Гендерная специфика оценочной стратегии ассоциирования носителей русского языка: квантитативный аспект
- Авторы: Чернышова Е.Б.1
-
Учреждения:
- Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 554-563
- Раздел: Языковое сознание
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-897X/article/view/329745
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2018-15-4-554-563
- ID: 329745
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме влияния гендерного фактора на протекание ассоциативных процессов. Цель работы - выявить и описать гендерную специфику оценочной стратегии ассоциирования. Выводы сделаны на материале свободного ассоциативного эксперимента с множественными реакциями испытуемых, проведенного автором в 2016 году с носителями русского языка женского и мужского пола в возрасте от 7 до 25 лет. Данный тип эксперимента показал, что оценочные реакции в основном имеют второй и третий ранг в ассоциативном ряду. Гендерная специфика оценочного ассоциирования регистрируется при реагировании на каждое предложенное слово-стимул, наиболее ярко - на слова-стимулы сила , радость , мир . Оценочные реакции преобладают в ассоциативных полях ядерных единиц у испытуемых женского пола, в первую очередь у девочек 7-10 лет и девушек 18-25 лет. Тем самым свободный ассоциативный эксперимент с множественными реакциями испытуемых дает возможность получать наиболее репрезентативный экспериментальный материал, в том числе и для выявления гендерных особенностей ассоциативного механизма.
Об авторах
Елена Борисовна Чернышова
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachernishova@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры начального и среднего профессионального образования технолого-педагогического факультета Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета
Российская Федерация, 397160, Борисоглебск, ул. Народная, 43Список литературы
- Harrold, R.M., Burke, D., Peters, L. eds. 1987. Word Association Norms for Young and Older Adults / // Social and Behavioral Science Documents, 1987. Vol. 17(2). [электронный ресурс]. http://lcs.pomona.edu/cogaging/materials/research/Word_Association.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
- Nelson, D.L. 2000. What is free association and what does it measure? Memory & Cognition. Vol. 28. Florida.
- Nelson, D.L. 2004. The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. Vol. 30. Tampa.
- Ufimtseva, N.V. 2004. Predislovie. Slavyanskii assotsiativnyi slovar’: rus., belorus., bolg., ukr. [Preface. Slavic associative dictionary: Rus., Bel., Bolg., Ukr], 3—9. Moscow: Mosc. state linguist. Univ. publ. Print. (in Russ.)
- Goroshko, E.I. 2003. Jazykovoe soznanie: gendernaja paradigma [Language consciousness: a gender paradigm]. Moscow-Har’kov: ID INZhJeK publ. Print. (in Russ.)
- Goroshko, E.I., Kirilina, A.V 1999. Gendernye issledovanija v lingvistike segodnja [Gender studies in linguistics today]. Gendernye issledovanija. Har’kovskij centr gendernyh issledovanij. Moscow: «Chelovek & Kar’era» publ. 2: 234—241. Print. (in Russ.)
- Variyasova, E.V. 2012. Gender factor influence on association behavior of advertising communication participants. Bulletin of Tomsk state pedagogical University 10 (125): 151-153. Print. (in Russ.)
- Vozdvizhenskaya, A.V. 2014. Gendernyi aspekt assotsiativnogo reagirovaniya [Gender aspect of associative response]. Slovo i tekst: psikholingvisticheskii podkhod [Word and text: psycholinguistic approach] 14: 185—188. Tver’: Tver State University. Print. (in Russ.)
- Vjazigina, N.V. 2009. Associativnaja struktura jazykovogo soznanija v gendernom izmerenii (jeksperimental’noe issledovanie) [Associative structure of language consciousness in the gender dimension (experimental research)] // Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta: Materialy XXXVI nauchnoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov i uchashhihsja licejnyh klassov. Vyp. 6: 163—164. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, Print. (in Russ.)
- Tokareva, E.N. 2005. Specifika vyrazhenija ocenki v gendernom diskurse (na materiale sovr. angl. jaz) [Specificity of the evaluation expression in gender discourse (on the basis of modern English)]: PhD Dis. Ufa: BashSU. Print. (in Russ.)
- Cherepanov, I.Y. 2017. Influence of gender factor on respondents’ responses in associative experiment // Voprosy psikholingvistiki 3 (33): 202—217.
- Jachnaja, T.A. 2014. Vybor strategii associirovanija (gendernyj aspekt) [The choice of an association strategy (gender aspect)] // Trudy BGTU. Serija 5: Politologija, filosofija, istorija, filologija 5 (169): 183—185. Minsk: BGTU publ. Print. (in Russ.).
- Karaulov, Yu.N. 1999. Aktivnaya grammatika i assotsiativno-verbal’naya set’ [Active grammar and associative-verbal network]. Moscow: Institut russkogo yazyka RAN publ. Print. (in Russ.)
- Sdobnova, A.P. 2015. Leksikon shkol’nika kak dinamicheskaya sistema [The vocabulary of the student as a dynamic system]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
- Klenova, A.V. 2007. Otsenochnye smysly v assotsiativnom slovare (na materiale assotsiativnogo slovarya shkol’nikov Saratova i Saratovskoi oblasti) [Evaluation of associative meanings in the dictionary (on the material of associative vocabulary of schoolchildren of Saratov and Saratov region)]. Doc. Dis. Saratov. Print. (in Russ.)
- Zhelezovskaya, N.L. 2015. Etnoyazykovaya spetsifika emotsional’no-otsenochnykh edinits russkikh, belorusskikh i amerikanskikh assotsiativnykh polei «chelovek» [Ethno-linguistic specificity of emotional-evaluative units of Russian, Belarusian and American associative fields «human»]. Izvestiya Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny 1 (88): 89—95. Print. (in Russ.)
- Ufimtseva, N.V. 2017. Yadro yazykovogo soznaniya [The core of linguistic consciousness]. (Neo) psikholingvistika (psikho)lingvokul’turologiya: novye nauki o cheloveke govoryashchem [(Neo) psycholinguistics (psycho) linguoculturology: new sciences about the person speaking], edited by V.V. Krasnykh, 40—42. Moscow: Gnozis publ. Print. (in Russ.)
- Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 1. Ot stimula k reaktsii [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 1. From stimulus to reaction]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
- Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 2. Ot reaktsii k stimulu. Ch. 1. A-N [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 2. From reaction to stimulus. Part 1]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
- Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 2. Ot reaktsii k stimulu. Ch. 2. O-Ya [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 2. From reaction to stimulus. Part 2]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
Дополнительные файлы

