Экфрасис в роли транскультурного маркера
- Авторы: Шафранская Э.Ф.1, Гарипова Г.Т.2,3, Кешфидинов Ш.Р.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Московский городской педагогический университет
- Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 720-738
- Раздел: Художественное измерение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/326895
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2024-21-4-720-738
- EDN: https://elibrary.ru/EFARXM
- ID: 326895
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - привлечение внимания филологов (литературоведов и лингвистов) и культурологов к актуализированному в литературном творчестве ХХ-XXI вв. приему экфрастического описания, который в условиях мульти- и транскультурного дискурса предстает иноэтнокультурным кейсом (в отношении к языку описания). Помимо краткой характеристики разновидностей экфрасиса авторы подробно останавливаются на обрядовом, живописном и гастрономическом, в которых явлен не столько сам объект описания, сколько раскрываются метатекстуальные коннотации, с ним сопряженные: или в истории, или в философском осмыслении ситуации. Объектом живописного экфрасиса предстает картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» в повести «Пенуэль» Сухбата Афлатуни; обрядового - похороны в рассказе «Неподвижная местность» (из сборника «Другой юг») Шамшада Абдуллаева, а также мусульманский обряд - аналог «детектора лжи», описанный в рассказе «Помпа» Сафара Каттабаева; объектом гастрономического экфрасиса выбрано приготовление фаршированной рыбы из романа «′А… Начало романа» Михаила Кагановича. Все авторы - представители современной актуальной словесности. В качестве литературных параллелей использованы экфрасисы, созданные Андреем Платоновым и Габриелем Маркесом. Авторы делают вывод, что экфрасис, являясь паттерном иноэтнокультурного текста, становится культурологическим проводником, расширяющим поле русской литературы до транскультурного статуса.
Об авторах
Элеонора Федоровна Шафранская
Российский университет дружбы народов
Email: shafranskayaef@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4462-5710
SPIN-код: 5340-6268
доктор филологических наук, профессор института русского языка
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, к. 10, корпус 3Гульчира Талгатовна Гарипова
Московский городской педагогический университет; Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
Email: ggaripova2017@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7675-2570
SPIN-код: 1926-8676
доктор филологических наук, профессор департамента филологии, Московский городской педагогический университет; профессор кафедры филологии и лингвокультурологии, Российский университет имени А.Н. Косыгина
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1Шевкет Рустемович Кешфидинов
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: keshfidinov-shevket@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3293-3393
аспирант кафедры русской литературы
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1Список литературы
- Avtuhovich, T. 2018. And again about ekphrasis. Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 7–12. Print. (In Russ.)
- Juhimuk, Ja. 2018. Problems of Studying the Musical Ekphrasis: To the Definition of the Concepts of Ekphrasis, Hypotyposis, Eidolon and the Musical Theme. Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 210–222. Print. (In Russ.)
- Danilevskij,R. 2013. “G.E. Lessing: the collapse of ecphrasis?” In “Inexpressibly expressive”: ecphrasis and problems of visual representation in a literary text, collection of articles, scientific editor D.V. Tokareva. Moscow: New Literary Review, pp. 35–43. Print. (In Russ.).
- “Inexpressibly expressive”: ecphrasis and problems of visual representation in a literary text, collection of articles, scientific editor D.V. Tokareva. 2013. Moscow: New Literary Review. Print. (In Russ.).
- Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. 2018. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies. Print. (In Russ.)
- Ecphrasis in Russian Literature: Proceedings of the Lausanne Symposium, edited by L. Geller. 2002. Moscow: MIK publ. Print. (In Russ.)
- Kostantini, M. 2013. “Ekphrasis: the concept of literary analysis or a meaningless term?” “Inexpressibly expressive”: ecphrasis and problems of visual representation in a literary text, collection of articles, scientific editor D.V. Tokareva. Moscow: New Literary Review, pp. 29–34. Print. (In Russ.).
- Braginskaya, N. 2018. “Demonstration, Catalogue, Simile, Ekphrasis: O.M. Freidenberg on the Origin of Literary Description.” Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 13–27. Print. (In Russ.).
- Jacenko, E.V. 2011. “Love painting, poets..” Ecphrasis as an artistic and ideological model.” Questions of Philosophy, no. 11, pp. 47–57. Print. (In Russ.)
- Shimak-Rejfer, Ja. 1994. In Search of Sources of Platonic Prose (Translator’s Notes). New Literary Review, no 9, pp. 269–275. Print. (In Russ.)
- Skakov, N. 2011. “Spaces of Andrey Platonov’s “Jan.” New Literary Review, no. 1(107), pp. 211–230. Print. (In Russ.)
- Magomedova, D.M. 2018. “Painting with the Removed Links: A Poem-Cipher in Symbolic and Post-Symbolistic Poetry.” Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 596–605. Print.(In Russ.)
- Borunov, A.B. 2024. Supertexts in modern Russian prose: principles of structural and semantic organization: Dissertation for the degree of Doctor of Philology, 5.9.1. Moscow. (In Russ.)
- Frejdenberg, O.M. 2018. “The origin of the literary description.” Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 28–76. Print. (In Russ.)
- Zajarnaya, I. 2018. “The Types of Ekphrasis in Oberiut’s creative Writing.” Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 397–412. Print. (In Russ.)
- Djadishheva-Rosoveckaya, Ju. 2018. “The Peculiarity of Ekphrasis in Translation of the Songof Songs by the Methodious.” Theory and history of ekphrasis: The results and prospects of the study, edited by T. Autukhovich with the participation of R. Mnikh and T. Bovsunovskaya. Siedlce: Franciszek Karpinski Institute of Regional Culture and Literary Studies, pp. 532–546. Print. (In Russ.)
- Bakhtikereeva, U.M. 2009. Creative bilingual personality (features of the Russian text of the author of Turkic origin). Astana: CBOiMI publ. Print. (In Russ.).
- Shafranskaya, E.F., Garipova, G.T., and Sh.R. Keshfidinov. 2024. Transcultural literature of the XXI century, a textbook. Moscow: Jurajt publ. Print. (In Russ.)
- Garipova, G.T., and E.F. Shafranskaya. 2023. The Tuvan Text in the Aspect of Transculturation. Polylinguality and Transcultural Practices, vol. 20, no. 3, pp. 497–514. Print. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-897X-2023-20-3-497-514
Дополнительные файлы
