Региональный проект «Технологии языковой и культурной адаптации детей мигрантов из стран СНГ»
- Авторы: Драчева С.О.1, Тумакова Е.В.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 584-595
- Раздел: Билингвальное образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/329748
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2018-15-4-584-595
- ID: 329748
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описывается положительный опыт Тюменского государственного университета по реализации в системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на постепенное, планомерно организованное включение в российское образовательное пространство детей из семей мигрантов, обучающихся в учреждениях среднего общего образования. Авторы представляют концепцию проекта, актуальность которого обусловлена систематическим ростом миграционных потоков в Тюменском регионе. Описываемый проект прошел апробацию и продемонстрировал эффективность избранной стратегии аккультурации мигрантов. Комплексный подход к проблеме адаптации детей мигрантов в новых социокультурных условиях, положенный в основу проекта, доказал, что функциональность интеграционных мероприятий увеличивается при охвате разных целевых групп: учащихся, их родителей-иностранцев, педагогов, работающих с гетерогенными по составу детскими коллективами, представителей государственных структур и диаспор. Технологии и инструменты, использованные в ходе реализации проекта, могут применяться в регионах, являющихся точками притяжения миграционных потоков.
Об авторах
Светлана Олеговна Драчева
Тюменский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.o.dracheva@utmn.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета
Российская Федерация, 625003, Тюмень, Володарского, д. 6Елена Вадимовна Тумакова
Тюменский государственный университет
Email: e.v.tumakova@utmn.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета
Российская Федерация, 625003, Тюмень, Володарского, д. 6Список литературы
- Federal’naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016—2020 gody [Federal Target Program of Education Development in 2016—2020]. Web. URL: http://фцпро.рф (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
- Aleksandrov, D.A., V.A.Ivanyushina, Kostenko V.V., S.S. Savel’eva, and Tenisheva K.A. 2012. Polozhenie detei migrantov v Sankt-Peterburge [The Situation of Children of Immigrants in St. Petersburg]. Moscow: The United Nations Children’s Fund (UNICEF). Print. (In Russ.)
- Federal’nyi zakon “Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii” ot 20.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law “On Education in the Russian Federation” from 20.12.2012 No. 273FZ (last version)]. Web. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
- Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (red. ot 07.03.2018) [The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses (Version from 07.03.2018)]. Web. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
- FPG Child Development Institute. Web. URL: http://fpg.unc.edu/ (Access date: 01.12.17).
- Lesnaya akademiya [Wooden Academy]. Web. URL: http://www.dporudn.ru/learning/woodenacademy/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
- Hispanic Institute — Child Trends. Web. URL: https://www.childtrends.org/hispanic-institute/ (Access date: 01.12.17).
- Lou, C., D. Hanson, Fortuny K., and M. Simms. Visualizing Trends for Children of Immigrants. Web. URL: http://apps.urban.org/features/children-of-immigrants/ (Access date: 01.12.17).
- Madziva, R., S. McGrath, and Thondhlana J. 2016. “Communicating Employability: the Role of Communicative Competence for Zimbabwean Highly Skilled Migrants in the UK”. Journal of International Migration and Integration 1 (17): 235—252. doi: 10.1007/s12134-014-0403-z
- Doe, Сh. 2014. “Diagnostic English Language Needs Assessment (DELNA)”. Language Testing 31(4): 537—543. doi: 10.1177/0265532214538225
- Sbertoli, G., and H. Arnesen. 2014. Language and Initial Literacy Training for Immigrants: the Norwegian Approach. Language Issues in Migration and Integration: Perspectives from Teachers and Learners. London: British Council publ. Print.
- Kobayashi, Y. 2014. “Language Education for Migrant Workers and their Social Integration in Japan”. Global Migration Research Paper 8: 65. Print.
- Dudko, S.A. 2014. K voprosu ob obuchenii detei migrantov v Rossii [Concerning the Question of Teaching Children of Immigrants in Russia]. Secondary Education in Russia 3: 221—224. (in Russ.)
- Zborovskii, G.E., E.A. Shuklina, and Zasypkin V.P. 2015. “Obrazovatel’nye i adaptatsionnye praktiki detei migrantov v usloviyakh mezhnatsional’noi intolerantnosti” [Educational and Adaptation Practices of Migrants Children in the Conditions of International Intolerance]. Ural Federal University Journal of Issues in Education, Science and Culture 1: 70—83. (In Russ.)
- Nauchno-uchebnaya laboratoriya “Sotsiologiya obrazovaniya i nauki” (“Slon”) [Scientific and Educational Laboratory “Sociology of Education and Science” (“Slon”)]. Web. URL: https:// slon.hse.ru/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
- Guseva, E.Yu., E.A. Dvorkina, and Polyakova Yu.D. 2016. Fizika — 7: uchebnoe posobie po russkomu yazyku dlya shkol’nikov s rodnym nerusskim. [Physics — 7. A Tutorial on Russian for School children with their Native non-Russian Language]. St. Petersburg: Zlatoustpubl. Print. (In Russ.)
- Kulibina, N.V. 2015. Zachem, chto i kak chitat’ na uroke. Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelei russkogo yazyka kak inostrannogo [Why, What and How to Read at the Lesson. A Methodical Guide for Teachers of the Russian Language as a Foreign Language]. St. Petersburg: Zlatoust publ. Print. (In Russ.)
- Russkii yazyk dlya nashikh detei. Uchebno-trenirovochnyi kontent i metodicheskie materialy dlya podderzhki obrazovatel’noi deyatel’nosti na russkom yazyke [Russian Language for Our Children. Training Content and Methodological Materials to Support Education in Russian]. Web. URL: https://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/ (Access date: 01.12.17). (In Russ.)
Дополнительные файлы

