Актуальные проблемы современной лингводидактики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с обучением иностранных студентов русскому языку на довузовском этапе подготовки к учебе на основных факультетах российских вузов. Развернувшийся в настоящее время процесс общей гуманитаризации обучения на всех его ступенях предполагает поиск эффективных технологий и обновление образовательной парадигмы в целом. Основное внимание в данной работе уделяется таким дискуссионным вопросам, как антропологическая лингводидактическая парадигма, основу которой составляют внимание к личностному «проекту» саморазвития обучаемых и синергетическое субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и иностранных студентов. Предпринятое рассмотрение современного образовательного дискурса с учетом идей саморазвития, самоорганизации и нелинейного понимания причинно-следственных взаимоотношений делает актуальной разработку синергетической антропологии, направленной на создание активной образовательной среды, принимающей во внимание личностные особенности и потенциальные возможности всех субъектов вузовской образовательной деятельности. Предпринятое исследование позволяет нам сделать вывод о том, что современная лингводидактика, ориентированная на антропоцентрический подход к языку, предполагает приоритет субъект-субъектных отношений в педагогической деятельности, синергетическое взаимодействие всех участников коммуникации, интеграцию знаний, умений, навыков и компетенций. Ценностный подход к личности студента - условие его успешного вхождения в культурный мир постигаемого языка для его последующего обучения в российском вузе.

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Владимирова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yusvlad@rambler.ru
доктор филологических наук, профессор, педагог дополнительного образования кафедры Русского языка и межкультурной коммуникации Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Karaulov, Yu.N. 2003. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost’. Moscow: Editorial URSS publ. Print. (In Russ.)
  2. Gaidenko, P.P. 2000. “Ontologicheskii gorizont naturfilosofii Aristotelya”. Filosofiya v antichnosti i v srednie veka. Moscow: Progress-Traditsiya publ. Pp. 37—78. Print. (In Russ.)
  3. Leont’ev, A.A. 1969. Yazyk, rech’, rechevaya deyatel’nost’. Moscow: Prosveshchenie publ. Print. (In Russ.)
  4. Mamardashvili, M.K. 1992. Kak ya ponimayu filosofiyu. Moscow: Progress publ. Print. (In Russ.)
  5. Zinchenko, V.P. 2010. Soznanie i tvorcheskii akt. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur publ. Print. (In Russ.)
  6. Rubinshtein, S.L. 1973. Problemy obshchei psikhologii. Moscow: Pedagogika publ. Print. (In Russ.)
  7. Leont’ev, A.A. 1996. Pedagogicheskoe obshchenie. Moscow: Nal’chik: Izd. tsentr “El’-Fa”. Print. (In Russ.)
  8. Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. 2018. Osnovaniya sinergetiki: Sinergeticheskoe mirovidenie. Moscow: Knizhnyi dom LIBROKOM publ. Print. (In Russ.)
  9. Stepin, V.S. 1992. Filosofskaya antropologiya i filosofiya nauki. Moscow: Vysshaya shkola. Print. (In Russ.)
  10. Rubinshtein, S.L. 1998. Osnovy obshchei psikhologii. SPb.: Piter Kom publ. Print. (In Russ.)
  11. Lengle, A. 2001. “Ekzistentsial’nyi analiz — naiti soglasie s zhizn’yu”. Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal 1: 5—23. Print. (In Russ.)
  12. Gorelov, I.N., Sedov K.F. 2001. Osnovy psikholingvistiki Kategoriya: psikho- i neirolingvistika. Moscow: Labirint publ. Print. (In Russ.)
  13. Vatslavik, P., Bivin, Dzh., Dzhekson, D. 2000. Psikhologiya mezhlichnostnykh kommunikatsii. SPb: Rech’ publ. Print. (In Russ.)
  14. Savchuk, V.V. 2013. “Fenomen povorota v kul’ture XX veka”. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury 1 (10): 93—108. Print. (In Russ.)
  15. Kulik, A.D. 2016. “Integrativno-modul’nyi podkhod k professional’no orientirovannomu obucheniyu russkomu yazyku inostrannykh studentov: nachal’nyi etap”. Candidate Thesis, Moscow: MPGU. Print. (In Russ.)
  16. Barabanshchikov, V.A. 2008. “Vospriyatie individual’no-psikhologicheskikh osobennostei cheloveka po vyrazheniyu litsa”. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya. Psikhologiya i pedagogika 7(1): 6—12. Print. (In Russ.)
  17. Slastenin, V.A., Isaev, I.F., Shiyanov, E.N. 2013. Pedagogika. Moscow: Izdatel’skii tsentr Akademiya publ. Print. (In Russ.)
  18. Sinel’nikova, L.N. 2017. “Rizoma i diskurs intermedial’nosti”. Russian Journal of Linguistics 21 (4): 805—821. Print. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».