальную базу технических инноваций (судового и шельфового инженерного оборудования).
Рис. 7. Первый руководитель Научно-исследовательского института судостроения China Ship Scientific Research Center China CSSRC Тао Си-ген
В настоящее время институт играет важную роль в развитии экономики КНР. За эти годы институт завоевал более 600 национальных и министерских наград за достижения в области научных исследований, а также получил почетные звания «Национальный перспективный институт», «Национальная первомайская трудовая коммуна», «Национальная пионерская партийная организация» и «Национальный образцовый дом рабочих»5.
В командировке в КНР Георгий Воскресенский активно взаимодействовал с первым руководителем Научно-исследовательского института судостроения5 Тао Си-геном (рис. 7). Коллеги были в теплых отношениях всю жизнь, они переписывались, поздравляли друг друга с праздниками. В семейном архиве сохранилась открытка, полученная от Тао Си-гена с пожеланиями большого счастья, доброго здоровья и больших успехов в дальнейшей работе (рис. 8).
Рис. 8. Поздравительная открытка подписана 30 апреля 1960 г. и.о. директора Института кораблестроения Тао Си-геном
По воспоминаниям дочери Георгия Геннадиевича, с ним и его семьей тепло прощались китайские коллеги, на прощальном ужине в ресторане «Пекинская утка» присутствовали самые высокие руководители судостроительной отрасли КНР, говорили много слов благодарности и признательности за оказанную помощь в освоении специальности.
После возвращения из командировки в Китай Воскресенский Г. Г. был назначен начальником лаборатории в ЦНИИ «Аврора»6. Ведь недавняя структурная перестройка отделений ЦНИИ им. А. Н. Крылова предшествовала дальнейшему выделению из состава института трех новых институтов: ЦНИИ «Аврора» (институт корабельной и судовой автоматики), ЦНИИ СЭТ (институт судовой электротехники) и ЦНИИ ТЭИС (институт технико-экономических исследований в судостроении). ЦНИИ «Аврора», отделившись от ЦНИИ им. А. Н. Крылова, стала самостоятельной организацией, в которой занимались исследованиями автоматизированных систем для атомного судостроения. Воскресенский Г. Г. занимал там должность не только начальника лаборатории, но и был назначен генеральным конструктором по системам автоматизации, разработке систем дифференцирования подводных лодок. Примечателен факт, что после 60 лет Воскресенский Г. Г. сам ходил в подводное плавание на ходовые испытания разработанных им систем.
В ЦНИИ «Аврора» Георгий Геннадиевич в 1978 г. получил медаль «Ветеран труда» и доработал до самой пенсии, куда коллеги отправили его с положенным почетом, признав в наградных грамотах его заслуги в разработке новых моделей в судостроении. На пенсию Георгий Геннадиевич вышел в 1984 г., проработав более 40 лет, став за это время автором более 60 научных публикаций.
У Воскресенского Георгия Геннадиевича было трое детей — дочь и два сына. Все они окончили кораблестроительный институт. Сын Александр работал в институте технологии судостроения программистом, после перестройки перешел работать в Российскую Национальную библиотеку (РНБ) в Санкт-Петербурге. Дочь Елена также проработала в Российской Национальной библиотеке более 20 лет. Сын Валерий — доктор наук — до сих пор работает в том же институте, в котором его отец проработал более 50 лет. У Георгия Геннадиевича в Санкт-Петербурге подрастают внуки, которые также мечтают заниматься наукой, как и их дед.
Георгий Геннадиевич Воскресенский, как и вся его семья, пронёс любовь к Шанхаю через всю жизнь. Недавно вышло интервью дочери Воскресенского — Елены Георгиевны Цицишвили, данное Председателю правления Ассоциации российских ученых в Китае Стеблянской А. Н., в котором она очень тепло отзывалась о времени, проведённом в Шанхае.
С коллегами из Китая семья Воскресенских поддерживала связь всю свою жизнь. В семье Елены Георгиевны бережно хранятся письма, открытки от китайских «близких и родных коллег».
Умер Георгий Геннадиевич 10 ноября 1992 г. в Санкт-Петербурге.
Заключение. В конце 1940-х гг., с рождением Китайской Народной Республики, тысячи советских учёных, инженеров, профессоров и технических специалистов из всех слоев общества приехали в Китай с революционными идеалами, они передали Китаю знания, опыт и технологии, работали вместе с китайским народом, чтобы внести свой вклад в стабильность нового китайского общества, экономическое восстановление и создание промышленной базы [20–22].
Шанхай — это город-феномен, включивший в себя много пластов истории, связанной с нашими соотечественниками. Здесь переплелись судьбы многих русских научных деятелей, советских специалистов, российских ученых. Исследования показывают, что практически каждый советский специалист, работавший в Шанхае в 50-х гг., испытывал дружеские чувства к китайскому народу.
Советские специалисты, которые искренне и от всего сердца помогали Китаю на пути к индустриализации, навсегда оставили в своем сердце кусочек Китая. Так, Георгий Геннадиевич Воскресенский, так же как и вся его семья, пронес любовь к Шанхаю через всю жизнь.
Примечания
1 Интервью с Еленой Георгиевной Цицишвили — дочерью ученого-судостроителя Воскресенского Георгия Геннадиевича, командированного Советским правительством в КНР «Шанхай — моя любовь», https://www.arsic.ru/articles/shankhai---moia-liubov.
2 С 1717 по 1917 гг. гражданский чин в Русском царстве и в Российской империи, соответствовавший с 24 января 1722 г. 8-му классу Табели о рангах (чину майора).
3 Сейчас Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (spbstu.ru).
4 ФГУП Крыловский государственный научный центр (krylov-centre.ru).
5 (Ship Science Research Institute) China Ship Scientific Research Center, CSSRC (www.cssrc.com.cn).
6 Объединение «Аврора» — отделение автоматизации, которое отделилось полностью как самостоятельная организация от Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) им. академика А. Н. Крылова.
Об авторах
Михаил Владиславович Дроздов
Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКСРС)
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@russianshanghai.com
общественный деятель современного Русского Зарубежья, председатель Всемирного координационного совета
Китай, г. ШанхайАлина Николаевна Стеблянская
Харбинский инженерный университет
Email: alinamv@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-1995-4651
ResearcherId: D-2506-2018
PhD, доцент Института экономики и менеджмента
Китай, г. ХарбинСписок литературы
- Мамаева Н. Л., Сотникова И. Н., Верченко А. Л. Участие СССР в реконструкции и строительстве «156 производственных объектов» в КНР в 1950-е годы. Новые факты и обстоятельства советско-китайского сотрудничества: моногр. Москва: Весь Мир, 2018. 608 с. EDN: LDAQBW.
- Павлов О. Д. Советские специалисты и процесс модернизации в КНР в 1949–1960 году // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 7 (71). С. 117–126. EDN: FXPEKL.
- Егорова Н. А. Русская эмиграция в Китае: материалы к библиографии / Ред. Т. П. Митрофанова. Москва: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2009. 148 с.
- Ильина Н. Иными глазами // Шанхай: Издание автора. 1946. 112 с.
- Хисамутдинов А. А. Не забывшие свою русскость: русская (российская) диаспора в азиатско-тихоокеанском регионе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 13. С. 288–292. EDN: RQQFNR.
- Мелихов Г. В. Российская эмиграция в Китае (1917–1924 гг.): моногр. Москва: Изд-во Института Российской истории РАН, 1997. 245 с. EDN: RGOYVR.
- Крадин Н. П. Русские инженеры и архитекторы в Китае. Хабаровск: Хабаровская краевая тип., 2018. 379 с.
- Крадин Н. П. Харбин — русская Атлантида: страницы истории Харбина — бывшего русского города в Китае. Хабаровск: Хабаровская краевая тип., 2010. 365 с. ISBN 978-5-88570-269-0.
- Князева Е. С. Российские архитекторы-эмигранты и их наследие в Шанхае // Исторический курьер. 2023. № 3 (29). С. 234–255. doi: 10.31518/2618-9100-2023-3-20. EDN: AOERZE.
- Черникова Л. П. Учёный-исследователь Ван Чжичэн, знаток истории русской эмиграции // Общество и государство в Китае. 2018. № 2. С. 205–213. EDN: RYBCJG.
- Шаронова В. Г. История русской эмиграции в Китае // Русское зарубежье. 2014. № 3. С. 217–231. EDN: LBQRYI.
- Русский клуб в Шанхае — события в городе, интересные места и новости клуба. URL: www.russianshanghai.com (дата обращения: 01.03.2024).
- Стеблянская А. Н. Сотрудничество советских и китайских специалистов в первые годы работы Военной инженерно-технической академии (1953–1960) // Любимый Харбин — город дружбы России и Китая: Третья Междунар. науч.-практ. конф., посвященная русской истории города Харбина, прошлому и настоящему русской диаспоры в Китае. Харбин, 28–30 октября 2022 г. Владивосток: Изд-во Владивостокского гос. ун-та, 2024. С. 179–188. doi: 10.24866/0714-2. EDN: BBVBSZ.
- Стеблянская А. Н. Семеновы-Знаменские в Харбине. Материалы к биографии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 2. С. 57–66. DOI: 2542-0488-2024-9-2-57-66. EDN: NOAOLZ.
- Воскресенский Г. Г. Автоматическое регулирование подачи воздуха в судовой котел: автореф. дис. … канд. техн. наук. Ленинград, 1953. 13 с.
- 汪之成 (Ван Чжичэн). (上海俄侨史) (История русских заморских китайцев в Шанхае). (生活、读书、新知三联出版社) (Изд-во Жизнь, чтение и новые знания), 1993 第(T.) 75, 97 页 (с).
- Черникова Л. П. «Русский Китай» от Второй мировой войны до наших дней: моногр. Уфа: Изд-во РИЦ БашГУ, 2009. 358 с. EDN: QPOQBR.
- Воскресенский Г. Г. Автоматическое регулирование в судостроительной отрасли (造船业消动控制 // Китайское судостроение (中国造船业). 1960. № 6. С. 4–14.
- «Шанхай — моя любовь»: интервью с Цицишвили Еленой Георгиевной — дочерью Воскресенского Г. Г. URL: https://www.arsic.ru/articles/shankhai---moia-liubov (дата обращения: 24.02.2024).
- Капица М. С. Советско-китайские отношения. Москва: Госполитиздат, 1958. 424 с.
- Верченко А. Л. Советские специалисты в экономическом, научно-техническом и гуманитарном строительстве КНР (1949–1960 гг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 71–79. EDN: MLZEXT.
- Пу Ц. Вклад советских специалистов в восстановление и развитие КНР во второй половине 1940-х и в 1950-е годы: этапы и их основные характеристики // Genesis: исторические исследования. 2018. № 6. С. 66–72. doi: 10.25136/2409-868X.2018.6.25967. EDN: XRDUWD.
Дополнительные файлы
