Интерпретация орнаментальных композиций в костюмном комплексе царевококшайских мари
- Авторы: Кудрявцев В.Г.1
-
Учреждения:
- Марийский государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025): ФИННО-УГОРСКИЙ НАРОД МАРИ: ЯЗЫК, ТРАДИЦИОННАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
- Страницы: 99-110
- Раздел: ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326874
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2025-22-1-99-110
- EDN: https://elibrary.ru/GRVZJK
- ID: 326874
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено интерпретации и анализу орнаментальных композиций в костюмном комплексе царевококшайских мари конца XIX - начала XX в. Выдвинутая современными исследователями-орнаментоведами модель изучения художественной и смысловой трактовки как «элемент - мотив - орнаментальная зона» в качестве конструктивного паттерна приемлема при анализе композиций вышивки этнотерриториальной группы царевококшайских мари. В образной интерпретации орнаментальных композиций костюмного комплекса царевококшайской (йошкаролинской) группы мари как наиболее яркого художественного явления и богато насыщенного вложенными в них смыслами выражается этноидентифицирующая особенность народного творчества. Вышитое орнаментальное изображение является источником многих символических значений и служит в качестве средства коммуникации. В этом виде художественного творчества отражается космологическая модель мира, изначально сформировавшаяся в изделиях из металла и керамики, а впоследствии их изобразительная символика перешла к вышивке. Образы солнца сопровождались в виде универсальных знаков ромба, креста, свастики, изображения животного мира включали таких представителей, как медведь, лось / олень, конь, орнитоморфный орнамент состоял из утки, лебедя, глухаря, тетерева. Особый акцент отводился вертикально размещённому образу мирового дерева, антропоморфным изображениям и крупно нанесённым солярным знакам. Сегодня сложность дешифровки орнаментальных композиций заключается в наслоении одного образа над другим. В выражении своего отношения к внешнему окружающему миру орнамент, прежде всего, характерен для наиболее консервативной традиции ручного творчества, проявлявшегося в оформлении праздничной и обрядовой вышивки как женского, так и мужского костюмного комплексов. В них наряду с эстетическими и художественными проявлениями раскрываются исполнительские приёмы женского ручного ремесла. Эти абстрагированные или вполне реалистичные вышитые изображения связаны с мировоззренческими паттернами и получили самое разное проявление именно в композиционном решении костюмного комплекса царевококшайских мари.
Об авторах
Владимир Геннадьевич Кудрявцев
Марийский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vladku2004@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1421-1664
SPIN-код: 5970-1282
доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусств
Российская Федерация, 424000, Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1Список литературы
- Palaguta, I.V. 2020. “Ornament as a special type of art”. Artistic culture, no. 1, pp. 45–64. https://doi.org/10.24411/2226-0072-2020-00007 EDN: RBOERZ Print. (In Russ.)
- Bakirova, T.Sh. 2021. “Application of scientific achievements in ornamental art.” Crimean dialogues: culture, art, education, vol. 7, no. 15, pp. 85–95. EDN: SDFRYL Print. (In Russ.)
- Palaguta, I.V. 2021. “The experience of “theorizing” ornament: “hermeneutics” or bricolage?: Rec. on the book: Ivanov N.A. Ornament: Hermeneutics and glossary. Moscow: Eterna publ., 2018. 352 p.” Terra artis. Art and design, no. 2, pp. 152–157. https://doi.org/10.53273/27128768_ 2021_2_152 EDN: PFDZSA Print. (In Russ.)
- Molotova, T.L. 2020. Mari costume. Yoshkar-Ola: Nat. Museum named after T. Evseev. Print. (In Russ.)
- Pavlova A.N. 2014. “Soroka — headdress of the Tsarevokokshay Mari: genesis and semantic.” Modern problems of science and education, no. 1. 14 Sept. 2024. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12015
- Pavlova, A.N. 2006. Costume of the Volga Finns as an ethnocultural phenomenon. Yoshkar-Ola: Mari State Univ. EDN: QQYNFP Print. (In Russ.)
- Golubeva, L.A. 1979. “Zoomorphic decorations of the Finno-Ugrians.” Archeology of the USSR. Collection of archaeological sources. E 1–59. Moscow: Nauka. EDN: WFZKFH Print. (In Russ.)
- Bolshov, S.V., Bolshova, N.A., Danilov, O.V. 2008. Ancient cult monuments of Mari El (based on archaeological, ethnographic, folklore and historical materials). Yoshkar-Ola: Mari State Univ. EDN: QPOCDT Print. (In Russ.)
- Shutova, N.I. 2015. “History of the origin and semantics of the lunar sign Tolyze.” Bulletin of the Udmurt University, vol. 25, issue 4, pp. 87–94. Print. (In Russ.)
- Kryukova, T.A. 1951. Mari embroidery. Leningrad. Print. (In Russ.)
- Evseev, T.E. 2002. Ethnographic collections. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. Print. (In Russ.)
- Yakovleva, V.Ya. 1951. “About Mari embroidery.” Scientific notes of the Mari Research Institute of Language, Literature and History, vol. 4, pp. 245–265. Print. (In Russ.)
- Kudryavtsev, V.G., and A.N. Pavlova. 2023. The art of Mari embroidery. Yoshkar-Ola: Mari book publishing house. Print. (In Russ.)
- Pavlova, A.N. 2006. Costume of the Volga Finns as an ethnocultural phenomenon. Yoshkar-Ola: Mari State Univ. EDN: QQYNFP Print. (In Russ.)
- Ivanov, N.A. 2015. “Hermeneutics of ornament: towards a methodology for interpreting ornamental compositions.” International Journal of Cultural Research, vol 20, no. 3. pp. 14–25. EDN: WBMDUB Print. (In Russ.)
- Shigurova, T.A. 2021. “Semantics of fabric as the basis of Mordovian embroidery.” Finno-Ugric world, vol. 13, no. 3, pp. 308–319. https://doi.org/10.15507/2076-2577.013.2021.03.308-320 EDN: OZKPLS Print. (In Russ.)
- Tokpulatov, V.G. 2017. “Basic meta-projects of the culture of the Mari people.” Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, vol. 86, no. 12-4, pp. 178–180. EDN: ZXHDHT Print. (In Russ.)
Дополнительные файлы
