Восприятие мелодии народной песни как результат действий ментальных кодов
- Авторы: Петроченко Е.В.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: № 8(876) (2023)
- Страницы: 93-101
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/350076
- ID: 350076
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Глубинная интонационная связь национальной музыки и языка обусловлена функционированием когнитивных механизмов, выявляемых опосредованно, методами психолингвистического эксперимента. Исследование проводится на материале старинной народной песни. Данные перцептивно-слухового анализа свидетельствуют о наличии общих ментальных кодов у русских музыкантов для идентификации «своего», национально-специфического, в мелодическом движении тона, а также при восприятии эмоциональных смыслов вокальной речи родного языка.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Викторовна Петроченко
Воронежский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: petrocenko@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры немецкой филологии факультета романо-германской филологии
РоссияСписок литературы
- Кубрякова Е. С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3. С. 5–10.
- Altenmüller E. Musikwahrnehmung und Amusien // Neuropsychologie. Berlin, Heidelberg: Springer, 2006. S. 425–434.
- Корсакова-Крейн М. Н. Тональное пространство и мелодическое мышление // Философские исследования. 2010. № 3. С. 108–124.
- Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966.
- Брюсова Н. Я. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М.–Л.: Музгиз, 1948.
- Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969.
- Величкова Л. В., Петроченко Е. В. «Вокальная форма» как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения // Вестник ВолГу. Серия 2: Языкознание. Волгоград. 2021. Т. 20. № 2. С. 133–143.
- Юферова О. А. Феномен кода в музыкальной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37 (2). С. 113–121.
- Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958. Т. 1–2.
- Цветкова О. И. Уровни восприятия музыкального текста // Сумма философии. Вып. 7. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. С. 269–276.
- Гарипова Н. М. О механизмах когнитивных процессов психики при восприятии музыки // Когнитивные исследования на современном этапе (КИСЭ–2017): материалы Всероссийской конференции. Казань: Изд-во ПФУ, 2017. С. 323–331.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
- Винарская Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М.: Высшая школа, 1989.
- Винарская Е. Н. К проблеме базовых эмоциональных концептов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. С. 12–16.
- Müller H., Кrummenacher J. Funktionen und Modelle der selektiven Aufmerksamkeit // Neuropsychologie. Berlin, Heidelberg: Springer, 2006. S. 239–253.
- Жиров М. С., Алексеева О. И. Культурная морфология русской народной песни: теоретико-методологический аспект // Научные ведомости БелГУ, Белгород. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 10 (65). Вып. 9. С. 34–43.
- Потапова Р. К., Потапов В. В. Синкретический дуализм музыки и речи как особый семиотический феномен бытия человека // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. ИНИОН РАН, 2018. № 3 (34). С. 52–71.
Дополнительные файлы




