Review of the collection of articles “Social and National in Soviet Culture: to the 65th anniversary of the Decade of Tatar Art and Literature in Moscow” (Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2022. 436 p.)
- Authors: Kamaeva E.V.1
-
Affiliations:
- Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
- Issue: Vol 8, No 3 (2023)
- Pages: 442-447
- Section: Chronicle of scientific life
- Published: 04.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2619-1636/article/view/358415
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2023-8-3.442-447
- EDN: https://elibrary.ru/VNZLWV
- ID: 358415
Cite item
Full Text
Abstract
The article presents a review of the collection dedicated to the 65th anniversary of the Decade of Tatar Art and Literature in Moscow. The collection includes articles by researchers presented at an international scientific conference. The authors revealed a wide range of academic problems related to the national culture evolution throughout the twentieth century and the processes of cultural genesis and sociogenesis of national cultures. A separate section of the collection is devoted to the issues of popularisation and preservation of national cultural traditions, their integration into the modern space. The studies devoted to the transformation of the management system in the field of culture are of particular interest are. The source base for a number of articles consisted of archival materials and documents of personal origin, represented by photographs and interviews.
Full Text
Сохранение национальных традиций народов России является неотъемлемой частью современной культурной политики страны. Традиционная культура – важная составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания.
На протяжении всего периода своего существования Советский Союз, включавший в себя представителей разных народов, пытался выстраивать интернациональную культурную политику, в которой переплелись народные традиции, национальные особенности и советская система ценностей. Как отмечали лекторы общества «Знание», советская культурная политика была социалистическая по содержанию и национальная по форме. С этой целью политическим руководством страны активно использовались разные формы работы, такие как фестивали, конкурсы, смотры и декады национальных культур. Переосмысление и анализ советского опыта чрезвычайно актуален и востребован в современной России. В октябре 2022 г. состоялась Международная научная конференция «Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве» (24 мая – 4 июня 1957 г.), организованная Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Ее целью стало изучение важных процессов социогенеза и этногенеза советской и национальной культуры, форм межрегиональных коммуникаций и популяризации культурных и духовных ценностей в современном обществе. Материалы этой конференции легли в основу рецензируемого сборника1.
Название сборника отражает задачи, поставленные организаторами конференции, которые предлагают рассмотреть советскую культуру не только сквозь призму национальных традиций, но и как способ социального взаимодействия между властью и обществом, а также различными слоями общества. Национальная и социальная культура находятся в тесной взаимосвязи, выполняя похожие функции коммуникации, создания норм, символов и ценностей, регулирующих отношения в различных сферах, играют значительную роль в процессе формирования мировоззрения человека. (Мерзлякова, 2009: 98).
В соответствии с заявленной темой конференции статьи авторов сборника объединены в три тематических раздела.
Самый большой раздел сборника «Советская идентичность: социальное и национальное» составили 20 статей, в которых представлен материал по отдельным проблемам развития культуры и системы образования в национальных регионах Советского Союза. Разные по тематике, хронологии и географии статьи раскрывают механизм включения национальных традиций в советскую систему ценностей, процесс формирования научных и культурных школ и системы образования.
Авторы отмечают, что национальная культура и система образования Туркменистана, Узбекистана и Башкирии претерпела изменения на протяжении ХХ века, развиваясь в контексте советской идеологии, при этом сохраняя материальные и духовные ценности народов. В статье С.А. Заельской приводятся данные, свидетельствующие о значительном развитии театрального искусства Башкирии и Удмуртии в 1960–1980-х гг., большой посещаемости театров и привлекательности театрального искусства. Автор видит причину этого в том, что несмотря на то, что основу репертуара составляли произведения на современные советские темы, в нём использовались народные традиционные мотивы, а постановки шли на всех национальных языках. (Заельская, 2022: 132) В статьях И.А. Комиссаровой и Ю.Ю. Цыкиной предлагаются апробированные современные способы популяризации и сохранения культурных традиций посредством музеев, Домов народного творчества, этнографических экспедиций и фестивалей. Авторы делают акцент на необходимости исследований межкультурной коммуникации на основе диалога языков и культур, что очень актуально в современном обществе в условиях глобализации.
Второй раздел сборника «Тенденции, противоречия и результаты национальной культурной политики ТАССР» объединил статьи, раскрывающие картину культурной жизни Татарской АССР. Открывающая раздел статья А.Г. Галлямовой анализирует этапы советской культурной политики и ее влияние на развитие национальной культуры. Автор отмечает, что Декада 1957 г. сыграла особую роль в утверждении татарской идентичности в советском континууме (Галлямова, 2022: 190). Статья Ф.Ф. Мардановой позволяет проследить становление системы управления культурой и сложный процесс взаимодействия государственных органов в ТАССР.
Ряд статей на основе документов личного происхождения раскрывают вклад представителей творческих союзов в развитие национальной культуры: писателя Ш. Камала (автор Г.Р. Зигангирова), архитектора И.Г. Гайнутдинова (авторы Н.С. Киносьян, А.Ю. Михайлов), художника Х.А Якупова (автор И.И. Халикова). О подготовке национальных кадров в системе музыкального образования и формировании композиторской школы говорится в статье И.Н. Суетина. Определенный интерес представляет статья Р.О. Абиловой, в которой раскрывается социокультурный облик села республики через призму семейных фотографий.
Третий раздел «Триумф татарской культуры в столице СССР: от несостоявшейся Декады 1941 года к успеху Декады 1957 года» тематически объединил статьи, в которых освещаются мало известные страницы подготовки к Декаде 1941 г. и Декаде 1957 г. В статье Л.Р. Петровой представлен процесс работы над созданием балета «Шурале» и оперы «Алтынчеч», которые должны были открывать Декадные мероприятия 1941 г. Несмотря на то, Великая Отечественная война не позволила декаде состояться, тем не менее, премьерные показы прошли в 1941 г. и 1942 г. Опера «Алтынчеч» и балет «Шурале» заняли достойное место в «золотом фонде» татарского музыкального искусства. Д.Д. Хисамова отмечает, что Декада татарского искусства и литературы в Москве 1967 г. стала своеобразным катализатором для дальнейшего развития и последующего расцвета искусства скульптуры в республике в 1960–1980-е гг. Выдающиеся произведения были созданы при непосредственном участии скульптора Садри Ахуна.
Эта мысль продолжается в статье Р.В. Шайдуллина. Автор пишет, что подготовка к Декаде активизировала художественную самодеятельность, в основу номеров которой были положены народные сюжеты и национальные мотивы. Также он отмечает, что сегодня самой популярной формой этнокультурного воспитания молодежи являются фестивали и праздничные мероприятия, в рамках которых происходит трансляция гуманистических ценностей, заложенных в национальных культурных традициях. (Шайдуллин, 2022:359)
Четвертый раздел сборника составили 50 источников, представленных документами центральных и федеральных архивов, а также материалами периодической печати, которые дополняют и иллюстрируют фактический материал научных докладов. 28 документов позволяют воссоздать хронологию событий и условия, в которых происходила подготовка к Декаде 1941 г. Это Постановления СНК Татарской АССР, переписка с Управлением по делам искусств при СНК РСФСР, статьи в газете «Красная Татария», которые позволяют говорить о большом значении Декады для творческих коллективов республики, активно включившихся в подготовительную работу. Все 11 театров республики должны были представить свои постановки, многие из которых специально создавались для показа на московских сценах.
22 документа отражают процесс подготовки к Декаде 1957 г., которая проходила в более сложных условиях развенчания культа личности, когда не были четко сформулированы новые идеологические установки и представители творческих союзов находились в состоянии поиска тем для выступления. Переписка правления Союза советских писателей Татарской АССР с партийными органами власти и творческим союзом СССР свидетельствует о том, что первые обращения с просьбой о проведении Декады татарской литературы поступали уже в 1950 г. При этом первыми в процесс подготовки к мероприятию включились самодеятельные музыкальные и театральные коллективы республики. Статьи газет «Советская Татария» и «Правда» наглядно демонстрируют большой успех Декады и интерес, который вызвали произведения татарского искусства у московской публики.
Таким образом, в материалах сборника представлен глубокий анализ советского опыта сосуществования и взаимодействия национальных культур, который позволяет говорить о прямой исторической преемственности этнокультурных процессов в Российской Федерации.
Материалы сборника являются востребованными, актуальными и имеют большое научное-теоретическое и прикладное значение.
Сборник научных статей отвечает современным требованиям и будет полезным для ознакомления специалистам, преподавателям, студентам вузов и всем интересующимся историей культуры народов России.
1 См. электронную версию сборника: http://татаровед.рф/libraries?utf8=✓&search=Социальное+и+национальное&button=search
About the authors
Elena V. Kamaeva
Kazan State University of Architecture and Civil Engineering
Author for correspondence.
Email: bureeva27@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2274-9931
SPIN-code: 2474-3338
Cand. Sc. (History), Associate Professor at the Department of History and Philosophy
Russian Federation, 1, Zelenaya St., Kazan 420043, Russian FederationReferences
- Gallyamova A.G. (2022) The Tatar culture in the Soviet period: Processes of socio, formo-, ethnogenesis. In: I.I. Khanipova (eds.) Social and national in Soviet culture: to the 65th anniversary of the Decade of Tatar art and literature in Moscow: Collection of articles. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences: 189–198. (In Russ.)
- Zaelskaya S.A. (2022) Professional theatrical art of the autonomous republics of the Urals in the late Soviet period (1964–1984). In: I.I. Khanipova (eds.) Social and national components in the Soviet culture: To the 65th anniversary of the Decade of Tatar Art and Literature in Moscow: collection of articles. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences: 131–140. (In Russ.)
- Merzlyakova I.V. (2009) Social culture as the basis for the social well-being of a person and society. Uchenyye zapiski Zabaykal’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo [Scientific notes of N.G. Chernyshevsky Trans-Baykal State Humanitarian Pedagogical University]. No. 4(27): 97–100. (In Russ.)
- Shaydullin R.V. (2022) Festivals in the context of inter-regional communication and popularisation of national traditions of the peoples of Tatarstan (1990–2020). In: I.I. Khanipova (eds.) Social and national components in the Soviet culture: To the 65th anniversary of the Decade of Tatar Art and Literature in Moscow: collection of articles. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences: 358–368. (In Russ.)
Supplementary files


