ПОИСК ПУТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ СИНТЕЗУ
- Авторы: КУРБАНОВ А.Д.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
- Выпуск: № 2 (2019)
- Страницы: 206-216
- Раздел: Очерки, заметки, рецензии
- Статья получена: 30.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2019
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/294384
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-2-206-216
- EDN: https://elibrary.ru/LCICPY
- ID: 294384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Основной целью рецензируемого труда являлось приближение к историческому синтезу в понимании сложного взаимодействия геополитических, социально-политических и социо-культурных факторов, обусловивших содержание и формы политического сближения и последующей инкорпорации региона в состав Российской империи на протяжении XVI–XIX вв. В двух частях работы этот процесс рассматривается в соответствии с предлагаемой авторами периодизацией: XVI-XVIII вв. – этап движения от асимметричного партнерства к российскому доминированию в макрорегионе; 1801-1864 гг. – этап непосредственной инкорпорация макрорегиона в государственное тело империи. Кавказская война интерпретируется в качестве военно-политической составляющей процесса инкорпорации. Хронологические и политические рамки войны ограничены начальным и конечным пунктами процесса необратимых изменений политического и административного статуса территорий, обществ и народов региона, обусловленных вооруженным противоборством между Российской империей и местными этно-политическими образованиями. Военная «оболочка» процесса в значительной степени была обусловлена культурно-цивилизационной дистанцией между сторонами конфликта. В то же время он повлек глубокую перестройку этно-демографической и этно-социальной композиции, административной и судебной системы, культурно-идеологической сферы жизни региона, тем самым приближая имперское государство и народы Северного Кавказа к лучшему пониманию друг друга. В работе присутствует ряд конкретных суждений, которые не во всем согласуются с историческими реалиями изучаемой эпохи: о вертикальной соподчиненности обществ, в которой «нижние» всегда доминировали над «верхними»; об укоренении ислама в Дагестане уже с VII-VIII вв.; о том, что уже применительно к XVI в. можно говорить о Тарковском, а не Гази-Кумухском шамхальстве; об отсутствии в рассматриваемое время у народов Северного Кавказа государственных институтов. Вызывают возражения некоторые моменты предложенной в работе периодизации Кавказской войны. Но в целом, вводимая авторами в научный оборот понятийная цепочка – «присоединение–инкорпорация–легитимация–интеграция–синтез» представляет интерес. Она отражает не столько этапы, сколько аспекты, различные «фазовые состояния» российско-северокавказских отношений, в различной степени присутствующие на каждом этапе развития этих отношений.
Полный текст
Отечественная историческая наука пополнилась новым фундаментальным трудом, подготовленным сотрудниками Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. Коллективное исследование посвящено выработке обобщенной интерпретации исторического опыта становления государственно-политического единства России и народов Северного Кавказа. Объективная потребность в таком издании очевидна, ибо историческая наука не стоит на месте, расширяется источниковедческая база, пересматриваются многие устоявшиеся точки зрения.
Проблемы, поднимаемые в исследовании, нашли отражение во многих научных трудах, как дореволюционной, так и советской и постсоветской исторической литературе. На первый взгляд складывается впечатление, что в целом данная тема достаточно изучена. Однако авторы рассматриваемого труда, проанализировав широкий круг источников и литературы, смогли проследить степень понимания процесса вхождения Кавказа в состав России исследователями разных эпох и предложить свою модель непростой инкорпорации.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена значительным интересом к региону, в котором остро протекают социально-политические процессы в условиях перехода от советской к современной государственности России. Кроме того, работа актуальна в связи с тем, что на социокультурной почве Северного Кавказа укореняются негативные явления – этнические конфликты и сепаратизм, религиозный фундаментализм и экстремизм, терроризм, что представляет угрозу для безопасности российского общества и государства.
Основной целью коллективного труда является приближение к историческому синтезу в понимании сложного взаимодействия геополитических, социально-политических и социо-культурных факторов, обусловивших содержание и формы их политического сближения и последующей инкорпорации региона в состав Российской империи на протяжении XVI–XIX вв. До настоящего времени одним из интеллектуальных препятствий на пути к этой цели исследователи считают неспособность рассматривать, как в равной степени существенные, военное и невоенное измерения этого процесса. В предлагаемой книге Кавказская война интерпретируется в качестве военно-политической составляющей процесса инкорпорации Северного Кавказа в территориальную и политическую структуру Российской империи. Хронологические и политические рамки войны ограничены начальным и конечным пунктами процесса необратимых изменений политического и административного статуса территорий, обществ и народов региона, обусловленных вооруженным противоборством между Российской империей и местными этно-политическими образованиями. Военная «оболочка» процесса в значительной степени была обусловлена культурно-цивилизационной дистанцией между сторонами конфликта. В то же время он повлек глубокую перестройку этно-демографической и этно-социальной композиции, административной и судебной системы, культурно-идеологической сферы жизни региона, тем самым приближая имперское государство и народы Северного Кавказа к лучшему пониманию друг друга.
Структура рецензируемой работы представляется четкой и хорошо аргументированной. В ней две части, в каждой из которых рассматривается процесс включения региона в состав России в соответствии с предлагаемой авторами хронологией.
Первая часть книги «Российское государство и Северный Кавказ в XVI–XVIII вв.: от асимметричного партнерства к российскому доминированию в макрорегионе» написана д.и.н., К.Ф. Дзамиховым и д.и.н., Е.Г. Муратовой. В соответствии с общим замыслом коллективного труда в эту часть включены вопросы историографии проблемы, освещение этносоциальной и этнополитической структуры Северного Кавказа, этапов политического сближения и партнерства российского государства и народов Северного Кавказа. XVIII в. как переходный период от взаимодействия к имперскому «монологу», выделен отдельно.
Исследователи справедливо отмечают, что историография взаимоотношений народов Северного Кавказа и России на протяжении всего периода ее существования в целом оставалась политизированной, и на каждом этапе на нее во многом влияли актуальные с точки зрения государства идеологические установки, а не исследовательские подходы, выработанные профессиональной исторической наукой.
Анализируя значительный пласт исследовательской литературы, авторы приходят к выводу, что реальная практика русско-северокавказских отношений больше соответствует понятию союзничества, которое фиксировалось в характерных для той эпохи формах (и формулах) феодального подданства, («договор» о «подданстве», «покровительстве», «учинении в холопстве», «о службе и обороне»).
Исследователи подробно описывают кавказские народы – расселение, количество, особенности хозяйственного развития, и в масштабах всего региона четко выделяют два крупных пространственно-географических компонента: равнинный и горный (включая его предгорную, горную и высокогорную части). Ученые солидарны с Л.И. Лавровым и Ю.Ю. Карповым, что организация власти и общества в географически сложном регионе, имела традиционно «вертикальный» характер. «Чем ниже жил народ или общество, тем сильнее было его влияние на соседей». На наш взгляд с таким утверждением сложно согласиться, к примеру, на Северо-Восточном Кавказе такие политические единицы горного Дагестана, как Гази-Кумухское шамхальство, Хунзахское нуцальство, Кайтагское уцмийство распространяли свое влияние за пределы горной зоны.
Уделено внимание и вопросам исламизации горских обществ Кавказа. Авторы отмечают, что в целом, «степень исламизации в регионе до конца XVIII в. была не столь значительной. Если, например, в Дагестане ислам укоренился давно (с VII–VIII в.) и глубоко, а арабский язык служил здесь литературным языком, то у других народов сохранялся исламско-языческий синкретизм. Мусульманская религия заняла более прочные позиции у кабардинцев и вайнахов только к концу XVIII в., у западных черкесов, балкарцев и карачаевцев – в первой трети XIX в.» Соглашаясь с авторами об упрочнении позиций ислама у кабардинцев, вайнахов, западных черкесов, балкарцев и карачаевцев в XVIII-XIX вв., трудно согласиться с тем, что в Дагестане «ислам укоренился (с VII-VIII вв.) и глубоко». Процесс распространения ислама в Дагестане занял порядка 900 лет.
Сложно согласиться с авторами (стр. 70), что к 1550-1560-м гг. относятся первые контакты Москвы с тарковским шамхалом, ибо центром шамхальства в рассматриваемое время являлся Гази-Кумух, в последнем находятся могилы шамхалов, датируемые вплоть до 40-х годов XVII в., а Тарки являлись второй резиденцией.
В главе по праву значительное внимание уделено Терскому городу и выстраиванию диалога между кабардинскими князьями и российским государством, где первые – князья Черкасские, служившие в Терки, на протяжении длительного времени являлись посредниками в сношениях российского правительства с «владельцами» и народами Северного Кавказа. Они находили постоянную поддержку у другой группы кабардинских князей, которая выехала в Россию и стала известна здесь как княжеский род Черкасских, который влился в состав московской феодальной знати и занял высокое положение в системе государственной и военной администрации.
Оценивая состояние международного положения и интереса мировых держав к региону, авторы совершенно справедливо замечают, что в рассматриваемое время главное содержание политики Российского государства по отношению к северокавказским народам состояло в том, чтобы удержать их в сфере своего влияния и не допустить их союза с Османской Турцией, Ираном и Крымским ханством.
Останавливаясь на значимости шертных договоренностей, исследователи подчеркивают, что не следует абсолютизировать и осовременивать значение шертных договоренностей ХVI или ХVII в., принимать их за неукоснительные обязательства для всех сторон (северокавказских, ногайских, калмыцких владетелей и Москвы) по аналогии с международными пактами новейшего времени. На основе документальных источников русско-северокавказских отношений можно заключить, что шерть действовала, во-первых, официально – пока были живы или находились у власти заключившие ее правители; во-вторых, фактически – пока сохранялась политическая обстановка, вызвавшая ее заключение.
Нельзя не согласиться с авторами, что изначально имело место неодинаковое прочтение договорных обязательств горцами и царской властью. Шертные грамоты (присяги), оформлявшие подчинение горских народов царю, понимались Москвой как «вечное подчинение», не допускавшее никакого отхода или отделения, которые в последнем случае трактовались как «измена». Со своей стороны, северокавказские «партнеры» Москвы рассматривали свои отношения с Россией как союзнические, что охотно закреплялось в шертных договорах и присягах, предполагавших взаимные обязательства. В их глазах было естественным право на смену коалиций и союзников.
Таким образом, данная глава, несомненно, вызовет интерес у исследователей, а также у широкого круга интересующихся историей российско-кавказских взаимоотношений на начальном этапе.
В завершающей главе первой части центральное место занимает вопрос об активизации политики России в южном направлении в XVIII в., где значительное внимание уделено времени Петра I и Екатерины II. Справедлив в этой связи вывод авторов, что после успешного завершения Северной войны и укрепления ее территориального и военно-экономического потенциала она напрямую включается в передел сфер влияния в кавказском регионе. Для набирающей мощь России становится реальной цель установления полного военно-политического контроля над Северным Кавказом. Уже с 1735 г. начинается строительство военных крепостей, которые к концу века составили сплошную линию русских военных укреплений от Каспийского до Азовского моря. Она заселяется казаками, и, таким образом, возникает русский «фронтир» – подвижная граница и контактная зона обществ и культур России и Северного Кавказа.
Вторая часть книги «Российская империя и Северный Кавказ в 1801–1864 гг.: инкорпорация макрорегиона в государственное тело империи», сохраняя и продолжая общую направленность, в большей мере ориентирована на исследование вопросов, связанных с кризисом российско-кавказских отношений в XIX в.
Первые две главы – «Кавказская война как предмет научного и общественного осмысления» и «Военно-политическая фаза процесса инкорпорации Северного Кавказа в состав империи» написаны к.и.н., А.Х. Боровым.
Рассматривая историографическую ситуацию Кавказской войны, исследователь справедливо замечает, что «разнообразие подходов и конфликт интерпретаций, наблюдаемые в современной российской историографии, являются в определенной мере беспрецедентными. В основе современных дискуссий лежат не источниковедческие проблемы, не трудности решения частных вопросов реконструкции фактов и событий Кавказской войны, а различные подходы к ее общей интерпретации, т.е. конструирования «Кавказской войны» как исторического явления» (с.102).
Анализируя работы рубежа 1980-1990 гг., автор приходит к выводу, что инициатива в определении общественной и научной актуальности тех или иных сюжетов Кавказской войны перешла к местным интеллектуальным кругам, которые тесно увязывали постановку научных проблем с национальным вопросом, восстановлением исторической памяти, возрождением национально-культурных традиций. В этом контексте идеологема «добровольного вхождения» народов Северного Кавказа в состав России стала выглядеть как проповедь их добровольного отказа от своей исторической субъектности и была замещена идеологемой завоевания, сопротивления. С другой стороны, легитимация современной государственности России строилась не только на либерально-демократических принципах, но и на восстановлении прямой преемственности с исторической российской государственностью, включая ее имперский период, что возрождало к жизни элементы «имперского» видения проблем российско-кавказского исторического процесса. Эти два обстоятельства и привели к тому, что дискуссионными стали практически все основные аспекты проблемы. А стремление участников дискуссии утвердить свою однозначную трактовку природы войны в целом неизбежно возвращало их к «простым» ее интерпретациям.
В завершение историографического обзора, анализа внутренних противоречий между различными подходами автор указывает на задачи, стоящие перед исследователями XXI в., которые надо решить на пути к познавательному синтезу.
Заслуживают внимания и выводы исследователя о сложности проблемы в осмыслении Кавказской войны, где акцентируется внимание на континуитете геополитических факторов, культурно-цивилизационных особенностях военного конфликта, влияния горского социального уклада на характер войны. Однако согласиться с мнением об отсутствии в рассматриваемое время у народов Северного Кавказа государственных институтов (за исключением приморского Дагестана) (с.114) сложно.
В исследовании затронут и один из сложных вопросов Кавказской войны – проблема масштабов и ее целостности, где автор выделяет основные предположения, точки зрения и исследователей, отстаивающих свои взгляды.
В данной части труда значительное внимание уделено проблемам и перспективам общей интерпретации Кавказской войны в современной культурно-исторической ситуации. Характеризуя современную исследовательскую литературу, ученый заключает, что «присутствие в современной литературе противоположных интерпретаций Кавказской войны часто воспринимается как проявление тупиковости историографической ситуации. Но проблема не просто в наличии дискуссионных позиций, а в том, что каждая из них претендует на то, что только она исходит из надежно установленных фактов, соответствует исторической реальности, объективна. По сути, здесь неявно предполагается, что познавательные проблемы в изучении войны уже решены, недостает только научной и гражданской добросовестности у оппонентов. Отсюда – двуединая природа текущей историографической ситуации.
Автор, размышляя над историографическими концепциями Кавказской войны приходит к выводу, что целостное осмысление Кавказской войны есть комплексная историко-политологическая проблема. Ее решение будет выглядеть как совокупность выводов, построенных на политологическом анализе и обобщении исторических фактов, относящихся к каждому отдельному аспекту этого сложного и своеобразного явления и к формам его актуализации в современном научно-общественном дискурсе.
Во второй главе данной части, посвященной военно-политическому противостоянию и процессу вхождения народов Северного Кавказа в состав России, основное внимание обращено на вопросы о границах войны в объективном и субъективном представлении, об этапах эволюции военно-политического измерения российско-северокавказских отношений, о поисках понимания сторон как составной части военной политики.
Для лучшего понимания всего процесса, связанного с войной, А.Х. Боров, прежде чем начать освещение основных вопросов, акцентирует внимание на проблеме осмысления сложности и своеобразия Кавказской войны с теоретической точки зрения, которая предполагает соотнесение конкретных событий с общими понятиями, раскрывающими природу войны как явления. Таким образом, автор предлагает трактовать Кавказскую войну как «период в истории отношений России и народов Северного Кавказа, который характеризуется поэтапными необратимыми изменениями политико-административного статуса территорий, обществ, народов Северного Кавказа, ведущими к установлению прямого административного контроля над ними со стороны Российской империи при решающей роли военной силы в достижении и закреплении соответствующих территориально-политических изменений в регионе».
Ученый подробно излагает особенности датировки начала Кавказской войны, где сложно не согласиться с его мнением, что понятие Кавказская война складывалось «естественно-исторически» в восприятиях ее современников, и постфактум, вместе с осознанием взаимосвязи, смысла и значения множества разнообразных событий, имевших место на протяжении ряда десятилетий. Когда речь идет о такого рода войне, то задача установления ее хронологических рамок оказывается функцией историографии. Начало Кавказской войны в исторической науке выступает не как событие (исторический факт), а как оценка значения тех или иных событий (историческая интерпретация) (с.132).
Исследователь предлагает рассматривать военно-политические взаимоотношения России с народами Северного Кавказа в следующей эволюции: предыстория войны (1560-1762 гг.); завязка войны (1763-1801 гг.); «малая война» без стратегического плана (1802-1816 гг.); ермоловский этап Кавказской войны (1817-1827/9 гг.); кульминация Кавказской войны (1830-1845 гг.); коренной перелом (1845-1856 гг.); завершающий этап Кавказской войны (1856-1864 гг.)
Соглашаясь с исследователем, что рамки Кавказской войны выходят за 1817-1864 гг. и что основание Моздока – это, безусловно, веха в истории взаимоотношений России с Кабардой и с народами Кавказа, заметим, что противостояние уходит своими корнями в XVI в.
Исследователь в своей периодизации Кавказской войны предлагает этот этап, а именно 1560-1762 гг., озаглавить как «Предыстория войны» и ставит вопросы, ответы на которые подразумевают причисление данного период к войне или нет. Так, по А.Х. Борову, события этого периода нельзя включать в содержание понятия Кавказская война, ибо не возможен положительный ответ на следующие вопросы: Являлись ли участниками всех этих событий одни и те же политические субъекты – стороны конфликта? Присутствует ли в них общее политическое содержание, имеющее самостоятельный характер, ведущее к необратимым изменениям политико-административного статуса Северного Кавказа в целом при решающей роли военной силы в достижении и закреплении соответствующих территориально-политических изменений в регионе? Имеет ли место взаимосвязь и поэтапность развития событий, в которой результаты предшествующего военно-политического эпизода (события или группы событий) становятся основанием последующего эпизода? (с. 135)
На наш взгляд, мнение исследователя спорно, т.к. поход в Дагестан Черемисинова в 1560 г., отправка в 1567 г. по просьбе кабардинского князя Темрюка Иваном IV князя А.С. Бабичева для строительства крепости на р. Терек, поход А.И. Хворостинина 1593-1594 г., поход И.М. Бутурлина и О.С. Плещеева 1604-1605 гг. - это события одной цепи, направленные против Гази-Кумухского Шамхальства и способствовавшие ослаблению его влияния в регионе, а позже и распаду. Можно предположить, что продвижение на Кавказ не продолжилось в связи вступлением в новую фазу событий Смутного времени и продолжительного восстановления страны, к тому же и ориентиры российского государства во внешней политике были смещены.
И если перечисленные выше конфликты не являются составляющей Кавказской войны, то ее необходимо выделить в отдельную, в противном случае подтягивать события эпохи второй половины XVI начала XVII в. проблематично.
Заслуживает внимания поднимаемый ученым вопрос о «поисках понимания как составной части военной политики», где исследователь прослеживает инкорпорацию Северного Кавказа в состав Российской империи, в том числе и в невоенном аспекте.
Проблеме переформатирования этно-демографической и этно-социальной композиции макрорегиона посвящена часть коллективной монографии, подготовленной исследователем Н.В. Варивода. На анализе статистических данных и исследовательской литературы автор констатирует, что демографические процессы, обусловленные государственной политикой, стихийными миграционными процессами и военными действиям привели к глубокому переформатированию этнодемографической структуры Северного Кавказа. Самый высокий прирост отмечался в Ставропольской губернии, затем шли районы, впоследствии вошедшие в Кубанскую, Терскую и Дагестанскую области. Основную долю прироста населения Ставрополья и Кубани давала миграция (до 80%). В сочетании с высоким естественным приростом она обеспечивала темпы роста населения региона, превышавшие рост населения в целом по стране.
Представляет интерес проблема, поднимаемая в работе д.и.н., А.Х. Абазовым – это поиск форм имперского контроля и управления Россией территориями и народами Северного Кавказа и характеристика механизмов формирования органов власти в конце XVIII – первой половине XIX в. как важнейший аспект изучения истории развития российской государственности в регионе.
Исследователь констатирует, что несмотря на повышенный интерес ученых к истории административно-судебных преобразований на Северном Кавказе в конце XVIII – первой половине XIX в., данная проблема остается недостаточно изученной. Для ее исследования ученый предлагает выделить несколько этапов:
– 1785–1822 гг. – включение региона в административно-территориальную систему империи и внедрение первоначальных форм судебно-административного контроля.
– 1822–1858 гг. – преобразование Кавказской губернии в Кавказскую область в 1822 г. и внедрение территориальных и институциональных структур взаимодействия имперского государства с народами Северного Кавказа.
– 1858–1864 гг. – установление «военно-народной» системы как формы перехода от чрезвычайных к «нормальным» практикам инкорпорации культурно-сложного макрорегиона в российское государственное пространство.
Рассмотрение каждого из выделенных периодов позволило исследователю проследить складывание системы административных и судебных учреждений в регионе, являвшейся сложным и длительным процессом, в основе которого лежал поиск оптимальных моделей функционирования властных структур в условиях перманентных административно-территориальных преобразований.
Вопросам культурно-идеологических сдвигов в горских обществах и путям легитимации имперской власти посвящена глава пятая второй части труда, подготовленная к.и.н., Д.Н. Прасоловым.
Сложно не согласиться с тезисом исследователя, что культурно-идеологические процессы в горских обществах рассматриваемого периода были прямо обусловлены событиями военно-колонизационных мероприятий Российской империи на Северном Кавказе.
Всесторонне рассмотрев проблему, автор закономерно приходит к выводу, что результаты культурно-идеологических процессов в горских обществах в XVIII – первой половине XIX в. определялись сложностью и противоречивостью содержания российско-северокавказской интеграции, в значительной степени обусловленной экстремальными условиями Кавказской войны. Сопротивление горских народов так же, как и выбор интеграционных стратегий в значительной мере определялись этнокультурной и религиозной идентичностью горских сообществ. Этноконфессиональная карта Северного Кавказа складывалась из ареалов распространения ислама, христианства, отличавшихся внутриконфессиональной неоднородностью, а также тесно переплетенных с ними языческих традиций, в большей или меньшей степени практиковавшихся в религиозной жизни местного населения.
Подводя итоги, можно сказать, что авторы рецензируемого исследования поставили перед собою непростую задачу – раскрыть чрезвычайно сложный и многоаспектный процесс вхождения Северного Кавказа в состав Российской империи. В этой связи представляет интерес предложенная ими и вводимая в научный оборот понятийная цепочка – «присоединение–инкорпорация–легитимация–интеграция–синтез». Она отражает не столько этапы, сколько аспекты, различные «фазовые состояния» российско-северокавказских отношений, в различной степени присутствующие на каждом этапе развития этих отношений.
Рассматривая проблему в аспекте, предложенном авторами исследования, можно убедиться в том, что «присоединение» или «вхождение» народов Северного Кавказа в состав Российского государства – это не просто политическое событие или процесс. В нем изначально присутствует культурно-цивилизационное измерение, поскольку стороны взаимодействуют не в качестве политических единиц, «монад», но в качестве сложных социокультурных субъектов.
Исследование написано на материалах отечественных архивов, с использованием последних достижений отечественной и зарубежной историографии. Характерным является то, что в труде более глубоко изучены вопросы рассматриваемого процесса на территории Центрального Кавказа в сравнении с Северо-Западным и Северо-Восточным Кавказом
Несомненно, книга будет интересна для кавказоведов, преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей интересующихся историей Северного Кавказа.
Об авторах
А. Д. КУРБАНОВ
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ahmed2005@mail.ru
Список литературы
- Акты… 1904 – Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК): в 12 т. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1904. – Т. XII. – 1558 с.
- Гильденштедт 2002 – Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 512 с.
- Дегоев 2009 – Дегоев В.В. Кавказ и великие державы 1829-1864 гг. Политика, война, дипломатия. – М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2009. – 551 с.
- Дегоев 2014 – Дегоев В.В. Кавказская война: предотвратимая неизбежность или неумолимость истории? 05.10.2014// Информационное агентство REX: сайт. URL: http://www.iarex.ru/articles/51065.html (дата обращения: 04.05.2019).
- Джимов 1986 – Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX веке. – Майкоп: Краснодарское книжное издательство: Адыгейское отделение, 1986. – 192 с.
- Дружинина 1955 – Дружинина Е.И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года. (Его подготовка и заключение). – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. – 368 с.
- Женетль 1994 – Женетль А.Т. Вооружение и методы ведения Кавказской войны // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. 24-26 октября 1990 г. – Нальчик: «Эльбрус», 1994. – С. 244-248.
- Кандор 2009 – Кандор Р.С. Трансформация традиционной системы управления западных адыгов (черкесов) (конец XVIII в. – 60-е гг. XIX в.). – Майкоп: Изд-во: Паштов З.В., 2009. – 216 с.
- Касумов 2010 – Касумов Р.М. Константинопольский русско-турецкий договор 1724 года // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2010. – № 2. – С. 24-29.
- Короленко 1911 – Короленко П.П. Переселение казаков за Кубань в 1861 г. Русская колонизация на Западном Кавказе (с приложением документов и записки полковника Шарапа) // Кубанский сборник. – Екатеринодар. – 1911. – Т. XVI. – С. 266-575.
- Кудаева 2014 – Кудаева С.Г. Адыги черкесы Северо-Западного Кавказа в ХIХ веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества / Науч. ред. Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Магарин О.Г., 2014. – 388 с.
- Нольде 2019 – Нольде Б.Э. История формирования Российской империи / Пер. с франц. Л.Ф. Сахибгареевой. Ответственный редактор академик РАН В.А. Тишков. – СПб.: Издательсво Олега Абышко, 2019. – 768 с.
- Отношение… 1878 – Отношение графа Нессельроде к графу Паскевичу, от 8 апреля 1830 г. // АКАК: в 12 т. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. – Т. VII. – С. 887-891.
- Письмо… 1889 – Письмо князя Барятинского к военному министру Н.О. Сухозанету. 8 ноября 1857 г. Тифлис // Русский архив. – 1889. – Вып. 2. – С. 339-351.
- Предписание… 1881 – Предписание графа Чернышева генерал-лейтенанту Вельяминову, от 14 ноября 1836 г. // АКАК: в 12 т. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1881. – Т. VIII. – С. 647-648.
- Рапорт… 1878 – Рапорт штабс-капитана Новицкого графу Паскевичу, от 16 января 1831 г. // АКАК: в 12 т. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. – Т. VII. – C. 900-901.
- РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив.
- Россия… 2018 – Россия и народы Северного Кавказа в XVI – середине XIX века: социокультурная дистанция и движение к государственно-политическому единству. – Нальчик: Редакционно-издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2018. – 268 с.
- Трагические… 2000 – Трагические последствия Кавказской войны для адыгов. Вторая половина XIX – начало XX века. Сборник документов и материалов. – Нальчик: «Эль-Фа», 2000. – 458 с.
- Хотко 2015 – Хотко С.Х. Открытие Черкесии. Картографические источники XIV-XIX вв. – Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2015. – 292 с.
- Чирг 2002 – Чирг А.Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII – 60-е гг. XIX в.). – Майкоп: ООО «Качество», 2002. – 204 с.
- Шеуджен 2009 – Шеуджен Э.А. Кавказская война в пространстве исторической памяти. – Майкоп: Исторический факультет АГУ, 2009. – 42 с.
- Шеуджен 2010 – Шеуджен Э.А. Адыги (черкесы) в пространстве исторической памяти. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. – 280 с.
- Шеуджен 2012 – Шеуджен Э.А. О «национальной историографии», «национальных историках», «своей» истории и «историописаниях» // Научная мысль Кавказа. – 2012. – № 2. – С. 90-98.
- Шеуджен 2015 – Шеуджен Э.А. Уничижительная терминология как маркер конфликтности (о «хищниках» и «хищничестве») // Научное обеспечение регионального развития. Материалы международной научной конференции. 23-24 апреля 2015 г. – Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2015. – С. 385-392.
- Kırzıoğlu 1998 – Kırzıoğlu M.F. Osmanlılar’ın Kafkas-Elleri’ni Fethi (1451-1590). – Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1998. – 552 s.
Дополнительные файлы
