Экология образовательного медиадискурса: функционал «emocio et racio»
- Авторы: Сергеева О.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет, Краснодар
- Выпуск: № 10(904) (2025)
- Страницы: 96-104
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/352389
- ID: 352389
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье выявляются наиболее значимые функциональные особенности экологического проявления когнитивно-аффективной сферы языковой личности в современном образовательном медиадискурсе. Для достижения этого в рамках антропоцентрического, когнитивного и экологического подходов применяются такие методы, как индуктивно-дедуктивный метод, описательный метод, лингвокогнитивный анализ, концептуальный анализ, контент-анализ, дискурс-анализ, функциональный анализ, интерпретативный анализ, количественный анализ. Материалом выступают отобранные приемом сплошной выборки российские и зарубежные образовательные и околообразовательные медиатексты. Установлено, что в современном образовательном медиадискурсе выделяются следующие функциональные особенности экологического проявления emocio et racio: естественный интеллект, эмоциональный интеллект, искусственный интеллект.
Об авторах
Ольга Викторовна Сергеева
Кубанский государственный университет, Краснодар
Автор, ответственный за переписку.
Email: docsov117@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии
РоссияСписок литературы
- Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001.
- Karpovskaya N. V., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R. Stylistic means of headline creating in the information-analytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor // XLinguae. 2019. Vol. 12. No. 4. P. 173–182.
- Желтухина М. Р., Парамонова Д. В., Бусыгина М. В. Человек и его дискурс – 7: медиаобраз – гражданин – государство – культура. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2023.
- Желтухина М. Р. Специфика влияния вербалики и невербалики масс-медиальной коммуникации на избирательный процесс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс. Сб. науч. трудов ИЯ РАН. М.: Азбуковник, 2003. С. 109–132.
- Патюкова Р. В. Образность речи как составляющая эмотивности // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 4. С. 103–105.
- Prosen S., Vitulić H. S., Škraban O. P. Teachers’ emotional expression in the classroom // Hacettepe Egitim Dergisi. 2014. Vol. 29. P. 226–237.
- Wierzbicka A. Emotions across Languages and Cultures: Diversity and Universality. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
- Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008.
- Прибрам К. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Либроком, 2009.
- Нечай Ю. П., Буянова Л. Ю. Эмотивность и эмоциогенность языка. Механизмы экспликации и концептуализации М.: Флинта, 2016.
- Haugen E. The ecology of language // The ecology of language: Essays. Stanford: Stanford University Press, 1972. P. 325–339.
- Сковородников А. П. К становлению лингвоэкологической терминологии // Речевое общение: специализированный вестник. 2000. № 3 (11). С. 70–78.
- Брусенская Л. А., Куликова Э. Г. Экологическая лингвистика. М.: Флинта: Наука, 2018.
- Шаховский В. И. Экологическая многоликость коммуникативных сред человека // Этнопсихолингвистика. 2019. № 2. С. 80–101.
- Zhao Z., Tamir D. I. Egocentric Projection is a Rational Strategy for Accurate Emotion Prediction // PsyArXiv Preprints. 2022. P. 1–39. doi: 10.31234/osf.io/eun4s.
- Желтухина М. Р., Спорова И. П. Человек и его дискурс – 8: политическое медиавоздействие – цифровые технологии – гражданская лингвопрагматика. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2024.
- Сергеева О. В., Желтухина М. Р. Лингвопрагматика языковой личности педагога. М.: ИНФРА-М, 2024.
- Guseinova I. A., Gorozhanov A. I., Kosichenko E. F. Development of linguistic institutional educational virtual environment at Moscow State Linguistic University (2016-2018) // SHS Web of Conferences: The conference proceedings, Volgograd, 23–28 апреля 2019 года. Vol. 69. Volgograd: EDP Sciences, 2019. P. 00045. doi: 10.1051/shsconf/20196900045.
- Gorozhanov A. I. Institutional Educational Virtual Environment for Linguistic Purposes: Theory and Practice. Казань: Бук, 2019.
- Sergeeva O. V., Zheltukhina M. R., Ponomarenko E. B. Genre Features of the Educational Media Discourse in the Context of Information Ecology and Cyber Security // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2025. Т. 16. № 1. С. 291–310.
- Иванян Е. П. Лингвоэкология педагогической речи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 11–12. С. 48–56.
- Казанцева Е. А. Экология академического дискурса. Уфа: БашГУ, 2019.
- Потеряхина И. Н., Багиян А. Ю. Лингвоэкологичность установок современного виртуального педагогического дискурса (на материале англоязычных образовательных платформ) // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2021. № 14. С. 142–149.
- Сергеева О. В. Лингвоэкологические проблемы современного образовательного медиадискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 9 (479). С. 70–82.
- Demidov A. A., Syrina T. A., Tretyakov A. I. Development of digital skills and media education system: from the organization of environmental education of preschool children to the ICT competence of teachers // Медиаобразование. 2020. № 60 (1). P. 11–23.
- Трофимов Р. В. Лингвистические механизмы генерации фейковых новостей при помощи искусственного интеллекта // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2025. № 25 (3). С. 87–97.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М: Пер Сэ, 2000.
- Байбикова С. И., Желтухина М. Р., Зубарева Т. Т. Страхи в современном медиадискурсе: «желтые» манипуляции // Человек и его дискурс-4. М.: ИЯРАН, ИЦ «Азбуковник», 2014. С. 68–83.
Дополнительные файлы




