Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих
- Авторы: Говорухина Ю.А.1,2, Монгина Ф.М.1
-
Учреждения:
- Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде
- Сибирский федеральный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 29-41
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345753
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-29-41
- ID: 345753
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Преподаватели русского языка как иностранного все чаще обращаются к современному международному опыту обучения иностранным языкам. В связи с этим актуальным видится пересмотр методических подходов и приемов обучения новой лексике, которые инерционно используются в отечественных учебных пособиях. Целью данной статьи является комплексный анализ существующего опыта методического сопровождения работы с лексикой, составления учебных и учебно-методических пособий, в которых отражаются авторские концепции введения и закрепления новой лексики. В качестве материала используются пособия, созданные коллективом преподавателей кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военноморская академия» в Калининграде. Анализ показал, что наиболее эффективными приемами работы с лексикой являются предварительная отработка грамматических тем на общеупотребительной лексике с последующим включением текстов по специальности, введение новой лексики в более широкие контексты, использование типовых грамматических и когнитивных моделей, увеличение доли заданий, направленных на текстопорождение.
Об авторах
Юлия Анатольевна Говорухина
Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде; Сибирский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yuliya_govoruhina@list.ru
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде, профессор кафедры журналистики и литературоведения Сибирского федерального университета.
Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82; Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79Фаниля Магруфовна Монгина
Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде
Email: fanmon@mail.ru
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Калининграде
Российская Федерация, 236036, Калининград, Советский проспект, 82Список литературы
- Arkad’eva, E.V., Gorbanevskaya, G.V., & Kirsanova, N.D. (2005). Leksika v prakticheskom kurse russkogo yazyka [Vocabulary in practical Russian language course]. Active methodology: for a teacher of Russian as a foreign language (pp. 180—246). Moscow: Russkii yazyk kursy Publ. (In Russ.)
- Arshenevskaya, L. (2012). Sbornik tekstov i uprazhneniy voenno-politicheskogo kharaktera [Collection of military and political texts and exercises]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Asher, J. (2001). Future Direction fast, stress-free learning on the right side of the brain. Retrieved August 3 2018 from: http://www.tpr-world.com/mm5/TPRarticles/future.pdf
- Bim, I.L. (1988). Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole [Theory and practice of teaching German in high school]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
- Bukhalina, L.V. (2015). Russkii yazyk kak inostrannyi. Grammatika: uchebnoe posobie [Russian as a foreign language. Grammar: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Bukhalina, L.V. (2011). Strana filosofiya. Chitaem i argumentiruem. Razdel «Funktsional’naya stilistika»: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu [Country of philosophy. We read and argue. Section “Functional stylistics”: textbook on Russian as a foreign language]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Bukhalina, L.V. (2010). Teksty, uprazhneniya i zadaniya po russkomu yazyku kak inostrannomu k distsipline “Teoriya i ustroistvo korablya. Legkovodolaznoe delo”: uchebno-metodicheskoe posobie [Texts, exercises and tasks on Russian as a foreign language in the discipline “Theory and naval architecture. Diving work”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Degtyarenko, K.A. (2017). Inostrannyi yazyk. Angliiskii yazyk delovogo voenno-professional’nogo obshcheniya v sfere infokommunikatsionnykh tekhnologii: uchebnoe posobie [Foreign language. English for Business Military-Professional Communication in the Field of Information and Communication Technologies: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Gorban’, L.V. (2008). Voenno-morskaya leksika russkogo yazyka v sinkhronii i diakhronii [Naval vocabulary of the Russian language in synchrony and diachrony] [Author’s abstr. cand. filol. diss.]. Murmansk. (In Russ.)
- Guseva, L.G. (2004). Russian language. Training in special vocabulary (artillery and anti-aircraft missile weapons. Saint Petersburg: Voenmekh Publ. (In Russ.)
- Kosterina, E.V. (2014). Formirovanie professional’nykh kompetentsii v protsesse obucheniya inostrannykh voennosluzhashchikh russkomu yazyku [Formation of Professional Competences in the Process of Teaching Russian Language to Foreign Military Personnel]. Philological sciences. Questions of theory and practice, 10(40), 3, 103—106. (In Russ.)
- Kostomarov, V.G., & Mitrofanova O.D. (1988). Metodicheskoe rukovodstvo dlya prepodavatelei russkogo yazyka inostrantsam [Methodical guide for teachers of Russian to foreigners]. Moscow. (In Russ.)
- Kuznetsova, T.M. (1991). Etapy raboty nad slovom [Stages of work on the word]. Foreign language in school, (5), 42—49. (In Russ.)
- Mellor-Clark, S. (2006). Campaign. English for the military. Macmillan Education Publ.
- Mitrofanova, O.D., & Kostomarov, V.G. (1990). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow. (In Russ.)
- Mongina, F.M. (2016). Leksiko-foneticheskiy razgovornyi kurs s elementami voenno-morskogo etiketa: uchebnoe posobie [Lexico-phonetic conversational course with elements of naval etiquette: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Mongina, F.M. (2012). Teksty, zadaniya i uprazhneniya po RKI k distsipline “Korablevozhdenie”. Razdel “Funktsional’naya stilistika”: uchebno-metodicheskoe posobie [Texts, tasks and exercises on RFL in the discipline “Marine Navigation”. Section “Functional stylistics”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Mongina, F.M, & Ovchinnikova, L.O. (2017). Teksty, uprazhneniya i zadaniya k distsipline “Russkii yazyk kak inostrannyi”: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu [Texts, exercises and tasks to the discipline Russian as a foreign language: textbook on Russian as a foreign language]. Kaliningrad. (In Russ.)
- Moshkina, T.G., & Shagalina, O.V. (2018). Angliiskii dlya kursantov voennykh spezial’nostei radiotekhnicheskikh napravlenii: uchebnoe posobie [English for officer candidates of military specialties in radio engineering: textbook] Krasnoyarsk. (In Russ.)
- Passov, E.I. (1985). Communicative method of teaching foreign language speaking. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
- Scrivener, J. (2011). Learning Teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. UK, Oxford: Macmillan Education Publ.
- Verba, G.I., & Kuritskaya, E.V. (2016). Uchebnye materialy dlya kursantov 3-go kursa po distsipline “Inostranyi yazyk (angliiskii yazyk)”: uchebnoe posobie [Training materials for the third year students in the discipline “Foreign language (English)”: textbook]. Kaliningrad. (In Russ.)
Дополнительные файлы

