Особенности построения нарративов у детей в билингвальной среде
- Авторы: Ощепкова Е.С.1, Картушина Н.А.2, Шатская А.Н.3
-
Учреждения:
- Институт языкознания РАН
- Университет Осло
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 6-18
- Раздел: Арсенал
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326775
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2022-19-1-6-18
- ID: 326775
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается детский вызванный нарратив как показатель развития языка и культуры. Нарратив - это история, созданная ребенком на основе рассказа по картинке или серии картинок. Нарратив позволяет оценить связную монологическую речь ребенка. Нарративы как первичные формы текстов культуры отражают определенную национально-культурную специфику. В нарративе можно выделить макроструктуру, определяющую его смысловую полносту и адекватность, и микроструктуру, оценивающую лексико-грамматические особенности. В нашей работе исследовались нарративы детей из Российской Федерации (Москва), Республики Саха (Якутия) (Якутск и улусы) и Республики Татарстан (Казань). Кроме того, дети проходили ряд психологических тестов, что позволило оценить у них уровень развития регуляторных функций и невербального интеллекта. Основной задачей исследования было выявить, как фактор билингвизма влияет на построение нарратива и какие другие факторы также оказывают влияние на развитие связной монологической речи у дошкольников. В исследовании приняли участие 765 детей, среди них 327 мальчиков и 438 девочек ( M = 77,89 месяцев, SD = 5,22). Все дети посещали старшие группы детских садов Москвы ( n = 495), Казани ( n = 115), Якутска и улусов ( n = 155). В результате анкетирования воспитателей и короткого языкового теста выборка была разделена на две группы: билингвы ( n = 179), равноценно общающиеся на русском и национальном языках, и монолингвы ( n = 586), общающиеся преимущественно или только на русском. Результаты статистической обработки материала показали, что билингвизм является важным фактором, влияющим на микроструктуру нарративов, однако в наибольшей степени и микро-, и макроструктура зависят от слухоречевой рабочей памяти. Это подтверждается как корреляциями, так и общими линейными моделями.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Сергеевна Ощепкова
Институт языкознания РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: oshchepkova_es@iling-ran.ru
ORCID iD: 0000-0002-6199-4649
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Российская Федерация, 125009, Москва, Б. Кисловский пер., 1/1Наталья Александровна Картушина
Университет Осло
Email: natalia.kartushina@psykologi.uio.no
ORCID iD: 0000-0003-4650-5832
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Oslo, 0317, Norway Forskningsveien 3AАрина Николаевна Шатская
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: arina.shatskaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7283-8011
младший научный сотрудник
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9 * oshchepkova_es@iling-ran.ruСписок литературы
- Protasova, E.Yu., and N.M. Rodina. 2015. Mnogoyazychie v detskom vozraste. Saint Petersburg: Zlatoust publ. Print. (In Russ.)
- Tseitlin, S.N., G.N. Chirsheva, and Kuz’mina T.V. 2014. Osvoenie yazyka rebenkom v situatsii dvuyazychiya. Edited by M.B. Eliseeva. Saint Petersburg: Zlatoust publ. Print. (In Russ.)
- Cummins, J. 2001. Language, Power and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon; Multilingual Matters. Print.
- Bhatia, T.K., and Ritchie W.C. 2014. (Eds.). The handbook of bilingualism and multilingualism. John Wiley & Sons. Print.
- Shakhnarovich, A.M. 1977. “Natsional’noe i universal’noe v razvitii rechi rebenka”. In Natsional’no-kul’turnaya spetsifika rechevogo povedeniya. Moscow: Nauka publ. Print. (In Russ.)
- Bazheeva, T.P. 2002. Sotsial’nyi i yazykovoi aspekty formirovaniya rannego (detskogo) buryatskorusskogo i russko-buryatskogo dvuyazychiya. Ulan-Ude. Print. (In Russ.)
- Ulzytueva, A.I. 2007. Metodika obucheniya rechevomu obshcheniyu detei starshego doshkol’nogo vozrasta v usloviyakh dvuyazychiya (buryatsko-russkogo i russko-buryatskogo). Chita. Print. (In Russ.)
- Burzhunova, Z.G. 1998. “Lingvodidakticheskie osnovy formirovaniya russkogo proiznosheniya doshkol’nikov v usloviyakh dagestansko-russkogo dvuyazychiya”. Thesis of Candidate Diss. on Pedagogy. Print. (In Russ.)
- Gadzhiev, I.A. 2008. Razvitie rechi u detei v usloviyakh dvuyazychiya. Makhachkala. Print. (In Russ.)
- Trofimova, Yu.I. 2008. “Pedagogicheskie usloviya formirovaniya russko-yakutskogo dvuyazychiya doshkol’nikov: Na primere doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdenii Respubliki Sakha (Yakutiya)”. Thesis of Candidate Diss. on Philology. Yakutsk. Print. (In Russ.)
- Asratyan, N.M. 2018. “Russko-tatarskoe dvuyazychie v shkol’nom obrazovanii”. In Pozitivnyi opyt regulirovaniya etnosotsial’nykh i etnokul’turnykh protsessov v regionakh Rossiiskoi Federatsii Proceedings. Kazan’, Sept., 6—7, 2018. Kazan’: Sh. Mardzhani History Institute publ. 512 p. Pp. 204—208. Print. (In Russ.)
- Shakurova, M.M. 2016. “Tatarsko-russkoe dvuyazychie: problemy obucheniya yazykam”. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki 10(2): 64. Print. (In Russ.)
- Sharypova, N.Kh. 2004. Dvuyazychie v Tatarstane. Thesis of Doctor Diss. on Philology. Kazan’. Print. (In Russ.)
- Protasova, E.Yu. 2021. “Dinamika rasskazov detei-bilingvov: problemy i praktika”. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie. Teoriya i praktika 5 (107): 28—37. Print. (In Russ.)
- Laitinen, L. 2020. “Narrativnye sposobnosti russko-finskikh detei-bilingvov pri opisanii kartinok”. Doctor diss. in Philology. Khel’sinki. Print. (In Russ.)
- Kyuchukov, Kh.S., Ushakova O.S. 2021. “Pragmaticheskie aspekty tatarsko-russkogo bilingvizma detei doshkol’nogo vozrasta”. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie. Teoriya i praktika 5 (107): 48—55. Print. (In Russ.)
- Leont’ev, A.N. 1981. Problemy razvitiya psikhiki. 4-th edition. Moscow: MGU publ. Print. (In Russ.)
- Markovina, I.Yu., and Sorokin Yu.A. 2008. Kul’tura i tekst. Vvedenie v lakunologiyu. Moscow: GEOTAR-Media publ. Print. (In Russ.)
- Veraksa, A.N., Bukhalenkova D.A., and Kovyazina M.S. 2018. “Language Proficiency in Preschool Children with Different Level of Executive Functions”. Psychol. Russ. State Art 11: 115—129. doi: 10.11621/pir.2018.0408 Print.
- Pazeto, T.C.B., Seabra A.G., and Dias N.M. 2014. “Executive functions, oral language and writing in preschool children: Development and correlations”. Paidéia (Ribeirão Preto) 24: 213—221. Print.
- Gooch, D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., and Hulme С. 2016. “The development of executive function and language skills in the early school years”. Journal of Child Psychology and Psychiatry 57(2): 180—187. Print.
- Serratrice, L. 2012. “The bilingual child”. In The handbook of bilingualism and multilingualism. Edited by T.K Bhatia, W.C. Ritchie. Wiley Blackwell. Pp. 87—108. Print.
- Boerma, T., Leseman P., Timmermeister M., Wijnen F., Blom E. 2016. “Narrative abilities of monolingual and bilingual children with and without language impairment: Implications for clinical practice”. International journal of language & communication disorders 51(6): 626—638. Print.
Дополнительные файлы
