Креолизованные тексты как инструмент мультимодальной грамотности школьников при обучении русскому языку в Казахстане
- Авторы: Дерунова Е.Н.1, Сагынтаева Ж.К.1
-
Учреждения:
- Павлодарский государственный педагогический университет им. А. Маргулана
- Выпуск: Том 23, № 1 (2025)
- Страницы: 132-152
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324741
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-1-132-152
- EDN: https://elibrary.ru/AAUFST
- ID: 324741
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях стремительной цифровизации современного общества мультимодальная грамотность (МГ) становится ключевым навыком XXI в. Основа данного комплекса компетенций - читательская грамотность, формирование и развитие которой является одной из важнейших целей обучения русскому языку в Казахстане. Креолизованные тексты рассматриваются как важный компонент казахстанских учебников русского языка для «цифровых детей», отличающихся визуально ориентированным стилем восприятия информации, стремлением использовать как можно больше каналов восприятия и недостаточно высоким уровнем мотивации к обучению. В связи с этим подчеркивается необходимость преобразования учебника из поликодового текста в мультимодальный объект посредством усиления креолизации дидактического материала. Цель исследования - определить роль используемых в учебниках русского языка креолизованных текстов в развитии ключевых компонентов МГ, таких как читательская компетенция и визуальная грамотность. В качестве объекта анализа выбран казахстанский учебник русского языка авторов З.К. Сабитовой и К.С. Скляренко для пятого класса. Исследование включало в себя анализ креолизованных компонентов учебника и педагогический эксперимент с участием 110 учеников. Для диагностики МГ использовали адаптированные материалы исследования PIRLS. Результаты показали, что оптимизированный макет учебника, содержащий увеличенную долю текстов с полной креолизацией, положительно влияет на уровень МГ учащихся. В экспериментальной группе наблюдалось значительное улучшение результатов по сравнению с контрольной, что подтверждает эффективность использования в учебниках русского языка таких средств креолизации, как схема, инфографика и QR-код. В выводах подчеркивается необходимость доработки креолизованных элементов казахстанских учебников русского языка, чтобы они отвечали когнитивным особенностям современных школьников и способствовали развитию их МГ.
Об авторах
Екатерина Николаевна Дерунова
Павлодарский государственный педагогический университет им. А. Маргулана
Автор, ответственный за переписку.
Email: derkoz.ekaterina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3566-1119
SPIN-код: 4886-0717
докторант Высшей школы гуманитарных наук
Республика Казахстан, 140003, г. Павлодар, ул. Олжабай Батыра, д. 60Жулдуз Кайратовна Сагынтаева
Павлодарский государственный педагогический университет им. А. Маргулана
Email: nrsgo@pspu.kz
ORCID iD: 0000-0003-2877-2654
PhD, доцент Высшей школы гуманитарных наук
Республика Казахстан, 140003, г. Павлодар, ул. Олжабай Батыра, д. 60Список литературы
- Afonina, M. V., & Dridiger, E. I. (2015). Analysis of the use of infographics in school textbooks on informatics. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae, 1, 239–245. (In Russ.). EDN:TORGRV
- Akosheva, M., Shakaman, Y., Shaharman, A., Kurmanova, Z., & Kairova, M. (2019). Metaphors in anatomical terminology. Space and Culture, India, 7(1), 143–153. https://doi.org/ 10.20896/saci.v7i1.528 EDN:AVBHJT
- Anisimova, E. E. (2013). Text linguistics and intercultural communication (based on creolized texts): A study guide for students of foreign language faculties. Moscow: TESARUS Publ. (In Russ.).
- Boguslavskii, M. V., Osmolovskaya, I. M., Klarin, M. V., Serikov, V. V., Kurovskaya, Yu. G., Uskova, I. V., Kudina, I. Yu., Vasil’chenko, N. V., Ovchinnikov, A. V., & Milovanov, K.Yu. (2022). The modern textbook: Developing key skills of the 21st century: Amethodological guide for textbook authors, experts, and teachers. Moscow: FGBNU Institute of Education Development Strategy of RAO Publ. (In Russ.). EDN:PXQJZQ
- Borisenko, N. A., & Granik, G. G. (2020). Digital textbook for Generation Z: Challenges and prospects for creation. In Ecopsychological Research – 6: Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “9th Russian Conference on Ecological Psychology: From Ecology of Childhood to Psychology of Sustainable Development” (pp. 430–434). Kursk: ZAO Universitetskaya kniga Publ. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/9999-044A-2020-00099 EDN: FXGZVL
- Cazden C., Cope B., Fairclough N., Gee J., & others. (1996). A pedagogy of multiliteracies: Designing social futures. Harvard Educational Review, 66(1), 60–92. https://doi.org/ 10.17763/haer.66.1.17370n67v22j160u
- Cope, B., & Kalantzis, M. (2009). “Multiliteracies”: New literacies, new learning.Pedagogies: An International Journal,4(3), 164–195. https://doi.org/10.1080/15544800903076044
- Derunova, E. N., & Temirgazina, Z. K. (2024). The use of supragraphemical and topographemical means in Kazakhstan textbooks of the Russian language. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, 1, 247–260. (In Russ.). https://doi.org/ 10.59102/kufil/2024/iss1pp247-260 EDN:MOKFFE
- Fedorenko, S. V. (2019). Experience of developing students’ multimodal literacy in the digital learning environment of higher education institutions. Information Technologies and Learning Tools, 69(1), 12–20. https://doi.org/10.33407/itlt.v69i1.2405 EDN:GBEOTG
- Feoktistova, O. V. (2023). Linguodidactic bases of formation multimodal literacy a modern teacher. In Innovations in professional and professional-pedagogical education: Proceedings of the 28th International Scientific and Practical Conference (pp. 111–114). Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University. (In Russ.). EDN:KVGCIQ
- Gal’chuk, L. M. (2019). The E-course multimodal content, its specific structure and teaching affordances. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(4), 634–650. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-634-650 EDN:VVOTUF
- Ilyinykh, T. V. (2020). Multimodal literacy in teaching foreign languages. Modern Science, (11-2), 244–248. EDN:KFEEDE
- Imaeva, G. Z. (2024). Creolized texts: The concept and components. In Modern studies: Current issues of theory and practice. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference (pp. 95–97). Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ. (In Russ.). EDN:OTQZZJ
- Jewitt C. (2008). Multimodality and literacy in school classrooms. Review of Research in Education, 32(1), 241–267. https://doi.org/10.3102/0091732X07310586 EDN:JPIQID
- Kalantzis, M., & Cope, B. (Eds.). (2000). Multiliteracies: Literacy Learning and the Design of Social Futures. London: Routledge Publ.
- Khodyakova, L., Suprunova, A., & Ramazanov, R. (2021). Generation Z: How does it see the modern Russian language textbook? Philology and Culture, 3(65), 189–195. (In Russ.). https://doi.org/10.26907/2074-0239-2021-65-3-189-195 EDN:MHTYUK
- Kozhevnikova, M. N., Khamraeva, E. A., & Kytina, V. V. (2022). Online-trip to Russia: creating a virtual sociocultural environment for teaching Russian as a foreign language. Russian Language Studies, 20(3), 377–392. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-377-392 EDN:KOBLRT
- Kusainov, A. K. (2021). Theory of textbook creation and evaluation. Almaty: APN Publ. (InRuss.).
- Kress, G., & Bezemer, J. (2009). Gains and losses: Changes in representation, knowledge, and pedagogy in learning resources: Full research report (ESRC End of Award Report, RES-062-23-0224). Swindon: ESRC Publ.
- Kuznetsova, E. G. (2019). Means of creolization in educational texts in the method of teaching the Russian language as a foreign. Modern Problems of Science and Education, 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=28632 (In Russ.). EDN:QEGVRL
- Maimataeva, A. D., Bitibayeva, Zh. M., Mukataeva, Zh. S., & Galymova, N. G. (2023). Monitoring the quality of the educational process against the requirements of the PISA international studies: Structure, technology maps, results. Bulletin of Abylai Khan KazUIR&WL. Series: Pedagogical Sciences, 70(3), 320–340. https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.022
- Markova, E. M., & Kraev, A. Iu. (2023). Digitalization of a textbook on Russian as a foreign language: the experience of Slovak Russianists. Russian Language Studies, 21(2), 163–180. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-163-180 EDN:ZNADTO
- Mills, K., & Unsworth, L. (2017). Multimodal literacy. Oxford Research Encyclopedia of Education. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.232
- Moiseenko, I. M., & Maltseva-Zamkovaja, N. V. (2019). Opportunities for the use of cryolized texts in teaching the native (Russian) language. Communication Studies, 6(4), 1179–1194. (In Russ.). https://doi.org/10.24147/2413-6182.2019.6(4).1179-1194 EDN:FKPXLK
- Novospasskaya, N. V., & Dugalich, N. M. (2022). Terminological system of the polycode text theory. Russian Language Studies, 20(3), 298–311. (In Russ.). https://doi.org/ 10.22363/2618-8163-2022-20-3-298-311 EDN:SOJLDU
- OECD. (2024). PISA 2022 Results (Vol. III): Creative minds, creatives schools, PISA. Paris: OECD Publ. https://doi.org/10.1787/765ee8c2-en
- Popova, O. V. (2022). Visual literacy as part of education. In Proceedings of the 25th International Scientific and Practical Conference on Topical Issues of Modern Science and Education. Vol. 3. (pp. 84–86). Penza: Nauka i prosveshchenie Publ. (In Russ.). EDN:DGAQFN
- Pylkova, A. A. (2021). Linguo-didactic potential of infographic texts when teaching Russian as a foreign language to distant learners. Philology. Theory & Practice, 14(12), 4064–4068. (In Russ.). https://doi.org/10.30853/phil20210632 EDN:SMESCL
- Rakhimzhanov, K., Akosheva, M., Luczyk, M., & others. (2022). Semiotics of family in Kazakh wedding toasts in the perspective of intercultural communication. Metaphor and the Social World, 12(2), 270–291. https://doi.org/10.1075/msw.19019.tem EDN:MATLTZ
- Reynolds, K. A., Wry, E., Mullis, I. V. S., & von Davier, M. (2022). PIRLS 2021 Encyclopedia: Education policy and curriculum in reading. Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website. https://pirls2021.org/encyclopedia
- Sabitova, Z. K., & Sklyarenko, K. S. (2018). Russian language: Textbook for Grade 5 of secondary schools. In 2 pts. Almaty: Mektep Publ. (In Russ.).
- Semerdzhidi, V. N. (2014). Didactic text in a foreign language as a creolized text (based on modern textbooks of English and Russian). Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 1, 146–149. (In Russ.). EDN:QGOMCE
- Semerdzhidi, V. N. (2022). Infographics as a lingo-semiotic sign: the role of infographics in foreign language study. Russian Linguistic Bulletin, 2(30). (In Russ.). https://doi.org/ 10.18454/RULB.2022.30.18 EDN:FSRZWZ
- Shtifanova, E. V., & Kiseleva, A. V. (2020). Multimodal literacy: Acmeological aspect. In Acmeology of professional education: Proceedings of the 16th International Scientific and Practical Conference (pp. 47–50). Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ. (In Russ.). EDN:RDZORD
- Tarasov, E. F., Nistratov, A. A., & Matveev, M. O. (2020). Creolized text: Semantic perception. Moscow: Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
- Temirgazina, Z., Khamitova, G., & Orazalinova, K. (2016). Didactic features оf a learner’s english-russian dictionary of biology development. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 7(2), 317–326.
- Unsworth, L., Tytler, R., Fenwick, L., Humphrey, S., Chandler, P., Herrington, M. & Pham, L. (2022). Multimodal Literacy in School Science. Transdisciplinary Perspectives on Theory, Research and Pedagogy. London: Routledge Publ.https://doi.org/ 10.4324/9781003150718
- Vasic, B. K. (2023). Formation of language: psychological and pedagogical aspects. Til jдne дdebпet: teorпyasэ men tдjirпbesi, 4, 57–69. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-4-63-78 EDN: IJVLIL
- Walsh, M. (2010). Multimodal literacy: What does it mean for classroom practice? Australian Journal of Language and Literacy, 33(3), 211–239. https://doi.org/10.1007/BF03651836
- Zhapparkulova, K. N., Tuimebaev, Zh. K., & Dzholdasbekova, B. U. (2022). Linguodidactic potential of semiotically heterogeneous texts in teaching Russian to Kazakh schoolchildren. Russian Language Studies, 20(4), 500–514. (In Russ.). https://doi.org/ 10.22363/2618-8163-2022-20-4-500-514 EDN:UBKZKG
Дополнительные файлы

