Модели риторических отношений в русскоязычных блоговых текстах как показатель информационного поведения собеседников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тексты русскоязычных блогов характеризуются тем, что респондент высказывает свое мнение с целью убедить блогера или иного собеседника в эффективности тех или иных идей, охватывающих его личную жизнь и профессиональную деятельность. Респондент приводит аргументы в пользу своего мнения, вводит его обоснование и в то же время указывает, что ранее высказанная блогером точка зрения также актуальна в контексте обсуждаемой ситуации. Риторические отношения проецируют бесконфликтное развитие непринужденной коммуникации. В результате точки зрения, выдвинутые блогером и респондентом, дополняют друг друга. Оказывается, одна и та же ситуация потенциально порождает как положительные, так и отрицательные эмоции, и это подчеркивается в виртуальной коммуникации, основанной на реализации фатической функции языка. Риторические отношения внутри текста блога помогают сочетать различные эпистемические позиции, выражаемые собеседниками. В связи с этим актуальной проблемой лингвистического исследования текстов русскоязычных блогов является определение того, образуют ли собеседники, обменивающиеся мнениями и оценками, целостные модели диалогической коммуникации, на основе которых связываются средства связывания стимулирующих и реагирующих сообщений. Эта проблема еще не получила должного эмпирического анализа в русистике и общей теории языка, хотя ее решение, как мы полагаем, содержит существенные последствия для детализации прагматической специфики блоговой коммуникации. Целью исследования является реализация структурно-прагматического анализа риторической предопределенности блоговых текстов. Подобный ракурс изучения предполагает системное описание частотных показателей данного типа отношений с опорой на вариативное моделирование. Поставленная в статье цель достигается посредством использования таких методов исследования, как: 1) наблюдение и интерпретация блоговых текстов в терминах специфических средств манифестации связности; 2) фокус внимания на контекстуальном факторе: непосредственный анализ фрагментов текста блога как линейной последовательности, разворачиваемой во времени; 3) моделирование риторической взаимосвязи между составными компонентами целостных реплик и на уровне целостных диалогических единств в тексте блога. Делается вывод о том, что риторические отношения многомерно отражают национально-культурные стереотипы коммуникации, предопределяют материально выражаемую и мыслимую (идеальную) сферы собеседников, фиксируют палитру оценочного реагирования респондентов. В ходе разворачивания подобных дискурсивных действий участники общения не только прибегают к значимым общекультурным сценариям аксиологической активности, но и детализуют стереотипы такой деятельности, которые задаются системой русского языка. Риторические отношения между стимулирующими и реагирующими сообщениями в контексте компьютерно-опосредованной коммуникации способствуют процессам декодирования информативного и эмоционального содержания совместно генерируемого текста и его импликаций.

Об авторах

Виктор Михайлович Шаклеин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmshaklein@bk.ru

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Инна Викторовна Ковтуненко

Донской государственный технический университет

Email: ivkovtunenko@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент, руководитель Локального центра тестирования по русскому языку как иностранному

Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

Список литературы

  1. Akay, O.M., Kalashnikova, A.A., Kalashnikov, I.A., & Pshenichnaya, A.Yu. (2017). Pragmatic level of language personality in social networks. Current Issues of Linguistics and Didactics: An Interdisciplinary Approach in Humanities (CILDIAH 2017): Proceedings of the 7th International and Practical Conference. Volgograd, Atlantis Press Publ
  2. Anufrieva, N.A. (2016). The blogosphere as a public information space: The experience of classification. Volga Region Pedagogical Search, 1(15), 81-84. (In Russ.)
  3. Borisova, A.V., & Semelet, Т.А. (2017). Blogosphere and mass media in Runet: The problem of determining the status. Media Research, (4-2), 109-116. (In Russ.)
  4. Gavrilova, G.F. (2015). Sentence and text: Consistency and functionality. Rostov-on-Don, AcademLit Publ. (In Russ.)
  5. Gurochkina, A.G. (2015). Some unsolved problems of computer-mediated communication. Cognitive Studies of Language, 21, 552-554. (In Russ.)
  6. Ibraeva, А.F. (2018). Language features of texts in the English-language and Russian-language blogosphere. Philological Science. Questions of Theory and Practice, 8-2(86), 333-336. (In Russ.)
  7. Kalashnikova, A.A., Akay, O.M., Tsarevskaya, I.V., Volodina, M.S., & Tsybenko, E.O. (2017). Pragmatic role of a diminutive in computer-mediated communication of social networks. Man in India, 97(16), 161-172.
  8. Kalashnikova, А.А. (2017). Language personality in computer-mediated communication: Questions of theory and pragmatics. Rostov-on-Don, Don State Technical University Publ. (In Russ.)
  9. Kirillov, А.G. (2017). The transformation of the genre of the blog in the programs for instant messaging. Speech Genres, 2(16), 260-267. (In Russ.)
  10. Kovtunenko, I.V., Bylkova, S.V., Kudryashov, I.A., & Korman, E.A. (2021). Scenarios for unison text unfolding in Russian blogosphere. Nauchnyi Dialog, (2), 79-94. (In Russ.)
  11. Kudryashov, I.A., & Kalashnikova, А.А. (2015). Blog as a sphere of implementation of socio-cultural stereotypes. Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics, XVIII, 40-48. (In Russ.)
  12. Mann, W.C., Matthiessen, Ch.M.I.M., & Thompson, S.A. (1992). Rhetorical structure theory and text analysis. Discourse Description: Diverse Linguistic Analyses of a Fund-Raising Text. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins
  13. Myers, G. (2010). The discourse of blogs and wikis. London, Continuum.
  14. Nayar, P.K. (2010). An introduction to new media and cybercultures. Chichester, Wiley-Blackwell.
  15. Schipichina, L.Yu (2010). Computer-mediated communication. Linguistic aspect. Moscow, Krasnadar. (In Russ.)
  16. Schmidt, J. (2007). Blogging practices. An analytical framework. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(4), 12-23.
  17. Volodina, M.S., & Kovalchuk, N.V. (2019). The problem of voice representation in the blog text: Frames, means of expression, intersubjectivity. Baltic Humanitarian Journal, 81(26), 39-42. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».