Реализация принципов научной школы методики преподавания русского языка как иностранного в учебниках МАДГТУ (МАДИ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена истории и современному состоянию научно-методической школы преподавания русского языка на подготовительном факультете для иностранных граждан Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), основы которой были заложены в 60-е годы ХХ века. Основными принципами школы признаются: приверженность деятельностно-коммуникативному и национально ориентированному подходам, обязательность обучения научному стилю речи и языку будущей специальности, необходимость межпредметной координации при создании учебников и пособий по научному стилю речи, разработка и использование в учебном процессе собственной учебной и методической литературы, создание условий, необходимых для интеграции иностранных обучающихся в социокультурную, языковую и образовательную среду российского вуза. В статье приводится краткий исторический обзор ведущих представителей научной школы с описанием наиболее важных результатов их научной и учебно-методической работы. Особое внимание уделено анализу учебно-методического комплекса «Русский язык будущему инженеру», эффективность которого подтверждается с помощью таких критериев, как самодостаточность и неизбыточность материала, приращение коммуникативных навыков, успешность мотивации обучающихся, удачная функциональная схема учебных действий. В качестве основного направления будущих исследований лингводидактической школы МАДИ предлагается развитие электронных средств обучения на базе имеющихся методических наработок.

Об авторах

Мария Николаевна Кожевникова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnmariya@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

Любовь Петровна Саенко

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Email: i84@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64

Список литературы

  1. Ageeva, A.Yu., & Kasarova, V.G. (2011). Sbornik zadanii po russkomu yazyku k uchebniku “Russkii yazyk budushchemu inzheneru”: uchebnoe posobie [Exercise-book on the Russian language to the textbook “Russian for a future engineer”: textbook]. Мoscow: MADI Publ. (In Russ.)
  2. Aseeva, M.A. (2005). Uchebnoe posobie dlya samostoyatel’noi raboty inostrannykh studentov po russkomu yazyku (nauchnyi stil’ rechi). Elementarnyi uroven’ [Manual for foreign students’ individual work in Russian (scientific speech style). Elementary level]. Мoscow: MADI Publ. (In Russ.)
  3. Aseeva, M.A. (2017). Russkii yazyk budushchemu inzheneru. Sbornik kontrol’nykh rabot [Russian for a future engineer. Collection of control papers]. Мoscow: MADI Publ. (In Russ.)
  4. Aroseva, T.E., Rogova, L.G., & Safjyanova, N.F. (2017). Nauchnyi stil’ rechi: tekhnicheskii profil’: posobie po russkomu yazyku dlya inostrannykh studentov [Scientific speech style: technical specialities: manual on Russian for foreign students]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  5. Arutyunov, A.R. (1990). Teoriya i praktika sozdaniya uchebnika russkogo yazyka dlya inostrantsev [Theory and practice of creating textbooks on Russian for foreigners]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  6. Bezhentseva, O.V., Ivanova, E.I., Kozhina, T.N. et al. (2000). Vremya-1. Uchebnik russkogo yazyka dlya inostrantsev. Vvodnyi kurs [Time-1. Russian textbook for foreigners. Introductory course]. Moscow: MADI Publ. (In Russ.)
  7. Bredenfel’d, Z.V. (1976). Vvodno-foneticheskii kurs russkogo yazyka dlya studentov iz Vjetnama (s komplektom gramplastinok) [Introductory phonetic course for Vietnamese students (with gramophone records)]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  8. Dubinskaya, E.V., Orlova, T.K., Raskina, L.S., & Saenko, L.P. (2016). Russkii yazyk budushchemu inzheneru. Uchebnik po nauchnomu stilyu rechi dlya inostrannykh grazhdan (dovuzovskii etap). Kniga dlya prepodavatelya [Russian for a future engineer. Textbook on scientific style for foreigners (preuniversity stage). Teacher’s book]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
  9. Dubinskaya, E.V., Orlova, T.K., Raskina, L.S., & Saenko, L.P. (2018). Russkii yazyk budushchemu inzheneru. Uchebnik po nauchnomu stilyu rechi dlya inostrannykh grazhdan (dovuzovskii etap). Kniga dlya studenta [Russian for a future engineer. Textbook on scientific style for foreigners (pre-university stage). Student’s book]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
  10. Dubinskaya, E.V., Orlova, T.K., Raskina, L.S., & Saenko, L.P. (2002). Sbornik kontrol’nykh zadanii k uchebniku “Russkii yazyk budushchemu inzheneru” [Collection of control papers to the textbook “Russian for a future engineer”]. Moscow: MADI Publ. (In Russ.)
  11. Ivanova, E.I., Medvedeva, S.V., Aleshicheva, N.N., & Bogomolova, I.A. (2016). Nashe vremya. Uchebnik russkogo yazyka dlya inostrantsev. Elementarnyi uroven’ [Our time. Textbook on Russian for foreigners. Elementary level]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  12. Kozhevnikova, M.N. (2009). Pedagogicheskie usloviya adaptatsii uchashchikhsya iz KNR v protsesse dovuzovskoi podgotovki [Pedagogical conditions of Chinese students’ adaptation in the process of preuniversity studies]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.)
  13. Levanova, E.A. & Kozhevnikova, M.N. (2018). Integratsiya inostrannykh obuchayushchikhsya v obrazovatel’nuyu sredu rossiiskogo vuza [Integration of foreign students into educational environment of Russian university]. Munitsipal’noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal education: innovations and experiment], (2), 50—55. (In Russ.)
  14. Likhacheva, O.V., & Gruzdeva, N.V. (1995). Den’ za dnem. Russkii yazyk. Panorama [Day by day. Russian language. Panorama]. Moscow: ILBI Publ.; Samarskii dom pechati Publ. (In Russ.)
  15. Likhacheva, O.V., & Gruzdeva, N.V. (1994). Den’ za dnem. Russkii yazyk. Ekspress [Day by day. Russian language. Express]. Moscow: ILBI Publ.; Samarskii dom pechati Publ. (In Russ.)
  16. Molchanovskii, V.V. (2004). Uchebnik v strukture obuchayushchei deyatel’nosti prepodavatelya RKI [Textbook in the structure of teaching activity of RFL teacher]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Russkii yazyk nefilologam, teoriya i praktika [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Russian for non-philologists, theory and practice], (5), 81—88. (In Russ.)
  17. Passov, E.I. (1991). Kommunikativnyi metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative method of teaching speaking a foreign language]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
  18. Popova, L.A. (1979). Posobie po russkomu yazyku dlya podgotovitel’nykh fakul’tetov vuzov SSSR. Nauchnyi stil’ rechi [Russian language manual for the USSR preparatory faculties]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  19. Prikhod’ko, V. M., & Prikhod’ko, P.I. (2010). Istoriya sozdaniya i razvitiya nauchnykh shkol MADI [History of MADI scientific schools creation and development]. Moscow: MADI Publ. (In Russ.)
  20. Istoriya kafedry “Russkii yazyk dlya inostrannykh grazhdan” MADI [History of the department “Russian language for foreign citizens” MADI]. Retrieved November 3 2018 from: http://www.madi.ru/121kafedra-russkogo-yazyka-dlya-inostrannyh-grazhdan-istoriya-k.html
  21. Raskina, L.S. (1983). Vvodno-foneticheskii kurs russkogo yazyka (dlya studentov, govoryashchikh poispanski) [Introductory phonetic course for Spanish students]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  22. Saenko, L.P. (2017). Stanovlenie sistemy predvuzovskogo obucheniya na podgotovitel’nykh fakul’tetakh dlya inostrannykh grazhdan i professional’no orientirovannoe obuchenie inostrantsev v ramkakh etoi sistemy [Formation of pre-university study system at preparatory faculties for foreigners and their professionally-oriented study in this system]. Mezhdunarodnoe obrazovanie i sotrudnichestvo. [International education and cooperation] (pp. 418—424). Moscow: MADI Publ. (In Russ.)
  23. Sveshnikova, V.N. (1989). Vvodno-foneticheskii kurs russkogo yazyka (dlya govoryashchikh na frantsuzskom yazyke) [Introductory phonetic course for French speakers]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  24. Vinokurtseva, E.M. (1992). Differentsirovannyi podkhod k obucheniyu russkomu yazyku kak inostrannomu na nachal’nom etape [Differentiated approach to teaching Russian as a foreign language for beginners]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.)
  25. Vlasova, N.S., Alekseeva, N.N., & Barabanova, N.R. (1990). Prakticheskaya metodika prepodavaniya russkogo yazyka na nachal’nom etape [Practical methods of teaching Russian to beginners]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».