Создание негативного образа России в немецких мультимодальных текстах СМИ как средство воздействия на концептуальную картину мира (на материале журнала «Der Spiegel»)
- Авторы: Куницына О.М.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 11(905) (2025)
- Страницы: 60-67
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/354063
- ID: 354063
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются стратегии конструирования негативного образа России в немецком журнале «Der Spiegel» в период с сентября 2022 по февраль 2025 года. Цель исследования – выявить основные коммуникативные тактики дискредитации России в мультимодальных медиатекстах. Материалом послужили 48 публикаций журнала, в которых интегрируются вербальные и визуальные элементы для создания воздействия на аудиторию. Выделяются ключевые тактики: обвинение, криминализация, катастрофизация, ассоциация с фашизмом. Установлено, что сочетание негативно-оценочной лексики с визуальными аллюзиями на милитаризм и тоталитаризм формирует стереотипы, закрепляющие негативный образ России. Результаты исследования показывают, что мультимодальные тексты в «Der Spiegel» выполняют не только информационную, но и идеологическую функцию, трансформируя концептуальную картину мира аудитории в антироссийском ключе.
Об авторах
Олеся Мироновна Куницына
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kunitsyna_mglu@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Института международного права и правосудия
РоссияСписок литературы
- Егошкина В. А. Речевые стратегии привлечения и удержания внимания адресата в развлекательном радийном дискурсе // Коммуникативные исследования. 2018. № 2 (16). C. 115–122.
- Алексеев А. Б. Коммуникативная стратегия маргинализации как манипулятивная стратегия власти в политическом дискурсе // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. Т. 20. № 1. С. 96–111.
- Полимодальные изменения дискурса / О. К. Ирисханова и др. 2-е изд. М.: Издат. дом ЯСК, 2022.
- Wetzchewald M. Bildlinguistik (Text & Bild) im Internet // Zeitschrift für germanistische Linguistik. 2012. No. 40 (1). Р. 139–142.
- Stöckl H. Multimodalität – semiotische und textlinguistische Grundlagen // Handbuch Sprache im multimodalen Kontext. Berlin ; Boston: De Gruyter, 2016.
- Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Идеология как фактор перевода: традиции в инновациях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2023а. Т. 22. № 3. С. 67–76.
- Тихонова С. А. Стратегия дискредитации как способ создания негативного образа России в британском массмедийном дискурсе, посвященном Олимпийским играм в Токио // Политическая лингвистика. 2021. Вып. 5 (89). С. 168–174.
- Голодов А. Г. Попытка дискредитации России в западных СМИ как проблема информационной безопасности // Культура в фокусе научных парадигм. 2023. С. 302–306.
- Данилова Е. А., Зиновьева А. А. Конструирование политического имиджа России в американских медиа // Социально-политические исследования. 2023. Вып. 3 (20). C. 34–46.
- Дзялошинский И. М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникации. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ. 2020.
- Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Медийный дискурс как стимулятор истероидного и фобического поведения // Мир лингвистики и коммуникации. 2023. № 3 (73). С. 1–22.
- Guseynova I. A, Gorozhanov A. I. Un/words as a factor of ideologization in the modern german political discourse // Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2024. Vol. 23 No. 4. Р. 84–95.
- Красавский Н. А. Коммуникативная стратегия дискредитации России в немецких СМИ при освещении событий на Украине (март – май 2022) // Казанский лингвистических журнал. 2023. Вып. 6 (1). С. 123–133.
- Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115–124.
- Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Коннотированный образ как способ конструирования информационного противостояния в художественно-публицистическом жанре // Журнал сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023б. Вып. 16 (6). С. 911–920.
- Боева-Омелечко Н. Б., Постерняк К. П. Лингвистические средства создания негативного образа России в британском медиадискурсе 2014–2015 гг. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. Вып. 3. С. 124–131.
Дополнительные файлы



