Понятие «культурная идентичность» студента коми-пермяка в фокусе лингвометодики
- Авторы: Медведева Н.В.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020)
- Страницы: 88-100
- Раздел: Билингвальное образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/324499
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2020-17-1-88-100
- ID: 324499
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается понятие «билингвальная личность» в отношении национально-русского билингва, уточняется понятие «культурная идентичность» билингвальной личности студента коми-пермяка в условиях высшего педагогического образования, определяются основания для диагностики культурной идентичности студента-билингва в системе этно- и социокоординат и описываются ее результаты. Целью исследования является конкретизация понятия «билингвальная личность» студента коми-пермяка; определение показателей его культурной идентичности в системе этно- и социокоординат. Это служит основанием для моделирования обучения и формирования личности будущего учителя русского языка в вузе с позиции современных разработанных в лингвометодике подходов преподавания русского языка в условиях национально-русского билингвизма. Методами исследования является диагностика культурной идентичности студента комипермяка на основе включенного наблюдения, анкетирования, интервьюирования будущих учителей русского языка в условиях высшего педагогического образования, метода шкалирования результатов в процессе обработки статистических данных. Результаты исследования показывают, что диагностика культурной идентичности билингвальной личности студента коми-пермяка выявляет его идентификационные особенности, определяет, насколько он встроен в русскую культуру, насколько для его коммуникации гармоничен русский язык. Формирование будущего учителя на основе его культурной идентичности определяется целями и задачами подготовки к обучению школьников в билингвальной и бикультурной коми-пермяцко-русской среде. Это, безусловно, требует организации работы в русле современных лингвометодических подходов, усиления когнитивной направленности в освоении русского языка как науки. Формирование коммуникативных результатов билингва коми-пермяка в речевой профессиональной коммуникации на русском языке невозможно без развития когнитивных процессов.
Об авторах
Наталья Владимировна Медведева
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: basha_n@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков
Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24Список литературы
- Kamenskih, M.S. 2014. “Jetnodemograficheskie processy u komi-permjakov na sovremennom jetape” in Komi-permjackij jetnograficheskij sbornik: trudy In-ta jazyka, ist. i trad. kul’tury komiperm. naroda. Vyp. H. SPb.: Mamatov. Pp. 211—234. Print. (In Russ.)
- Karaulov, Ju.N. 1987. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost’. Moscow: Nauka. 262 p. Print. (In Russ.)
- Zakir’janov, K.Z. 2012. “Dva fenomena: bilingvizm i bilingval’naja lichnost’”. Vestnik Bashkirsk. un-ta. 1(I): 498—502. Print. (In Russ.)
- Kudrjavceva, E.L. 2011. Estestvennyj bilingvizm kak fenomen kul’tury. Jelektronnyj resurs. URL: http://www.pulib.sk/elpub2/FF/Petrikova5/pdf_doc/14_kudrjavceva.pdf
- Hamraeva, E.A. Kognitivnyj potencial russkogo jazyka v obuchenii detej-bilingvov [Jelektronnyj resurs] URL: https://castl.uit.no/phocadownload/khamra eva.pdf (data obrashhenija: 06.06. 2019).
- Jusupova, Z.F. 2014. “Dialog jazykov i kul’tur v prepodavanii russkogo jazyka v polikul’turnoj auditoria” in Materialy IV Kongressa «ROPRJaL» / Editors.: K.A. Rogova, G.M. Vasil’eva, D.A. Shhukina i dr. T. 3. SPb.: ROPRJaL. Pp. 106—110. Print. (In Russ.)
- Dejkina, A.D. 2014. “Russkij jazyk kak formirujushhaja sreda lichnosti v ee duhovnointellektual’nom i jemocional’nom razvitii” in Razvitie lichnosti uchashhihsja v processe obuchenija russkomu jazyku: duhovnoe, intellektual’noe, jemocional’noe. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20—21 marta 2014): monografija. Moscow: MPGU; Jaroslavl’: REMDER. Pp. 12—16. Print. (In Russ.)
- Kulaeva, G.M. 2013. “Otnoshenie k rodnomu jazyku kak cennostnyj orientir i lichnostnyj rezul’tat izuchenija russkogo jazyka v sovremennoj shkole”. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal (Online). ISSN 2303-9922. 1 (5): 105—110. http://www.vestospu.ru (data obrashhenija: 11.08.2019).
- Sinjachkin, V.P. 2015. “Sovremennye tendencii razvitija bilingval’nogo obrazovanija v Rossii i mire (Predislovie k tematicheskomu vypusku Vestnika)”. Vestnik RUDN. Serija: Voprosy obrazovanija. Jazyki i special’nost’. 5: 11—16. Print. (In Russ.)
- Dejkina, A.D. 2016. “Kognitivnaja teorija metodiki kak strategicheskaja osnova shkol’nogo kursa russkogo jazyka” in Filologija v prostranstve sovremennyh gumanitarnyh issledovanij: sb. st. po materialam Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 95-letiju Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta i 95-letiju filologicheskogo fakul’teta (24—25 nojabrja 2016 goda). Perm’. Pp. 16—24. Print. (In Russ.)
- Ganelina, Ja.A. 2014. “Jetnokul’turnaja i polikul’turnaja identichnost’ inostrannyh studentov: ot razobshhennosti — k garmonii”.Vestnik RUDN. Serija: Voprosy obrazovanija. Jazyki i special’nost’. 1: 76—80. Print. (In Russ.)
- Krasnyh, V.V. 2013. “Prepodavanie russkogo jazyka v uslovijah jazykovoj i kul’turnoj polifonii: neobhodimost’ ucheta kul’tury i lingvokul’tury v processe obuchenija”. Vestnik RUDN. Serija: Voprosy obrazovanija. Jazyki i special’nost’. 4: 55—66. Print. (In Russ.)
- Rozhdestvenskaja, R.L. 2016. “Razvitie jetnokul’turnoj identifikacii lichnosti rebenka sredstvami kraevedenija v processe izuchenija russkogo jazyka”. Nauchnyj rezul’tat. Serija: Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2(1): 51—56.
- Janchenko, V.D. 2014. “Integrirujushhaja rol’ russkogo jazyka v polijetnicheskoj obrazovatel’noj srede” in Kaspijskij krug: goroda-pobratimy — simvol sovmestnogo nasledija: Sbornik materialov mezhdunarodnogo foruma / Pod red. I.A. Prihozhan i V.I. Supruna. Volgograd. Pp. 84—89. Print. (In Russ.)
- Bahtikireeva, U.M. 2015. “Proekt «Sovremennye tendencii bilingval’nogo obrazovanija v Rossii i mire»: vmesto posleslovija”. Vestnik RUDN. Serija: Voprosy obrazovanija. Jazyki i special’nost’. 5: 366—374. Print. (In Russ.)
- Borisova, L.P., and Shadrina S.N. 2012. “Rol’ russkogo jazyka v formirovanii obshherossijskoj identichnosti”. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 12: 221—224. Print. (In Russ.)
- Desjaeva, N.D. 2016. “Rabota s tekstom kak sredstvo formirovanija gorodskoj kul’turnoj identichnosti moskovskih shkol’nikov”. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 8(2): 298—302. Print. (In Russ.)
- Hairova, I.V. 2012. “Formirovanie osnov grazhdanskoj identichnosti u mladshih shkol’nikov v processe obuchenija russkomu jazyku”. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. 4: 161—167. Print. (In Russ.)
Дополнительные файлы
