Гендерная специфика оценочной стратегии ассоциирования носителей русского языка: квантитативный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме влияния гендерного фактора на протекание ассоциативных процессов. Цель работы - выявить и описать гендерную специфику оценочной стратегии ассоциирования. Выводы сделаны на материале свободного ассоциативного эксперимента с множественными реакциями испытуемых, проведенного автором в 2016 году с носителями русского языка женского и мужского пола в возрасте от 7 до 25 лет. Данный тип эксперимента показал, что оценочные реакции в основном имеют второй и третий ранг в ассоциативном ряду. Гендерная специфика оценочного ассоциирования регистрируется при реагировании на каждое предложенное слово-стимул, наиболее ярко - на слова-стимулы сила , радость , мир . Оценочные реакции преобладают в ассоциативных полях ядерных единиц у испытуемых женского пола, в первую очередь у девочек 7-10 лет и девушек 18-25 лет. Тем самым свободный ассоциативный эксперимент с множественными реакциями испытуемых дает возможность получать наиболее репрезентативный экспериментальный материал, в том числе и для выявления гендерных особенностей ассоциативного механизма.

Об авторах

Елена Борисовна Чернышова

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenachernishova@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры начального и среднего профессионального образования технолого-педагогического факультета Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета

Российская Федерация, 397160, Борисоглебск, ул. Народная, 43

Список литературы

  1. Harrold, R.M., Burke, D., Peters, L. eds. 1987. Word Association Norms for Young and Older Adults / // Social and Behavioral Science Documents, 1987. Vol. 17(2). [электронный ресурс]. http://lcs.pomona.edu/cogaging/materials/research/Word_Association.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
  2. Nelson, D.L. 2000. What is free association and what does it measure? Memory & Cognition. Vol. 28. Florida.
  3. Nelson, D.L. 2004. The University of South Florida free association, rhyme, and word fragment norms. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. Vol. 30. Tampa.
  4. Ufimtseva, N.V. 2004. Predislovie. Slavyanskii assotsiativnyi slovar’: rus., belorus., bolg., ukr. [Preface. Slavic associative dictionary: Rus., Bel., Bolg., Ukr], 3—9. Moscow: Mosc. state linguist. Univ. publ. Print. (in Russ.)
  5. Goroshko, E.I. 2003. Jazykovoe soznanie: gendernaja paradigma [Language consciousness: a gender paradigm]. Moscow-Har’kov: ID INZhJeK publ. Print. (in Russ.)
  6. Goroshko, E.I., Kirilina, A.V 1999. Gendernye issledovanija v lingvistike segodnja [Gender studies in linguistics today]. Gendernye issledovanija. Har’kovskij centr gendernyh issledovanij. Moscow: «Chelovek & Kar’era» publ. 2: 234—241. Print. (in Russ.)
  7. Variyasova, E.V. 2012. Gender factor influence on association behavior of advertising communication participants. Bulletin of Tomsk state pedagogical University 10 (125): 151-153. Print. (in Russ.)
  8. Vozdvizhenskaya, A.V. 2014. Gendernyi aspekt assotsiativnogo reagirovaniya [Gender aspect of associative response]. Slovo i tekst: psikholingvisticheskii podkhod [Word and text: psycholinguistic approach] 14: 185—188. Tver’: Tver State University. Print. (in Russ.)
  9. Vjazigina, N.V. 2009. Associativnaja struktura jazykovogo soznanija v gendernom izmerenii (jeksperimental’noe issledovanie) [Associative structure of language consciousness in the gender dimension (experimental research)] // Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta: Materialy XXXVI nauchnoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov i uchashhihsja licejnyh klassov. Vyp. 6: 163—164. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, Print. (in Russ.)
  10. Tokareva, E.N. 2005. Specifika vyrazhenija ocenki v gendernom diskurse (na materiale sovr. angl. jaz) [Specificity of the evaluation expression in gender discourse (on the basis of modern English)]: PhD Dis. Ufa: BashSU. Print. (in Russ.)
  11. Cherepanov, I.Y. 2017. Influence of gender factor on respondents’ responses in associative experiment // Voprosy psikholingvistiki 3 (33): 202—217.
  12. Jachnaja, T.A. 2014. Vybor strategii associirovanija (gendernyj aspekt) [The choice of an association strategy (gender aspect)] // Trudy BGTU. Serija 5: Politologija, filosofija, istorija, filologija 5 (169): 183—185. Minsk: BGTU publ. Print. (in Russ.).
  13. Karaulov, Yu.N. 1999. Aktivnaya grammatika i assotsiativno-verbal’naya set’ [Active grammar and associative-verbal network]. Moscow: Institut russkogo yazyka RAN publ. Print. (in Russ.)
  14. Sdobnova, A.P. 2015. Leksikon shkol’nika kak dinamicheskaya sistema [The vocabulary of the student as a dynamic system]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
  15. Klenova, A.V. 2007. Otsenochnye smysly v assotsiativnom slovare (na materiale assotsiativnogo slovarya shkol’nikov Saratova i Saratovskoi oblasti) [Evaluation of associative meanings in the dictionary (on the material of associative vocabulary of schoolchildren of Saratov and Saratov region)]. Doc. Dis. Saratov. Print. (in Russ.)
  16. Zhelezovskaya, N.L. 2015. Etnoyazykovaya spetsifika emotsional’no-otsenochnykh edinits russkikh, belorusskikh i amerikanskikh assotsiativnykh polei «chelovek» [Ethno-linguistic specificity of emotional-evaluative units of Russian, Belarusian and American associative fields «human»]. Izvestiya Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny 1 (88): 89—95. Print. (in Russ.)
  17. Ufimtseva, N.V. 2017. Yadro yazykovogo soznaniya [The core of linguistic consciousness]. (Neo) psikholingvistika (psikho)lingvokul’turologiya: novye nauki o cheloveke govoryashchem [(Neo) psycholinguistics (psycho) linguoculturology: new sciences about the person speaking], edited by V.V. Krasnykh, 40—42. Moscow: Gnozis publ. Print. (in Russ.)
  18. Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 1. Ot stimula k reaktsii [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 1. From stimulus to reaction]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
  19. Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 2. Ot reaktsii k stimulu. Ch. 1. A-N [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 2. From reaction to stimulus. Part 1]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)
  20. Gol’din, V.E., Sdobnova, A.P., Mart’yanov, A.O. 2011. Russkii assotsiativnyi slovar’: assotsiativnye reaktsii shkol’nikov 1—11 klassov: v 2 t. T. 2. Ot reaktsii k stimulu. Ch. 2. O-Ya [Russian associative dictionary: associative reactions of pupils of 1—11 classes: in 2 Vol. Vol. 2. From reaction to stimulus. Part 2]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta publ. Print. (in Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».