Долганское приглашение в тундру: художественный мир Огдо Аксёновой
- Авторы: Арзамазов А.А.1
-
Учреждения:
- Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
- Выпуск: Том 17, № 3 (2020)
- Страницы: 321-333
- Раздел: Художественное измерение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/324518
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2020-17-3-321-333
- ID: 324518
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Основная цель статьи - проанализировать поэтические тексты Огдо Аксёновой, единственного представителя долганской национальной литературной традиции. Устанавливаются основные темы, ключевые мотивы и символы ее художественного мира (изображение северного ландшафта, образ тундры, стихотворные вариации на тему времен года и т.д.), анализируется этнокультурное своеобразие поэтического дискурса (языковые уровни выразительности, предметно-бытовые реалии долганской культуры). Особое внимание уделено жанру песни, имеющему фольклорно-мифологические корни. Дается оценка качеству художественного перевода текстов долганской поэтессы на русский язык. Творчество О. Аксёновой представляет большой исследовательский интерес с точки зрения выявления специфических механизмов становления и развития «миноритарной» литературы.
Об авторах
Алексей Андреевич Арзамазов
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: arzami@rambler.ru
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Российская Федерация, 426004, Ижевск, ул. Ломоносова, 4Список литературы
- Amineva, V.R. 2017. Sopostavitel’noe izuchenie russkoi i tatarskoi literatur. Kazan: Redaktsionnoizdatel’skii tsentr «Shkola». Print. (In Russ.)
- Zhuleva, A.S. 2014. “Etnologicheskii aspekt v issledovaniyakh literatur narodov Severa”. In Voprosy izucheniya istorii natsional’nykh literatur. Teoriya. Metodologiya. Sovremennye aspekty [Questions of Studying the History of National Literatures. Theory. Methodology. Modern Aspects], edited by K.K. Sultanov. 337—366. Moscow: IMLI RAN. Print. (In Russ.)
- Zhuleva, A.S. 2017. “Transtsendentnoe v romanakh Yuriya Rytkheu”. In Voprosy izucheniya natsional’nykh literatur. Diskurs identichnosti v menyayushchikhsya kontekstakh [Questions of the Study of National Literature. Discourse of Identity in Changing Contexts], edited by K.K. Sultanov. 300—319. Moscow: IMLI RAN. Print. (In Russ.)
- Zeifert, E.I. 2007. Zhanrovye protsessy v poezii rossiiskikh nemtsev vtoroi poloviny XX — nachala XXI vv. Karaganda; Minsk. (In Russ.)
- Zeifert, E.I. 2009. Zhanr i etnicheskaya kartina mira v poezii rossiiskikh nemtsev vtoroi poloviny XX — nachala XXI vv. Lage: BMV Verlag Robert Burau. Print. (In Russ.)
- Poshataeva, A.V. 1988. Literatury narodov Severa: istoki, stanovlenie, razvitie. Moscow: Nauka. Print. (In Russ.)
- Sultanov, K.K. 2007. Ot Doma k Miru. Etnonatsional’naya identichnost’ v literature i mezhkul’turnyi dialog. Moscow: Nauka. Print. (In Russ.)
- Sultanov, K.K. 2019. Ugol prelomleniya. Literatura i identichnost’: kommunikativnyi aspekt. Moscow: IMLI RAN. Print. (In Russ.)
- Khazankovich, Yu.G. 2009. Fol’klorno-epicheskie traditsii v proze malochislennykh narodov Severa. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN. Print. (In Russ.)
- Aksenova, Ogdo. 1996. Priznanie v lyubvi. Izbrannoe. Moscow: «Poligrafvideo». Print. (In Russ.) 11. Aksenova, Ogdo. 1973. Baraksan. Stikhi. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel’stvo. Print. (In Russ. In Dolgan)
Дополнительные файлы
