Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного
- Авторы: Коростова С.В.1, Нефёдов И.В.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 18, № 1 (2020): ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- Страницы: 85-96
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324631
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-85-96
- ID: 324631
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается комплексная методика проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному (РКИ), включающая традиционный и инновационный контент: работу с учебными текстами и видеоконтентом. Актуальность работы состоит в исследовании метода проектов и разработке конкретной методики в учебном процессе на неродном языке на основе интернет-роликов региональной направленности. Цель работы - показать, как применение данной методики стимулирует получение коммуникативных навыков учащимися-инофонами в процессе взаимодействия преподавателя и студента. В качестве основных методов исследования использовались наблюдения над коммуникацией участников учебного процесса, а также обобщение личного практического опыта в учебном процессе. Материалом исследования являются реальный учебный процесс, а также внеаудиторные занятия с иностранными студентами и магистрантами, изучающими русский язык как иностранный. Новизна исследования связана с разработкой учебных текстов о Южном федеральном университете, сопровождающихся лексическим комментарием и системой упражнений на отработку лексических и грамматических навыков. В результате исследования предлагаются методы и приемы работы с текстами и онлайн-видеоконтентом регионального характера, которые составляют один из этапов мультимедийной проектной деятельности в рамках проектов, связанных с историей Южного федерального университета и его современным состоянием. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности метода проектов в процессе обучения РКИ, а также о целесообразности разработки стратегии обучения с использованием регионального онлайн-видеоконтента как материала для развития коммуникативных навыков учащихся.
Об авторах
Светлана Владимировна Коростова
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetolen@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Игорь Владиславович Нефёдов
Южный федеральный университет
Email: igornef@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42Список литературы
- Andryuchshenko, O., Bakhralinova, A., Abzuldinova, G., & Kairova, M. (2017). Methodology of implementation of the project-based approach to the Russian language learning. Man in India, 97(15), 353–369.
- Beckett, G.H., & Slater, T. (2005). The Project Framework: A tool for language, content, and skills integration. ELT Journal, 59(2), 108–116.
- Blumenfeld, P.C., Soloway, E., Marx, R.W., Krajcik, J.S., Guzdial, M., & Palincsar, A. (1991). Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning. Educational Psychologist, 26(3–4), 369–398.
- Chernyshenko, O.V., Ogryzko, E.V., & Nefedov, I.V. (2017). Russkii yazyk kak inostrannyi. Lingvostranovedenie i razvitie rechi [Russian as a Foreign Language. Linguistic and Cultural Studies and Speech Development]: Manual. Moscow: Infra-M Publ. (In Russ.)
- Filippova, V.M. (2016). The Method of Projects and the Specifics of its Use in Teaching RFL in the Language Environment. Language, Culture, Mentality: The Problems of Learning in a Foreign Language: The Collection of Research Papers of the 15th International Scientific and Practical Conference. RGPU of А.I. Gertsen Publ. (In Russ.)
- Khodzitskaya, E.А. (2013). Meeting the Method of Projects. Science of the 21st Century: Questions, Hypotheses, Answers, (2), 82–85. (In Russ.)
- Mikhailova, I.V., & Vasyagina, T.V. (2014). Using Texts of Fiction in Teaching Russian as a Foreign Language. Prospects for Developing Scientific Research in the 21st Century (pp. 194–196). Makhachkala. (In Russ.)
- Navolokova, N.G. (2014). Characteristics of pedagogical technologies. Project Technology. Pedagogical Workshop. Everything a Teacher Needs!, 7(31), 34–37. (In Russ.)
- Nefedov, I.V. (2016). M-learning i E-learning kak osnova razrabotki sovremennykh uchebnykh programm po metodike prepodavaniya RKI [M-learning and E-learning as a Basis for Developing Modern Educational Programs on Methods of Teaching RFL]. The 10th International Readings Dedicated to Cyril and Methodius: Collection of Studies. Sevastopol. (In Russ.)
- Nefedov, I.V. (2018). Video-Content and Mobile Technologies in Project Activity for Teaching Russian as a Foreign Language. SFedU News. Philological Sciences, (2), 168–179. Rostovon-Don. (In Russ.)
- Nefedov, I.V., & Popova, K.А. (2016). M-learning as an Innovative Means of Teaching RFL. SFedU News. Philological Sciences, (3), 170-178. Rostov-on-Don. (In Russ.)
- Petersen, C., & Nassaji, H. (2016). Project-based learning through the eyes of teachers and students in adult ESL classrooms. Canadian Modern Language Review, 72(1), 13–19.
- Polat, E.S. (2000). Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka [Method of Projects at the Lessons of Foreign Language]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], (3), 3–9. Retrieved October 17, 2019 from: http://schools.keldysh.ru/labmro/ lib/polat3.htm
- Prezentacionnye roliki universitetov [University Presentation Videos]. Retrieved October 20, 2019 from: https://www.youtube.com/watch?v=QBuNJBaMgTU; https://www.youtube.com/ watch?v=34ViU_U5KmM; https://www.youtube.com/watch?v=TCvRSKd3SuQ
- Savilova, S.L., & Davaasurehn, S.H. (2016). Proektnaya deyatel'nost' kak metod povysheniya motivatsii na urokakh RKI [Project work as a Means of Increasing Motivation at the Lessons of RFL]. Professional Preparation of Students of a Higher Technical Education Institution in a Foreign Language: Methodical Preparedness of Teachers: Materials of the 3rd All-Russian Scientific-Methodological Seminar-Conference. Tomsk Polytechnic University Publ. (In Russ.)
- Vykhanovets, N.A. (2015). Regional'nyi komponent kak osnova kul'turoorientirovannoi metodiki prepodavaniya RKI [Regional component as the basis of culture-oriented teaching methodology for RFL]. Uchenye zametki TOGU [Scientific notes of PNU], 6(4), 424–428. (In Russ.)
- Woods, P. (1988). Pulling out of a project: Twelve tips for project planners. ELT Journal, 42(3), 196–201.
Дополнительные файлы

