Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Преподаватели русского языка как иностранного все чаще обращаются к современному международному опыту обучения иностранным языкам. В связи с этим актуальным видится пересмотр методических подходов и приемов обучения новой лексике, которые инерционно используются в отечественных учебных пособиях. Целью данной статьи является комплексный анализ существующего опыта методического сопровождения работы с лексикой, составления учебных и учебно-методических пособий, в которых отражаются авторские концепции введения и закрепления новой лексики. В качестве материала используются пособия, созданные коллективом преподавателей кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военноморская академия» в Калининграде. Анализ показал, что наиболее эффективными приемами работы с лексикой являются предварительная отработка грамматических тем на общеупотребительной лексике с последующим включением текстов по специальности, введение новой лексики в более широкие контексты, использование типовых грамматических и когнитивных моделей, увеличение доли заданий, направленных на текстопорождение.

Об авторах

Юлия Анатольевна Говорухина

Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде; Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yuliya_govoruhina@list.ru

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде, профессор кафедры журналистики и литературоведения Сибирского федерального университета.

Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82; Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Фаниля Магруфовна Монгина

Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде

Email: fanmon@mail.ru

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде

Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82

Список литературы

  1. Arkad’eva, E.V., Gorbanevskaya, G.V., & Kirsanova, N.D. (2005). Leksika v prakticheskom kurse russkogo yazyka [Vocabulary in practical Russian language course]. Active methodology: for a teacher of Russian as a foreign language (pp. 180—246). Moscow: Russkii yazyk kursy Publ. (In Russ.)
  2. Arshenevskaya, L. (2012). Sbornik tekstov i uprazhneniy voenno-politicheskogo kharaktera [Collection of military and political texts and exercises]. Kaliningrad. (In Russ.)
  3. Asher, J. (2001). Future Direction fast, stress-free learning on the right side of the brain. Retrieved August 3 2018 from: http://www.tpr-world.com/mm5/TPRarticles/future.pdf
  4. Bim, I.L. (1988). Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole [Theory and practice of teaching German in high school]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
  5. Bukhalina, L.V. (2015). Russkii yazyk kak inostrannyi. Grammatika: uchebnoe posobie [Russian as a foreign language. Grammar: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
  6. Bukhalina, L.V. (2011). Strana filosofiya. Chitaem i argumentiruem. Razdel «Funktsional’naya stilistika»: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu [Country of philosophy. We read and argue. Section “Functional stylistics”: textbook on Russian as a foreign language]. Kaliningrad. (In Russ.)
  7. Bukhalina, L.V. (2010). Teksty, uprazhneniya i zadaniya po russkomu yazyku kak inostrannomu k distsipline “Teoriya i ustroistvo korablya. Legkovodolaznoe delo”: uchebno-metodicheskoe posobie [Texts, exercises and tasks on Russian as a foreign language in the discipline “Theory and naval architecture. Diving work”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
  8. Degtyarenko, K.A. (2017). Inostrannyi yazyk. Angliiskii yazyk delovogo voenno-professional’nogo obshcheniya v sfere infokommunikatsionnykh tekhnologii: uchebnoe posobie [Foreign language. English for Business Military-Professional Communication in the Field of Information and Communication Technologies: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
  9. Gorban’, L.V. (2008). Voenno-morskaya leksika russkogo yazyka v sinkhronii i diakhronii [Naval vocabulary of the Russian language in synchrony and diachrony] [Author’s abstr. cand. filol. diss.]. Murmansk. (In Russ.)
  10. Guseva, L.G. (2004). Russian language. Training in special vocabulary (artillery and anti-aircraft missile weapons. Saint Petersburg: Voenmekh Publ. (In Russ.)
  11. Kosterina, E.V. (2014). Formirovanie professional’nykh kompetentsii v protsesse obucheniya inostrannykh voennosluzhashchikh russkomu yazyku [Formation of Professional Competences in the Process of Teaching Russian Language to Foreign Military Personnel]. Philological sciences. Questions of theory and practice, 10(40), 3, 103—106. (In Russ.)
  12. Kostomarov, V.G., & Mitrofanova O.D. (1988). Metodicheskoe rukovodstvo dlya prepodavatelei russkogo yazyka inostrantsam [Methodical guide for teachers of Russian to foreigners]. Moscow. (In Russ.)
  13. Kuznetsova, T.M. (1991). Etapy raboty nad slovom [Stages of work on the word]. Foreign language in school, (5), 42—49. (In Russ.)
  14. Mellor-Clark, S. (2006). Campaign. English for the military. Macmillan Education Publ.
  15. Mitrofanova, O.D., & Kostomarov, V.G. (1990). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow. (In Russ.)
  16. Mongina, F.M. (2016). Leksiko-foneticheskiy razgovornyi kurs s elementami voenno-morskogo etiketa: uchebnoe posobie [Lexico-phonetic conversational course with elements of naval etiquette: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
  17. Mongina, F.M. (2012). Teksty, zadaniya i uprazhneniya po RKI k distsipline “Korablevozhdenie”. Razdel “Funktsional’naya stilistika”: uchebno-metodicheskoe posobie [Texts, tasks and exercises on RFL in the discipline “Marine Navigation”. Section “Functional stylistics”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
  18. Mongina, F.M, & Ovchinnikova, L.O. (2017). Teksty, uprazhneniya i zadaniya k distsipline “Russkii yazyk kak inostrannyi”: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu [Texts, exercises and tasks to the discipline Russian as a foreign language: textbook on Russian as a foreign language]. Kaliningrad. (In Russ.)
  19. Moshkina, T.G., & Shagalina, O.V. (2018). Angliiskii dlya kursantov voennykh spezial’nostei radiotekhnicheskikh napravlenii: uchebnoe posobie [English for officer candidates of military specialties in radio engineering: textbook] Krasnoyarsk. (In Russ.)
  20. Passov, E.I. (1985). Communicative method of teaching foreign language speaking. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
  21. Scrivener, J. (2011). Learning Teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. UK, Oxford: Macmillan Education Publ.
  22. Verba, G.I., & Kuritskaya, E.V. (2016). Uchebnye materialy dlya kursantov 3-go kursa po distsipline “Inostranyi yazyk (angliiskii yazyk)”: uchebnoe posobie [Training materials for the third year students in the discipline “Foreign language (English)”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».