Региональный проект «Технологии языковой и культурной адаптации детей мигрантов из стран СНГ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается положительный опыт Тюменского государственного университета по реализации в системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на постепенное, планомерно организованное включение в российское образовательное пространство детей из семей мигрантов, обучающихся в учреждениях среднего общего образования. Авторы представляют концепцию проекта, актуальность которого обусловлена систематическим ростом миграционных потоков в Тюменском регионе. Описываемый проект прошел апробацию и продемонстрировал эффективность избранной стратегии аккультурации мигрантов. Комплексный подход к проблеме адаптации детей мигрантов в новых социокультурных условиях, положенный в основу проекта, доказал, что функциональность интеграционных мероприятий увеличивается при охвате разных целевых групп: учащихся, их родителей-иностранцев, педагогов, работающих с гетерогенными по составу детскими коллективами, представителей государственных структур и диаспор. Технологии и инструменты, использованные в ходе реализации проекта, могут применяться в регионах, являющихся точками притяжения миграционных потоков.

Об авторах

Светлана Олеговна Драчева

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.o.dracheva@utmn.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета

Российская Федерация, 625003, Тюмень, Володарского, д. 6

Елена Вадимовна Тумакова

Тюменский государственный университет

Email: e.v.tumakova@utmn.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета

Российская Федерация, 625003, Тюмень, Володарского, д. 6

Список литературы

  1. Federal’naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016—2020 gody [Federal Target Program of Education Development in 2016—2020]. Web. URL: http://фцпро.рф (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
  2. Aleksandrov, D.A., V.A.Ivanyushina, Kostenko V.V., S.S. Savel’eva, and Tenisheva K.A. 2012. Polozhenie detei migrantov v Sankt-Peterburge [The Situation of Children of Immigrants in St. Petersburg]. Moscow: The United Nations Children’s Fund (UNICEF). Print. (In Russ.)
  3. Federal’nyi zakon “Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii” ot 20.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law “On Education in the Russian Federation” from 20.12.2012 No. 273FZ (last version)]. Web. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
  4. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (red. ot 07.03.2018) [The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (Version from 07.03.2018)]. Web. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
  5. FPG Child Development Institute. Web. URL: http://fpg.unc.edu/ (Access date: 01.12.17).
  6. Lesnaya akademiya [Wooden Academy]. Web. URL: http://www.dporudn.ru/learning/woodenacademy/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
  7. Hispanic Institute — Child Trends. Web. URL: https://www.childtrends.org/hispanic-institute/ (Access date: 01.12.17).
  8. Lou, C., D. Hanson, Fortuny K., and M. Simms. Visualizing Trends for Children of Immigrants. Web. URL: http://apps.urban.org/features/children-of-immigrants/ (Access date: 01.12.17).
  9. Madziva, R., S. McGrath, and Thondhlana J. 2016. “Communicating Employability: the Role of Communicative Competence for Zimbabwean Highly Skilled Migrants in the UK”. Journal of International Migration and Integration 1 (17): 235—252. doi: 10.1007/s12134-014-0403-z
  10. Doe, Сh. 2014. “Diagnostic English Language Needs Assessment (DELNA)”. Language Testing 31(4): 537—543. doi: 10.1177/0265532214538225
  11. Sbertoli, G., and H. Arnesen. 2014. Language and Initial Literacy Training for Immigrants: the Norwegian Approach. Language Issues in Migration and Integration: Perspectives from Teachers and Learners. London: British Council publ. Print.
  12. Kobayashi, Y. 2014. “Language Education for Migrant Workers and their Social Integration in Japan”. Global Migration Research Paper 8: 65. Print.
  13. Dudko, S.A. 2014. K voprosu ob obuchenii detei migrantov v Rossii [Concerning the Question of Teaching Children of Immigrants in Russia]. Secondary Education in Russia 3: 221—224. (in Russ.)
  14. Zborovskii, G.E., E.A. Shuklina, and Zasypkin V.P. 2015. “Obrazovatel’nye i adaptatsionnye praktiki detei migrantov v usloviyakh mezhnatsional’noi intolerantnosti” [Educational and Adaptation Practices of Migrants Children in the Conditions of International Intolerance]. Ural Federal University Journal of Issues in Education, Science and Culture 1: 70—83. (In Russ.)
  15. Nauchno-uchebnaya laboratoriya “Sotsiologiya obrazovaniya i nauki” (“Slon”) [Scientific and Educational Laboratory “Sociology of Education and Science” (“Slon”)]. Web. URL: https:// slon.hse.ru/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
  16. Guseva, E.Yu., E.A. Dvorkina, and Polyakova Yu.D. 2016. Fizika — 7: uchebnoe posobie po russkomu yazyku dlya shkol’nikov s rodnym nerusskim. [Physics — 7. A Tutorial on Russian for School children with their Native non-Russian Language]. St. Petersburg: Zlatoustpubl. Print. (In Russ.)
  17. Kulibina, N.V. 2015. Zachem, chto i kak chitat’ na uroke. Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelei russkogo yazyka kak inostrannogo [Why, What and How to Read at the Lesson. A Methodical Guide for Teachers of the Russian Language as a Foreign Language]. St. Petersburg: Zlatoust publ. Print. (In Russ.)
  18. Russkii yazyk dlya nashikh detei. Uchebno-trenirovochnyi kontent i metodicheskie materialy dlya podderzhki obrazovatel’noi deyatel’nosti na russkom yazyke [Russian Language for Our Children. Training Content and Methodological Materials to Support Education in Russian]. Web. URL: https://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».