Транскультурная лингвоконцептуальная модель глобализации в региональном контексте
- Авторы: Луговская Е.Г.1
-
Учреждения:
- Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 214-225
- Раздел: Языковые контакты
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/329656
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2019-16-2-214-225
- ID: 329656
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обосновывается целесообразность использования термина «транскультурный» в терминологическом словосочетании, называющем модель лингвокультурного социоэмерджента, формирующегося в условиях многоязычия и поликультурности того или иного региона (в частности, сложившегося на территории Приднестровья). Также представлена характеристика самой модели, намечены основные пути ее описания; указаны некоторые методологические условия анализа указанной модели. Несмотря на то, что терминологические различия между терминами «межкультурный», «кросс-культурный» и «транскультурный», отражающих направленность глобализационных процессов нового тысячелетия, обусловлены в большей степени специфичностью терминосистем тех сфер научного знания, в которых устоялось использование указанных терминов, автор показывает, что с лингвоконцептуальной точки зрения сущность глобализационных процессов может быть выражена через построение теоретической модели текста транскультуры того или иного региона (имеются в виду полиязычные и мультикультурные регионы) путем когнитивно-дискурсивного моделирования. При описании предложенной транскультурной лингвоконцептуальной модели предлагается акцентировать внимание на интерпретации транскультурации как процесса сближения и слияния культур в противовес аккультурации или декультурации, что приобретает особую важность при оценивании эффективности функционирования предложенной модели в прагматическом измерении и может указать на «болевые точки» исследуемого когнитивно-дискурсивного пространства. В качестве иллюстрации данного тезиса рассмотрен частный вопрос, относящийся к прагматической оценке реализации модели - оценке эффективности усвоения второго и последующих языков представителями полиязычных регионов. Отмечено, что возникшие в рамках антропоцентрической парадигмы языкознания функционально-прагматический и когнитивно-коммуникативный подходы в отличие от этноориентированного, акцентируя внимание на функционировании языка, выступают в качестве инструментария транскультурной коммуникации в транскультурном мире и позволяют билингву быть активным участником процесса межкультурной коммуникации и социализации.
Об авторах
Елена Григорьевна Луговская
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Автор, ответственный за переписку.
Email: lugowska@spsu.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
Республика Молдова, 3300, Тирасполь, ул. 25 Октября, 107Список литературы
- Triandis, H.C., and R.W. Brislin. 1984. “Cross-Cultural Psychology”. American Psychologist. 39(9): 1006-1016.
- Moiseev, V.I. 2015. “Obrazy onto-sotsiologii: onto-izolyaty i sotsio-ehmerdzhenty” [The Images of Onto-Sociology: Onto-Isolates and Socio-Emergents]. Credo New 3(83). Web. URL: http:// credo-new.ru/archives/567
- Ortiz, F. 1995. Cuban Counterpoint: Tobacco and Sugar, Durham, NC: Duke University Press, ISBN 0-8223-1616-1. Trans. Harriet de Onís. (Original Spanish edition published in 1940. Original translation by Onìs published in 1947, New York: Knopf.
- Sepir, E. 1993. “Yazyk, rasa, kul’tura” [Language, Race, Culture]. In Izbrannye trudy po yazykoznaniyu i kul’turologii. Moscow. Print. (In Russ.)
- Proektivnyi filosofskii slovar’: novye terminy i ponyatiya [Proect Philosophy Dictionary]. 2003. Ed. by Tul’chinskiy, G.L., Ehpshtein M.N. SPb.: Aleteiya. Print. (In Russ.)
- Proshina, Z.G. 2016. “Problemy i perspektivy translingval’nykh i transkul’turnykh kontaktov (vvedenie k tematicheskomu vypusku zhurnala)” [Problems and Prospects of Translating and Transcultural Contacts (Introduction to the Thematic Issue]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke. 50 (2): 6-9. Print. (In Russ.)
- Romanenko, V.A. 2018. “Parametricheskie dannye lokal’noi mezhehtnicheskoi paradigm” [Parametric Data of the Local Interethnic Paradigm]. In “Yazyk est’ neistoshchimaya sokrovishchnitsa dukhovnogo bytiya chelovecheskogo”: Materialy Respublikanskoi nauchnometodicheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastieM), posvyashchennoi 200-letiyu so dnya rozhdeniya F.I. BuslaevA. Tiraspol’, April, 25. Tiraspol’: Izd-vo PridN. un-ta. Print. (In Russ.)
- Fakhrudinova, E.R. 2011. “Krosskul’turnyi dialog v global’nom mire: filosofsko-komparativistskii analiz” [Cross-cultural Dialog in a Global World]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 3: 16-19. Print. (In Russ.)
- Shamne, N.L. 2003. “Mezhkul’turnaya kommunikatsiya i transkul’turnaya kommunikatsiya: k opredeleniyu ponyatii” [Intercultural Communication and Transcultural Communication: Definition of Terms]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie. 3: 73-80. Print. (In Russ.)
- Balyasnikova, O.V., A.A. Stepanova, Cherkasova G.A., and N.V. Ufimtseva. 2017. “Ehtnolingvisticheskii aspekt regional’nogo yazykovogo soznaniya” [Ethnolinguistic Aspect of Regional Language Consciousness]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. 8 (4): 1161-1170. Print. (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M. 2015. “Proekt «Sovremennye tendentsii bilingval’nogo obrazovaniya v Rossii i mire»: vmesto poslesloviya” [The Project “Modern Trends in Bilingual Education in Russia and in the World”: Instead of the Epilogue]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial’nost’. 5: 366-374. Print. (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M. 2016. “O translingvizme i transkul’turatsii cherez prizmu odnoi yazykovoi biografii” [About Translingualism and Transculturation through the Prism of a Language Biography]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke. 2 (50): 76-81. Print. (In Russ.)
- Vasil’eva, R.I. 2012. “Yazykovaya situatsiya v respublike Sakha (Yakutiya) (na materiale Prilen’ya)” [Language Situation in the Republic of Sakha]. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya. 1: 88-91. Print. (In Russ.)
- Zakir’yanov, K.Z., and M.V. Zainullin. 2015. “Bashkirsko-russkoe dvuyazychie kak fenomen vzaimoobogashcheniya kul’tur” [Bashkir-Russian Bilingualism as a Phenomenon of Mutual Enrichment of Cultures]. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 20 (1): 66-171. Print. (In Russ.)
Дополнительные файлы

