ДИНАМИКА ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ
- Авторы: Хэ С.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2018): ФОНЕТИКА
- Страницы: 344-358
- Раздел: Страничка молодого ученого
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345812
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2018-16-3-344-358
- ID: 345812
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены теоретические выводы сопоставительного анализа фонетических систем двух языков и экспериментальные данные, полученные в процессе наблюдения за динамикой фонетических навыков и развитием фонематического слуха китайских учащихся (подготовительного факультета, бакалавров-филологов и магистрантов - филологов). Описание динамики фонетических навыков и наблюдение за развитием фонематического слуха имеет практическую и теоретическую значимость, так как для преподавателя важно определить причину неправильного произношения звуков и найти оптимальный путь к исправлению ошибок. Только при теоретическом (лингвистическом) и экспериментальном способе изучения акцента можно представить наиболее объективную картину интерферирующего влияния родного (китайского) языка учащихся. Сопоставительный анализ фонетических систем двух языков как система объективных данных о фонетико-интонационных различиях типологически разных языков позволяет спрогнозировать фонетические трудности и предполагаемый акцент китайцев, изучающих русский язык; выявить различия, фонетические лакуны, где возможна подмена «чужого своим»; дифференцировать объективные, вызванные интерференцией родного языка, и субъективные ошибки учащихся. Экспериментально выявлены типичные, устойчивые фонетические ошибки, являющиеся следствием лингвистических особенностей двух языков и отчасти субъективных факторов (психологических, физиологических) учащихся в определенных условиях обучения. Цель статьи показать, что развитие фонематического слуха в процессе изучения иностранного языка и динамика фонетических навыков связаны между собой и служат важнейшим условием, определяющим успех изучения иностранного языка. Время, сэкономленное преподавателем на отработку фонетики, - потерянное время при обучении иностранному языку.
Об авторах
Синьсин Хэ
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: hexinx@yandex.ru
аспирант Пензенского государственного университета, ассистент кафедры «Русский язык как иностранный» Пензенского государственного университета. Сфера научных интересов: лингводидактика, методика преподавания русского языка как иностранного, фонетика и интонация русского языка. Автор 10 научных публикаций
Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40Список литературы
- Azimov E.G., Shchukin A.N. (1999). Slovar’ metodicheskikh terminov. [The Dictionary of Methoducal Terms]. Saint-Petersburg. (In Russ).
- Baranovskaya S.A. (1984). Obuchenie russkomu proiznosheniyu inostrantsev. [Teaching Foreigners Russian Pronounciation]. Moscow. (In Russ).
- Bernshtein S.I. Voprosy obucheniya proiznosheniyu (primenitel’no k prepodavaniyu russkogo yazyka kak inostrannogo). [Teaching Pronounciation of Russian as a Foreign Language]. Voprosy fonetiki i obuchenie proiznosheniyu. Moscow. (In Russ).
- Kolosov K.M. (1971). K voprosu ob artikulyatsionnoi baze yazyka. [On Language Articulation Base]. Teoreticheskie problemy fonetiki i obuchenie proiznosheniyu. Moscow. (In Russ).
- Leont’ev A.N. (1983) Izbrannye psihologicheskie proizvedenija. [Selected Psychological Works]. Moscow. (In Russ).
- Polivanov E.D. (1968). Stat’i po obshhemu yazykoznaniyu. [Articles on General Linguistics]. Moscow. (In Russ).
- Reformatskii A.A. (1962). O sopostavitel’nom metode. [On Comarative Method]. Russkiy yazyk v natsional’noi shkole. (In Russ).
- Samuilova N.I. (1978). Voprosy lingvisticheskogo obosnovaniya metodiki obucheniya proiznosheniyu. [Problems of Linguistic Bases of Teaching Pronunciation]. Voprosy obucheniya russkomu proiznosheniyu. Moscow. (In Russ).
- Shcherba L.V. (1957). Fonetika frantsuzskogo yazyka. [French Language Phonetics]. Moscow. (In Russ). Shchukin A.N. (2003). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. [Methods of Teaching Russian as a Foreign Language]. Moscow. (In Russ).
Дополнительные файлы

