Боратынский и музыка: перспективы арт-менеджмента в классе общего фортепиано
- Авторы: Долгушина М.Ю.1, Долгушина А.А.1
-
Учреждения:
- ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
- Выпуск: Том 11, № 3 (2025)
- Страницы: 766-777
- Раздел: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6953/article/view/333384
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-3-766-777
- ID: 333384
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В исследовании представлен экспериментальный опыт арт-проектирования как перспективной части учебно-воспитательной работы в классе общего фортепиано. Обобщены сведения из области теории, истории, отечественной и зарубежной практики ис- пользования технологий арт-менеджмента в системе профессионального вузовского музы- кально-педагогического образования. Цель – аргументировать перспективность репертуар- ного подхода на основе регионального культурного наследия для введения в учебно- воспитательный процесс в классе общего фортепиано технологий арт-менеджмента как способа социализации и самореализации студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Основным материалом исследования является теоретическая и учебно-методическая практика введе- ния инновационных методов в систему профессионального образования, в данном случае музыкально-педагогического. Основной метод реализации поставленной цели – проектиро- вание. Результатом учебно-воспитательной деятельности является арт-проект, который вво- дит в традиционную организацию учебной коммуникации различные языки культуры, ко- торыми студенту-музыканту необходимо владеть для успешной самореализации и самопро- движения в условиях рыночной экономики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа современных исследований в области музыкальной педагогики и социокультурной деятельности интерпретированы различные определения понятия арт-менеджмента как по- лезной части учебно-воспитательного процесса, а также названы ментальные стереотипы, препятствующие введению инновационных технологий в массовую музыкально- педагогическую практику. Информационно-просветительская деятельность позиционирует- ся как основа арт-проектирования, способствующего взаимодействию педагогического и художественного процессов. Индивидуальный подход конкретизирован в методических средствах организации общего коммуникативного процесса, в котором художественное творчество (искусство) интерпретируется как «эпистемологический прорыв», ориентиро- ванный на публику (потребителя). Кратко охарактеризована история арт-менеджмента и его вхождение в музыкальное образование, при этом отмечается, что в области академической музыки, в отличие от эстрадной, примеры применения технологий арт-менеджмента являются уникальными. В различных аспектах освещена проблема глобализации системы образования, одним из орудий которой является арт-менеджмент, возникший в конкурентных условиях эпохи постмодерна. Указан широкий спектр угроз, вызовов и конфликтов, которыми чревата глобализация системы образования. Сделан акцент на угрозе суверенитету отечественным музыкально-педагогическим технологиям. Успешная отечественная практика осмысления достоинств и недостатков арт-менеджмента позиционируется как способ защитить педагогический суверенитет. Предложен экспериментальный вариант использования информационной технологии арт-менеджмента, сохраняющей паритетное сосуществование инновационного опыта, приобретѐнного в условиях глобализации модели вузовского образования, и традиционных методик, унаследованных от «старых мастеров». Введение концепта нематериального культурного наследия в процесс глобального стратегического макро-планирования позиционируется нами как перспектива экологически сбалансированной организации учебного процесса. В качестве экспериментального примера предлагается арт-проект «Боратынский и музыка». Арт-проект решает проблемы выбора репертуара на основе использования ресурса культурного наследия, в частности музыкальных рефлексий на творчество Боратынского, в связи с 225-летием поэта и «Годом Боратынского в Тамбове». Глобальная природа арт-менеджмента и локальный опыт арт-проектирования гармонизируются путѐм обращения к стратегической информационной основе – проблематике темы «Природа языка поэзии и музыки: универсалии и специфика смысловыражения». Законы взаимодействия слова и музыки представлены в новейших результатах нейроэстетики. Персональные арт-проекты студентов в рамках общей темы дают примеры творческой художественной рефлексии на движение культурных смыслов. Результатом выражения смыслового движения культур и являются конкретные результаты освоения творческих задач в классе общего фортепиано музыкально-педагогического вуза. В качестве основного инструмента организации инновационной студенческой деятельности предложены персональные карты (педагогические маршруты), ориентированные на персональную тему, которую студент реализует в качестве арт-менеджера. Каждая такая разработка выступает подтемой общего арт-проекта «Боратынский и музыка». Предложены этапы реализации артпроектов, на каждом из этапов предусмотрены контрольный срез и коррекция, для чего вводятся «Персональные чек-листы». В персональных картах предусмотрен целостный структурный анализ осваиваемой профессиональной компетенции, исполнительской и артменеджерской. Данный нами список тем для персональных арт-проектов студентов максимально приближен к индивидуальным художественным и интеллектуальным предпочтениям и интересам будущих профессиональных музыкантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты экспериментальной разработки предлагаются в качестве способа введения инновационных практик, а также средства мотивации и социализации студентов музыкально-педагогического вуза.
Об авторах
М. Ю. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.dolguchina@yandex.ru
ДОЛГУШИНА Марионелла Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент объединѐнной кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87 Россия
А. А. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Email: anna.dolguchina@yandex.ru
ДОЛГУШИНА Анна Александровна, преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
