Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается комплексная методика проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному (РКИ), включающая традиционный и инновационный контент: работу с учебными текстами и видеоконтентом. Актуальность работы состоит в исследовании метода проектов и разработке конкретной методики в учебном процессе на неродном языке на основе интернет-роликов региональной направленности. Цель работы - показать, как применение данной методики стимулирует получение коммуникативных навыков учащимися-инофонами в процессе взаимодействия преподавателя и студента. В качестве основных методов исследования использовались наблюдения над коммуникацией участников учебного процесса, а также обобщение личного практического опыта в учебном процессе. Материалом исследования являются реальный учебный процесс, а также внеаудиторные занятия с иностранными студентами и магистрантами, изучающими русский язык как иностранный. Новизна исследования связана с разработкой учебных текстов о Южном федеральном университете, сопровождающихся лексическим комментарием и системой упражнений на отработку лексических и грамматических навыков. В результате исследования предлагаются методы и приемы работы с текстами и онлайн-видеоконтентом регионального характера, которые составляют один из этапов мультимедийной проектной деятельности в рамках проектов, связанных с историей Южного федерального университета и его современным состоянием. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности метода проектов в процессе обучения РКИ, а также о целесообразности разработки стратегии обучения с использованием регионального онлайн-видеоконтента как материала для развития коммуникативных навыков учащихся.

Об авторах

Светлана Владимировна Коростова

Южный федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetolen@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Игорь Владиславович Нефёдов

Южный федеральный университет

Email: igornef@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Список литературы

  1. Andryuchshenko, O., Bakhralinova, A., Abzuldinova, G., & Kairova, M. (2017). Methodology of implementation of the project-based approach to the Russian language learning. Man in India, 97(15), 353–369.
  2. Beckett, G.H., & Slater, T. (2005). The Project Framework: A tool for language, content, and skills integration. ELT Journal, 59(2), 108–116.
  3. Blumenfeld, P.C., Soloway, E., Marx, R.W., Krajcik, J.S., Guzdial, M., & Palincsar, A. (1991). Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning. Educational Psychologist, 26(3–4), 369–398.
  4. Chernyshenko, O.V., Ogryzko, E.V., & Nefedov, I.V. (2017). Russkii yazyk kak inostrannyi. Lingvostranovedenie i razvitie rechi [Russian as a Foreign Language. Linguistic and Cultural Studies and Speech Development]: Manual. Moscow: Infra-M Publ. (In Russ.)
  5. Filippova, V.M. (2016). The Method of Projects and the Specifics of its Use in Teaching RFL in the Language Environment. Language, Culture, Mentality: The Problems of Learning in a Foreign Language: The Collection of Research Papers of the 15th International Scientific and Practical Conference. RGPU of А.I. Gertsen Publ. (In Russ.)
  6. Khodzitskaya, E.А. (2013). Meeting the Method of Projects. Science of the 21st Century: Questions, Hypotheses, Answers, (2), 82–85. (In Russ.)
  7. Mikhailova, I.V., & Vasyagina, T.V. (2014). Using Texts of Fiction in Teaching Russian as a Foreign Language. Prospects for Developing Scientific Research in the 21st Century (pp. 194–196). Makhachkala. (In Russ.)
  8. Navolokova, N.G. (2014). Characteristics of pedagogical technologies. Project Technology. Pedagogical Workshop. Everything a Teacher Needs!, 7(31), 34–37. (In Russ.)
  9. Nefedov, I.V. (2016). M-learning i E-learning kak osnova razrabotki sovremennykh uchebnykh programm po metodike prepodavaniya RKI [M-learning and E-learning as a Basis for Developing Modern Educational Programs on Methods of Teaching RFL]. The 10th International Readings Dedicated to Cyril and Methodius: Collection of Studies. Sevastopol. (In Russ.)
  10. Nefedov, I.V. (2018). Video-Content and Mobile Technologies in Project Activity for Teaching Russian as a Foreign Language. SFedU News. Philological Sciences, (2), 168–179. Rostovon-Don. (In Russ.)
  11. Nefedov, I.V., & Popova, K.А. (2016). M-learning as an Innovative Means of Teaching RFL. SFedU News. Philological Sciences, (3), 170-178. Rostov-on-Don. (In Russ.)
  12. Petersen, C., & Nassaji, H. (2016). Project-based learning through the eyes of teachers and students in adult ESL classrooms. Canadian Modern Language Review, 72(1), 13–19.
  13. Polat, E.S. (2000). Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka [Method of Projects at the Lessons of Foreign Language]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], (3), 3–9. Retrieved October 17, 2019 from: http://schools.keldysh.ru/labmro/ lib/polat3.htm
  14. Prezentacionnye roliki universitetov [University Presentation Videos]. Retrieved October 20, 2019 from: https://www.youtube.com/watch?v=QBuNJBaMgTU; https://www.youtube.com/ watch?v=34ViU_U5KmM; https://www.youtube.com/watch?v=TCvRSKd3SuQ
  15. Savilova, S.L., & Davaasurehn, S.H. (2016). Proektnaya deyatel'nost' kak metod povysheniya motivatsii na urokakh RKI [Project work as a Means of Increasing Motivation at the Lessons of RFL]. Professional Preparation of Students of a Higher Technical Education Institution in a Foreign Language: Methodical Preparedness of Teachers: Materials of the 3rd All-Russian Scientific-Methodological Seminar-Conference. Tomsk Polytechnic University Publ. (In Russ.)
  16. Vykhanovets, N.A. (2015). Regional'nyi komponent kak osnova kul'turoorientirovannoi metodiki prepodavaniya RKI [Regional component as the basis of culture-oriented teaching methodology for RFL]. Uchenye zametki TOGU [Scientific notes of PNU], 6(4), 424–428. (In Russ.)
  17. Woods, P. (1988). Pulling out of a project: Twelve tips for project planners. ELT Journal, 42(3), 196–201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».