Лингвокультурологическая характеристика конфликтной языковой личности в современном интернет-дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована конфликтная языковая личность хейтера как одного из активных представителей современной киберкоммуникации, а также хейтинга как целенаправленного вида речевой агрессии в интернет-пространстве. Актуальность предлагаемого исследования определяется необходимостью рассмотрения новой коммуникативной реальности в современном интернет-пространстве и выявления новых форм коммуникации между участниками сетевого сообщества. Цель исследования - описать характерные особенности хейтинга в пространстве интернет-дискурса, выявить стереотипные черты хейтеров, рассмотреть представления о хейтерах в языковом сознании коммуникантов. Материалом послужили научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам изучения виртуальной языковой личности, а также более 300 интеракций из популярных русскоязычных интернет-чатов, в которых коммуниканты прибегают к различным речевым стратегиями и тактикам. В качестве методов использованы лингвокультурологический, лингвопрагматический, описательный, а также элементы контекстно-ситуативного и интенционального анализа. Синхронный интернет-дискурс представлен как медийная площадка для взаимодействия, а также речевого и невербального воздействия участников коммуникации друг на друга и на широкую аудиторию пользователей в целом. Выделены и детально описаны основные характеристики современного когнитивно-коммуникативного пространства интернета (гипертекстуальность, виртуальность, креализованность и под.), даны характеристики речевого поведения основных виртуальных лингвокультурных типажей. В результате исследования одного из ключевых лингвокультурных типажей - конфликтной языковой личности хейтера - выявлены следующие характеристики его речевого поведения: динамичный манипулятивный сценарий, адресность и субьектность, установка на получение перлокутивного эффекта при достижении нужной ему (хейтеру) цели получения удовольствия, удовлетворения и самолюбования. Также показано, что для проявления онлайн-хейтинга в качестве объекта киберагрессии выбираются, как правило, знаменитые и популярные личности; в комментариях хейтеров отсутствует объективная оценка или критика, их речевая деятельность носит исключительно деструктивный характер. Перспектива дальнейшего исследования связана с применением предложенного интегративного подхода к изучению других видов киберагресии в интернет-пространстве: флейминга, троллинга, кибербуллинга и под.

Об авторах

Флюза Габдуллиновна Фаткуллина

Уфимский университет науки и технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: fluzarus@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8711-2993
SPIN-код: 2022-2453

доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, действительный член РАЕН, заведующий кафедрой русской и сопоставительной филологии

Российская Федерация, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32

Саиде Дастамуз

Университет Аль-Захра

Email: s.dastamooz@alzahra.ac.ir
ORCID iD: 0000-0003-1812-8427

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Иран, 1993891176, г. Тегеран, Дех-и Ванак, Северная улица Шейха Бахаи

Список литературы

  1. Alexandrova, O.V. (2001). Cognitive and pragmatic features of the construction of media discourse. The language of mass information as an object of interdisciplinary research (pp. 25–27). Moscow: Moscow State University. (In Russ.).
  2. Apazheva, L.T. (2014). Model of the linguistic personality of the subject of virtual communication. Current problems of philology and pedagogical linguistics, (16), 138–144. (In Russ.).
  3. Afanasieva, V.V. (2010). HomoVirtualis: psychological characteristics. News of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 10(2), 59–64. (In Russ.).
  4. Bondarenko, T.A. (2006). Personality transformation in virtual reality. Rostov-on-Don: Don State Technical University Publ. (In Russ.).
  5. Chomsky, N. (1988). Language and politics. Montréal; New York: Black rose books.
  6. Dastamuz, S. (2013). Communicative properties of infinitive interrogatives sentences with the particle ли. Bulletin of Moscow University. Series 9. Philology, (2), 142–147. (In Russ.).
  7. Fatkullina, F.G., & Zaripova, E.M. (2020). Linguistic manipulation of the basic values of modern society in the digital media environment. World of science, culture, education, 3(82), 387–388. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00587
  8. Galichkina, E.N. (2004). Characteristics of computer discourse. Orenburg State University Bulletin, (10), 55–59. (In Russ.).
  9. Germasheva, T.M. (2014). Virtual linguistic personality in the space of blog discourse. Adygea State University Bulletin. Series 2: Philology and art history, 2(140), 36–40. (In Russ.).
  10. Gorina, E.V. (2015). Internet discourse in terms of impact on the user. Political linguistics, 52(2), 150–155. (In Russ.).
  11. Karasik, V.I. (2007). Discursive personology. Language, communication and social environment (pp. 78–86). Voronezh: Voronezh State Univ. Publ. (In Russ.).
  12. Karaulov, Yu.N. (2010). Russian language and linguistic personality. Moscow: LKI Publ. (In Russ.).
  13. Kilvington, D. (2021). The virtual stages of hate: Using Goffman’s work to conceptualise the motivations for online hate. Media, Culture & Society, 43(2), 256–272. https://doi.org/10.1177/0163443720972318
  14. Kondrashov, P.E. (2004). Computer discourse: Sociolinguistic aspect. (Candidate dissertation, Krasnodar). (In Russ.).
  15. Kuryanovich, A.V. (2018). Experience of linguistic and legal characteristics of a conflicting linguistic personality (using the example of analysis of the communicative behavior of a troll in online correspondence). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (2), 127–142. (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-2-127-142
  16. Lucas, Ch. (2010). Creating a positive Virtual persona. Education.com. Bringing Learning To Life. http://www.education.com/magazine/article/Virtual_Persona
  17. Lutovinova, O.B. (2015). Virtual linguistic personality: to the definition of the concept. World of science, culture, education, (1(50)), 288–292. (In Russ.).
  18. Lutovinova, O.B. (2021). Genre characteristics of hating. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, (9(162)), 96–103. (In Russ.).
  19. Mozgovaya, O.A. (2020). Provocative strategies of trolling and hating in German-language Internet texts. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences, (2(831)). 119–131. (In Russ.).
  20. Nazarova, R.Z., & Sokolova, G.N. (2020). Classification of linguocultural types of participants and genre linguistic features of personal Internet discourse. Foreign languages in the context of intercultural communication, (XII), 125–132. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/9999-052A-2020-00024
  21. Podshivalova, T.P., Titova, E.V., & Gromova, E.A. (Ed.). (2022). The law of the digital environment. Moscow: Prospekt Publ. (In Russ.).
  22. Tarasenko, V.V. (2000). Anthropology of the Internet: self-organization of the “clicking person”. Social sciences and modernity, (5), 111–120. (In Russ.).
  23. Van Dijk, T.A. (1989). Language. Cognition. Communication. Moscow: Progress Publ. (In Russ.).
  24. Vetyugova, L.I. (2016). Speech manipulation as a form of influence. University Readings Materials of scientific-methodical readings of Pyatigorsk State Linguistic University Pt. III (pp. 83–87). Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University Publ. (In Russ.).
  25. Volodina, M.N. (2003). The language of mass communication is the main means of information influence on public consciousness. In M.N. Volodina (Ed.), The language of mass information as an object of interdisciplinary research (pp. 6–23). Moscow: Moscow State University Publ. (In Russ.).
  26. Vorob’ev, V.V., Fatkullina, F.G., & Kuzhuget, Sh.Yu. (2023). Linguoculturological description of the spatial code of culture (based on the material of the Russian and Tuvan languages). New Research of Tuva, (4), 153–170. (In Russ.). https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.11

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».